Итоги 2009-го: Аналитики советуют быть осторожными оптимистами

Логотип компании
ITResearch поделилась собранными данным о продажах компьютерной и цифровой техники в 2009-м году...

Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследований ряда сегментов российского ИТ-рынка в 2009 г.

Компьютеры. По данным ITResearch, в 2009 г. было продано чуть более 7280 тыс. компьютеров: 3960 тыс. десктопов с учетом «самосбора» и 3320 мобильных ПК (включая нетбуки).

По отношению к 2008 г. рынок компьютеров в целом показал снижение на 26%. При этом настольный сегмент упал на 33%, а мобильный – на 16%. Доля категории нетбуков среди мобильных ПК составила почти 18%.

Мобильные компьютеры вплотную приблизились к показателям настольных собратьев, уже в завершающем, IV квартале года их доля в общих продажах превысила 48%. И в этом году мобильный сегмент, очевидно, обгонит настольный в натуральном выражении (а в денежном это произошло уже давно.)

Лидерами по итогам года в сегменте настольных ПК стали компании Acer, Depo, HP, K-Systems и Kraftway. Суммарная доля Top5 составила 23,4%.

Среди производителей ноутбуков лидировала Acer, кроме нее в ведущую пятерку компаний* вошли Asus, HP, Samsung и Toshiba. В сумме эти компании продали 80,1% от всех ноутбуков.

Мониторы. Объем российского рынка мониторов по итогам 2009 г. составил 4,75 млн шт. на сумму 0,95 млрд долл. По сравнению с 2008 г. рынок показал падение на 35% в натуральных и на 52% – в денежных показателях. Это уже второй год падения, и одним кризисом данный тренд объяснить нельзя. По мнению экспертов ITResearch, продажи ноутбуков начинают уже реально вытеснять десктопы (и мониторы), и отрасли необходимо искать новые пути к интенсификации продаж. Установленная база ЭЛТ-мониторов практически исчерпана, новые решения с «телевизионным» форматом (16:9) быстро увеличивают свою долю, но не дают поддержки продажам. Остается надежда на то, что решения со светодиодной подсветкой, на которые производители сделали ставку в этом году не подкачают. 

По оценкам ITResearch в 2009 г. «уровень поддержки» на рынке мониторов составлял 4,5 млн устройств. Именно столько, по расчетам аналитиков, нужно было поставить мониторов, чтобы возместить естественно выбывающее оборудование. То, что рынок несколько превысил минимально необходимые объемы, может вселять в производителей «осторожный оптимизм».

В ведущую группу по итогам года ITResearch включила Acer, BenQ, LG, Samsung и ViewSonic. На долю данной группы компаний пришлось более 90% рынка, и этот показатель постоянно растет, увеличившись за последний год еще на 4%.

Мультимедийные проекторы. Продажи мультимедийных проекторов в 2009 г. составили всего 92,9 тыс. устройств, что на 36% меньше, чем годом ранее. В денежном исчислении рынок составил 103,7 млн долл., показав падение на 44%. Опережающая динамика падения денежных показателей в основном связана с традиционно высокой ценовой эрозией на рынке проекторов.

На последний квартал пришлась ровно половина годовых продаж, что было практически равно аналогичному периоду 2008 г. Сегмент проекторов оказался одним из очень немногих на ИТ-рынке, практически сравнявшихся с уровнями конца 2008 г. Добиться этого удалось за счет размораживания ряда крупных тендеров отложенных в начале и середине года. Повлияла и агрессивная политика вендоров. Прежде всего Acer, BenQ, Epson, за ними идут NEC, Sanyo, Optoma, которые попытались заполнить рынок фактически докризисными объемами оборудования. В текущем году, особенно, при продолжении такого массового и агрессивного давления на дистрибьюторов, это может привести к перенасыщенности, ценовым войнам и падению маржи. 

Принтеры и МФУ. Общий объем продаж принтеров и настольных МФУ в 2009 г. составил 3.2 млн штук, что почти на треть меньше, чем в 2008 г. При этом динамика рынка в начале и в конце года существенно различалась – если в первой его половине спад достигал 45%, то во второй – только 20%. В денежном выражении объем рынка сократился по сравнению с 2008 г. почти на 40%, составив 632 млн долл. Хотя в целом по рынкам принтеров и настольных МФУ динамика оказалась почти одинаковой, в отдельных категориях устройств она различалась. Так, в лазерном сегменте продажи многофункциональных устройств сократились сильнее, чем принтеров, в то время как в струйном сегменте картина обратная – принтеры «пострадали» больше, чем МФУ. Единственными категориями устройств, продажи которых по сравнению с 2008 г. несколько возросли, оказались высокопроизводительные монохромные лазерные принтеры и МФУ.

