Объем российского рынка "книгочиталок" в 2010 г. составил 539 тыс. штук
Аналитическая группа SmartMarketing объявляет основные результаты исследования российского рынка устройств чтения электронных книг (e-book readers, EBR) за 2010 г.
Общий объем продаж устройств EBR на российском рынке составил 539 тыс. штук (с учетом всех типов и категорий, включая читалки с экранами на базе «электронных чернил» e Ink и ЖК-технологии)1, что на 285% больше соответствующего показателя 2009 г. (189 тыс. шт.).
В 2010 г. на рынке устройств чтения электронных книг сформировалась новая товарная подгруппа — «ридеры» с TFT-дисплеями, на долю которых по итогам года приходится 11,26% (61 тыс. шт.), доля устройств на базе экранов e Ink — 88,74% (479 тыс. шт.)2. Лидер рынка, компания PocketBook, сохранила свои позиции (40,35% рынка в целом), несмотря на значительное обострение конкурентной ситуации в сегменте.
«Главный итог 2010 г. — рынок EBR растет и развивается. Этот сегмент прошел фазу «набора игроков» и вступил в фазу структуризации. При этом его развитие идет опережающими ожидания темпами. Продажи «читалок» в 2010 г. составили более полумиллиона штук, что почти в три раза больше, чем в 2009 г. — отметила Светлана Завьялова, менеджер по маркетингу SmartMarketing, — Расстановка сил и позиции основных игроков в 2010 г. не изменились, однако застоя не предвидится — снижаются цены, развиваются технологии. Да и сама идея чтения электронных книг становится все более популярной, подстегиваемая ростом рынка не только «ридеров», но и планшетов».
Во второй половине года произошло «второе рождение» товарной подгруппы «ридеры с TFT-дисплеями». Такие устройства существовали и ранее (1997–2007 гг.; Rocket eBook, Cybook, Ectaco jetBoи др.), однако в то время большого распространения не получили.
В 2010 г. «ридеры» с (уже цветными) ЖК-экранами вновь обрели популярность, несмотря на то, что лишены основных преимуществ устройств на базе e Ink — комфортного для зрения экрана, длительного времени работы от одной зарядки, сохранение качества картинки при боьших угла обзора, возможность чтения при прямом солнечном освещении. В то же время, их сильная сторона — более низкие цены. В среднем, ЖК-модели (средняя цена на конец 2010 года - около 4 тыс. руб.) примерно на треть дешевле классической модели с e Ink (средняя цена на конец 2010 г. — около 7,5 тыс. руб.). Продолжаются и попытки объединить преимущества экранов e Ink и традиционных ЖК-матриц, в результате чего появляются гибридные устройства, такие как Highscreen Alex (оборудован сразу двумя экранами, e Ink и TFT).
Вторая половина 2010 г. также ознаменовалась активным выходом в данный сегмент новых брендов (соответствующие анонсы делались компаниями с середины прошлого года, но поставщикам потребовалось время на адаптацию и доведение устройств до уровня коммерческого продукта).
Квартальная динамика развития рынка в разрезе товарной структуры за 2010 г. оставалась высокой. В сравнении с объемами продаж первого квартала, продажи во II квартале увеличились почти в полтора раза (147%, с 59 тыс. шт. до 86,6 тыс. шт.), третий и четвертый кварталы по отношению к первому составили 247% и 412% (145,7 тыс. шт. в III квартале 2010 г. и 243 тыс. шт. в IV квартале 2010 г., соответственно).
Состав игроков рынка за 2010 г. претерпел серьезные изменения: если на начало года участников было, в сущности, три: PocketBook с едва ли не половиной (43%) рынка, lBook и Sony (эта тройка охватывала 86% рынка), то на конец 2010 г. в сегменте работает около 30 вендоров. При этом лидер прошлого года, марка PocketBook, сумела сохранить рыночную долю, по итогам 2010 г. она занимает около 40% рынка EBR.
Следует отметить, что поставки мировых хитов рынка EBR производства Sony, Amazon и Barnes & Noble до сих пор происходят в основном по неофициальным каналам. Среди локальных же игроков преобладают компании, специализирующиеся на дистрибуции электроники, которые выводят на рынок однотипные продукты под частными марками (private labels): Digma, Prestigio, Explay, Nexx, Onyx, Lexand, Mr. Book и др. Часто эти устройства с технической точки зрения зачастую почти идентичны, только предлагаются по разным каналам и с разными брендами.
Десятка лидеров рынка «читалок» с экранами e Ink по итогам 2010 г. (перечислены по убыванию долей):
1. PocketBook (40,07%)
2. LBook (7,18%)
3. ONYX (6,27%)
4. Sony (6,06%)
5. Explay (5,66%)
6. Digma (5,45%)
7. iriver (3,49%)
8. ONEXT (2,83%)
9. Qumo (2,72%)
10. NEXX (1,92%)
Индекс рыночной концентрации демонстрирует существенные колебания, отражающие активность вендоров: 0,184519 в целом за год, 0,232235 в I квартале 2010 г., 0,212588 во II квартале 2010 г., 0,203504 в III квартале 2010 г., 0,151019 в IV квартале 2010 г. На общие результаты влияет наличие одного мощного игрока; если исключить влияние марки PocketBook, то конкуренция между прочими игроками оказывается еще более острой.
Десятка лидеров рынка «читалок» в целом (и e Ink, и TFT-ридеры) по итогам 2010 г. (перечислены по убыванию долей):
1. PocketBook (40,35%)
2. LBook (6,37%)
3. ONYX (5,56%)
4. Sony (5,38%)
5. Explay (5,02%)
6. Digma (4,84%)
7. Wexler (4,26%)
8. iriver (3,1%)
9. ONEXT (2,51%)
10. Qumo (2,41%)
Индекс рыночной концентрации также показывает существенные колебания (и незначительное влияние сегмента TFT-устройств): 0,184325 в целом за год, 0,231578 в I квартале 2009 г., 0,211209 во II квартале 2009 г., 0,224362 в III квартале 2009 г., 0,151926 в IV квартале 2009 г.
В разрезе технологических особенностей стоит отметить, что в течение года доминировали модели с 6-дюйм экраном и разрешением 800x600 (подавляющее большинство ридеров прошлого года). Растет популярность устройств с сенсорными экранами и Wi-Fi, увеличивается ниша 9-дюйм ридеров. Среди наиболее актуальных тенденций сегмента EBR также следует назвать «ридеры» с сенсорными дисплеями, что значительно упрощает управление устройством. Набирают популярность connected-модели, оборудованные встроенными адаптерами беспроводного доступа. Эта тенденция особенно важна, поскольку дает основания прогнозировать развитие сегмента книжных Web-сервисов. До сих пор попытки создать «читалку», интегрированную с книжным магазином (такие как «ОЗОН Galaxy», «АйМобилко», Highscreen Alex и др.) оказывались не слишком успешными. В некотором смысле исключением стали connected-модели PocketBook, на которые устанавливается клиент собственного магазина компании BookLand. В то же время, успех сервисов PocketBook обусловлен не столько «контентным» сервисом как таковым, сколько общей популярностью марки на рынке.
Опубликовано 18.04.2011