Facebook: персональная ищейка Graph Search
Как часто мы спрашиваем в Facebook: «Коллеги, посоветуйте хорошего плотника». А также: «Кто бывал в Пицца-Хат в последнее время, как вам там?». Можно, конечно, найти страницы отзывов и почитать, что пишут о той или иной услуге, заведении или культурном мероприятии незнакомые люди. Но можно ли им доверять? Не подсадные ли это утки? В наибольшей степени человек доверяет только своим знакомым.
Ощущая потребность у людей в информации, исходящей от друзей, Facebook представила «социальный поиск» Graph Search. Слово Graph в данном случае не является посылкой к «графике», а имеет отношение к слову «граф», математическому объекту, представляющему собой совокупность вершин и связей между ними. Разработка поиска заняла, по словам гендиректора Facebook Марка Цукерберга (Mark Zukerberg), порядка года, при этом помощь специалистам Facebook оказывали сотрудники поискового сервиса Microsoft Bing.
Новому поиску Facebook посвящена страница www.facebook.com/about/graphsearch, на которой указано, что новые функции поиска работают пока только для пользователей из США. На видео, размещенном на странице, указано, что отныне можно проводить поиск по запросам типа «мои друзья, которым нравится бегать» и «фото моих друзей из Нью-Йорка». В целом, примеры запросов разнообразием не отличаются. Например, предлагается провести поиск тех друзей, «кому нравится путешествовать на машине», а также тех друзей, «которые работают в моей компании и любят кататься на лыжах». Предлагается найти и «национальные парки, которые посещали мои друзья», а также провести поиск «фотографий, которые нравятся мне».
Для России новые функции пока не работают, если нажать на заманчивую кнопку «Попробуйте поиск», появляется список из 12 человек, живущих в моем городе (в данном случае это Санкт-Петербург). Некоторые из них имеют со мной общих друзей. Кто все эти люди? По какому принципу они подбирались? Пока ответов на эти вопросы нет. Но есть возможность подписаться на новостную рассылку, и получить уведомление, когда поиск для нашей страны наконец-то будет готов.
Интересно, что на странице продвижения нового поиска размещено видео, в котором Марк Цукерберг и другие сотрудники Facebook рассказывают о том, что, зачем и как. В частности, инженер Кэри Ли (Kari Lee) особо выделила персонализацию. «Каждый человек, проводя поиск, получает свои собственные результаты, - указала она. – В традиционных поисковых системах 100 человек, ищущих информацию об Apple, получают 100 одинаковых результатов».
Глава инженерного департамента Facebook Ларс Расмуссен (Lars Rasmussen) сказал, что уже лично воспользовался социальным поиском в полезных целях – нашел стоматолога, который нравится его друзьям.
«Это только начало», - сказал Марк Цукерберг, намекая, возможно, на то, что новый поиск действительно позволит Facebook выйти на новый уровень, оттянув на себя часть функциональности и, как следствие, трафика, поисковых систем.