По общему объему продаж лидировали компании Canon, Epson, Hewlett-Packard, Samsung и Xerox.

Сканеры. Спад в сегменте планшетных сканеров оказался одним из наиболее высоких на рынке устройств hardcopy. В 2009 г. объем продаж планшетников составил 225 тыс. шт. (и около 26 млн долл. в денежном выражении), т. е. в натуральном выражении они сократились почти вдвое по сравнению с предыдущим годом. Причем в первом полугодии падение было еще большим, и ситуация начала улучшаться только с третьего квартала. Как и в предыдущем году, рынок планшетных сканеров оказался почти полностью поделенным между четырьмя производителями* – Canon, Epson, Hewlett-Packard и Mustek.

Объем рынка документ-сканеров в 2009 г. составил 15.9 тыс. шт., при этом более половины всех проданных устройств составили модели нижнего уровня производительностью до 30 стр./мин. Как и в других сегментах, наименее благоприятным периодом для документ-сканеров было начало года, когда их продажи достигли минимума, однако в дальнейшем динамика этого рынка стала положительной и в последнем квартале было продано уже вдвое больше устройств, чем в первом. Лидерами рынка документ-сканеров стали компании* Epson, Fujitsu и Hewlett-Packard.

Картриджи. Объем продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ составил 17 млн штук в натуральном выражении и 852 млн долл. – в денежном. По сравнению с 2008 г. рынок уменьшился более чем на 37% и 36% соответственно. Все кварталы прошедшего года показывали отрицательную динамику относительно аналогичных периодов 2008 г.

Совместимых струйных картриджей для принтеров Canon и Epson было продано 4,2 млн шт. на сумму 19,6 млн долл.

Читайте также
Бизнес-тенденции последних лет основаны на том, чтобы сократить издержки, ускорить работу и улучшить сервис с помощью различных ИT-решений. При этом одной автоматизации процессов уже не достаточно — сегодня на волне популярности технологии искусственного интеллекта. Можно ли доверять роботам в таком щепетильном вопросе, как документооборот, и как договориться с искусственным разумом? Об этом — в материале IT-World.

Цифровые фотокамеры. На рынке цифровых фотокамер в 2009 г. было продано 3,7 млн устройств на сумму 860 млн долл. Продажи в натуральном исчислении снизились почти на 26%, в деньгах рынок просел на 38%. Лидером продаж по разрешению светочувствительной матрицы стали 10-Мп устройства.

По количеству проданных устройств в лидирующую пятерку входят Canon, Kodak, Panasonic, Samsung, Sony, на их долю пришлось чуть менее 84%.

ИБП.На российском рынке ИБП в 2009 г. было продано более 1,58 млн устройств на сумму около 281 млн долл. Это меньше показателей 2008 г. на 40,7% и 40,5% соответственно. Столь сильные темпы падения в отрасли обусловлены высоким уровнем «корпоративной ориентированности», и в прошедшем году данный целевой рынок чувствовал себя ощутимо хуже розничного сектора. К концу года, правда, рынок несколько восстановился и IV квартал в годовом исчислении был уже только примерно на 10% хуже 2008 г. Инсталляционный сектор пока отстает: многие крупные клиенты восстанавливаются медленнее, чем розница и мелкие компании.

Основными конкурентами на массовом рынке остаются APC, CyberPower, Ippon, Powercom и Powerman. В конце года структура рынка по производителям стала больше походить на докризисную: ряд вендоров, несколько отстававших в предыдущие периоды, сумел восстановиться и начал показывать более типичные для себя объемы. Соответственно, доли вендоров-«тяжеловесов» несколько подравнялись. На рынке инфраструктурных решений наряду с APC ощутимы позиции компаний Chloride, Eaton, GE DE, Emerson Network Power (Liebert), Inelt, Newave и Socomec UPS.

Опубликовано 08.04.2010