Финтех в жизни Питера
Стремительно развивающиеся технологии заставляют банки совершенствовать свои сервисы для экономии времени и удобства клиентов. При этом банковская карта уже сейчас не просто платежное средство, а универсальный идентификатор. Какие самые перспективные продуктовые направления видят для себя банки и как воспитывать новых подрастающих клиентов обсудили участники круглого стола «Интернет-банкинг, мобильный банкинг, он-лайн сервисы - тренд, новинки, перспективы. Банковские карты», организованного порталом TT Finance совместно с spbIT.ru при поддержке Ассоциации Банков Северо-Запада.
О развитии финтеха в банковской сфере активно заговорили примерно два года назад. Банк России начал запускать в тестовом режиме один проект за другим, дав банкам сигнал, что система готова меняться: становится проще, быстрее и технологичнее. Многие банки уже давно зарабатывают не только на традиционных продуктах (кредиты, операции), но и на сторонних сервисах, которые «оставляют» клиента с банком надолго.
Перед Сбербанком стоит стратегическая цель - стать высокотехнологичной финансовой организацией и создать экосистему, которая проникала бы в самые разные сферы жизни человека, рассказывает заместитель председателя-директор головного отделения Сбербанка по Санкт-Петербургу Олег Голубенцев. В мае Сбербанк запустил сервис DocDoc, который прозвали UBER для врачей. По сути это сервис маршрутизации записи населения к врачам. Также у банка есть сервис «ДомКлик», который позволяет выбрать недвижимость и оформить на нее ипотеку. «Если раньше клиент приходил за ипотечным кредитом, то сейчас он приходит к нам решать жилищный вопрос: найти квартиру, получить на нее кредит, зарегистрировать право собственности, - говорит Олег Голубенцев. - С помощью таких сервисов мы хотим охватить не только финансовые потребности клиентов, но и жизненные, помощь им в выполнении ежедневных рутинных задач». Для юрлиц Сбербанк также разрабатывает такие продукты. Для малого бизнеса банк разработал коробочное решение - аппарат «Эвотор», который включает в себя эквайринг, ведение бухгалтерии, электронный документооборот, отправку отечности в ФНС и другое. «Мы хотим решать задачи клиентов комплексно, - рассуждает Олег Голубенцев. - Уже никого не удивишь биометрической идентификацией, во многих банках в том числе и в нашем сейчас тестируется голосовая идентификация клиентов... Но будущее - в комбинации всех этих сервисов в одну экосистему, и сейчас все крупнейшие банки стремятся именно к этому». Также уже больше года много говорят, в том числе и регуляторы, о технологии blockchain, но без привязки к криптовалютам, статус которых еще не определен на законодательном уровне в России. С помощью этой технологии можно создать систему электронного документооборота, которую невозможно будет взломать, и многие банки уже тестируют blockchain.
О таких сервисах, как интернет-банкинг или мобильный банк уже никто не говорит: они уже прочно вошли в повседневную жизнь каждого человека. В Сбербанке на Северо-Западе вне банковских касс производится 90% операций, а доля онлайн операций составляет 60%. С 2016 года число таких операций возросло в два раза.
«Мы недавно запустили оплату услуг по QR-коду и она пользуется большой популярностью, - рассказывает начальник отдела управления проектами департамента розничного и массового бизнеса банка «Александровский» Кристина Никифорова. - Популярность мобильных приложений растет, при том что среди наших клиентов много пенсионеров, и они также пользуется интернет-банкингом».
В условиях полного охвата населения страны банковскими услугами, кредитные организации в поисках новых клиентов все активнее смотрят в сторону подрастающего поколения. Райффайзенбанк начал выпускать детские банковские карты. Этот продукт далеко не новый на рынке, но банк позиционирует его, в том числе, как проект по обучению детей азам финансовой грамотности и приобщению, таким образом, к миру взрослых.
«Для родителей детская банковская карта - это удобный способ ежедневного контроля за карманными расходами благодаря услуге моментального смс-оповещения. Опция настройки лимитов позволит им установить разумные ограничения по тратам, в том числе и на покупки в Интернете», - рассказывает заместитель директора Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка по розничному бизнесу Дарина Хохлушина. По мнению спикера, первое в России детское мобильное приложение «Райффайзен-Start», выпущенное одновременно с картой, поможет ребятам научиться управлять личными финансами, анализировать свои расходы, ставить финансовые цели и копить. В банке уверены, что благодаря специально адаптированному для подрастающего поколения детей мобильному приложению у ребенка будут вырабатываться правильные финансовые привычки. «Для самого банка детские карты - это шаг к выстраиванию daily-banking и комфортному обслуживанию клиентов нашего банка всей семьей», резюмирует Дарина Хохлушина.
Кроме банковских карт банки запускают и другие проекты, которые вводят детей в мир финансов. В прошлом году Сбербанк запустил в Петербурге амбициозный проект по организация оплаты школьного питания - «Ладошки», в котором на сегодняшний участвуют 208 школ города. В этом проекте задействовано много компаний: IT-интеграторы, комбинаты школьного питания, Сбербанк и другие. «Это наш региональный проект, но подобные системы работают в других регионах, - говорит Олег Голубенцев. - Но «Ладошки» - это часть целой системы безналичных расчетов и идентификации, которую мы стремимся создать. Сейчас мы работаем над тем, чтобы карта стала «пропуском» в бассейны, библиотеки, контролировать с помощью нее доступ в школу». Этим проектом довольны родители: они получают информацию о том, что их ребенок пообедал и чем именно, а также о его тратах. При этом, по словам банкира, биометрия пока не пользуется популярностью, в основном пользуются карточками и браслетами и смартфонами. Но при желании датчик можно встроить и в кольцо. «В целом мы идем к тому, что банковская карта должна стать универсальным идентификатором для доступа к госуслугам, и им может стать карта НСПК «МИР»», добавляет Олег Голубенцев. С 1 июля 2018 года все перечисления бюджетных средств населению должны будут происходить на карту «МИР». На сегодняшний день Сбербанк на Северо-Западе выпустил 767 тысяч таких банковских карт, до конца года это число дойдет до миллиона штук.
Ольга НИКОЛАЕВА
Опубликовано 29.09.2017