Цифровое радио в России появится в 2012 году
Основное строительство объектов радиовещания для трансляции общероссийских радиопрограмм в цифровом формате DRM начнется с 2012 года. Об этом рассказал 22 сентября в Москве министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Игорь Щёголев, выступая на открытии Международной конференции «Радио в цифровой среде», организованной Российской Академией Радио.
«Россия находится в самом разгаре цифровизации», - отметил министр. Он рассказал, что сейчас основное внимание уделяется развитию цифрового телевидения как одного из важнейших медиа. «Мы видим этот проект не только как технологический и экономический, но и как социальный. Мы начали внедрять цифровое телевидение на Дальнем Востоке, оно движется с востока вместе с солнцем на запад», - рассказал министр.
По мнению Игоря Щёголева, цифровое радио станет также одним из важнейших медиа. «Благодаря простоте использования и всепроникающей способности, радио не утратило популярности даже в эпоху телевидения и интернета, - отметил он. - На конец 2010 года у нас в стране было выдано свыше 2,5 тысяч лицензий на радиовещание». Игорь Щёголев привёл пример информационного и технологического неравенства: качественным стереофоническим радиовещанием в диапазонах с частотной модуляцией пока охвачено не более 70% городского населения, а в сёлах этот показатель еще ниже. «Те программы, которые будут направлены на модернизацию телерадиовещания, призваны исправить эту технологическую несправедливость», - сказал он.
По словам министра, Правительственная комиссия, которая занимается вопросами модернизации телерадиовещания, признала целесообразным внедрение у нас в стране международной системы цифрового радиовещания DRM. Министр отметил: «Строительство объектов радиовещания для трансляции общероссийских радиопрограмм в цифровом формате, в соответствии с федеральной целевой программой, начнется уже с 2012 года». Выбранный стандарт позволяет на одной частоте передавать аналоговый и цифровой сигналы, что позволит еще долгое время осуществлять выбор между ними.
Для того чтобы в полной мере воспользоваться всеми возможностями цифрового радио, будут нужны принципиально новые приёмники, напомнил министр. Могут быть также использованы некоторые из уже имеющихся у россиян устройств, например, мобильные телефоны или цифровые телевизоры. Для полного охвата населения страны радиовещанием и для вещания на зарубежные страны федеральная целевая программа предусматривает ввод в эксплуатацию 85 цифровых передатчиков и 37 антенн ДВ, СВ и КВ диапазонов, а также 370 новых передатчиков УКВ диапазона. Они заменят устаревшее оборудование и будут пригодны для быстрого перевода в цифровой формат вещания.
«Внедрение нового стандарта запланировано по той же программе, по которой мы переходим на цифровое телевидение, - сообщил министр. - К 2015 году мы развернем по стране сеть, которая позволит пользоваться преимуществами цифрового радио». Около 13 миллиардов рублей запланировано потратить на цифровизацию радио до 2015 года. Часть вложений – из государственного бюджета, часть – внебюджетные.
На конференции были озвучены статистические данные по радиорынку РФ. На нем преобладают негосударственные, частные коммерческие радиостанции – их более 85%, 12,6% – государственные и муниципальные радиостанции, и не более 2% составляют негосударственные некоммерческие радиостанции. Наиболее значимым профильным источником дохода была и остается радиореклама, вклад которой в совокупный доход на радиорынке в 2010 году оценен экспертами в 71%; общий объем рекламы на радиорынке на 2011 год оценивается примерно в 11 миллиардов рублей, прирост рынка рекламы в этом году должен составить 10-15%. Совокупный доход от нерекламных недотационных источников в 2010 году оценивается в 6%. В него входят информационное обслуживание, услуги по аудиозаписи и монтажу аудиоматериалов, продажа авторских прав на трансляцию собственного медийного продукта, продажа предметов с символикой радиостанции, организация платных концертов с приглашением звёзд шоу-бизнеса, выпуск дисков с оригинальными аудиозаписями, сдача в аренду помещений. В общей структуре медиаиндустрии доходы, полученные от дотационной модели, в целом составляют 23% от совокупного дохода. В последние годы получили также распространение формы бизнес-взаимодействия радиостанций с операторами сотовой связи и интернет-структурами. Есть доходы от СМС-сообщений, посылаемых радиослушателями в редакцию.
Наиболее распространенным типом радиоустройств сегодня являются радиоприёмники и автомагнитолы. Автомагнитол в Российской Федерации чуть более 30 миллионов. 26% населения прослушивает радио через мобильный телефон, 22% – через интернет. Мощное радиовещание является важнейшим звеном в организации российского вещания на зарубежные страны. Для этих целей в Российской Федерации используется более 100 частот и более 40 передатчиков.
Были названы барьеры для использования спутникового радиовещания. Во-первых, для приёма сигнала спутникового радиовещания пользователям необходимо иметь спутниковое оборудование или специальные приёмники со встроенными антеннами. Во-вторых, система спутникового радиовещания отличается крайне низкой помехоустойчивостью. В-третьих, для устойчивого приёма сигнала на обширной территории или в условиях крупных городов необходима сеть ретрансляторов, принимающих спутниковый сигнал и «подсвечивающих» теневые зоны. Наиболее оптимальной представляется модернизация российского радиовещания в направлении развития систем наземного вещания.
Участники конференции отметили, что ни одна из используемых сегодня радиотехнологий не может в полной мере решить задачи покрытия всей территории Российской Федерации качественным радиовещанием. С этой целью будет внедряться стандарт DRM. Для него выделены стандарты традиционного для России радиовещания, это позволит частично использовать существующую инфраструктуру передающих антенных комплексов средних, длинных и коротких диапазонов. Перевод на цифровой формат приведёт к возникновению новой идеологии вещания, уходу от стереотипов и технологических схем организации аналогового вещания, появлению новых принципов программирования и созданию новых форматов. Цифровые технологии создают новые среды для реализации контента – это текст, графика, видео, предоставляемая слушателям возможность влиять на ход программы, общение внутри аудитории станции, выстраивание интерактивной коммуникации с аудиторией через сайт радиостанции и многие другие услуги. Некоторые изменения претерпит и система измерения аудитории – основные корректировки будут касаться вопросов определения генеральной совокупности, размера выборки и географии проведения измерений аудитории.
Создание новой инфраструктуры позволит обеспечить качественным цифровым государственным радиовещанием и оповещением о чрезвычайных ситуациях 100% населения России, создаст новую технологическую базу для развития коммерческого цифрового вещания.
Опубликовано 23.09.2011