«Евросеть» развоевалась

Логотип компании
«Евросеть» развоевалась
На фоне скандалов вокруг салонов связи, аренду которых «Евросеть» перекупает в буквальном смысле из-под «Связного», второй по величине российский ритейлер опубликовал ударные итоги 2010 года.


<p><b>На фоне скандалов вокруг салонов связи, аренду которых «Евросеть» перекупает в буквальном смысле из-под «Связного», второй по величине российский ритейлер опубликовал ударные итоги 2010 года.</b></p>

<p> </p>

<p>«Самый успешный год в истории компании», – отозвался о нем совладелец «Связного» Максим Ноготков (обладатель 88% компании Trellas, контролирующей 100% акций «Связного»). В то же время в феврале-марте этого года в результате действий «Евросети» ГК «Связной» лишилась около 300 салонов в разных городах, имевших географически выгодное расположение и высокую проходимость. В частности, в Петербурге «Связной» был вынужден «съехать» с Невского проспекта.</p>

<p>«Связной» оказался беспомощен: «Евросеть» напрямую выходит на его арендодателей и перекупает помещения, договор аренды по которым подходит к концу. Разумеется, ритейлер может ответить тем же – предлагать арендодателю большую сумму, приплачивать арендодателям «Евросети». Однако в «Связном» не торопятся вступать в подобный аукцион, ведь его прямым следствием станет увеличение арендной ставки по рынку в целом, что напрямую скажется на доходности бизнеса. Возможно, какие-то торговые точки «Связной» все-таки перекупил и сохранил за собой, но эти салоны вполне могут стать убыточными. Кроме того, нельзя забывать, что «Евросеть» принадлежит «ВымпелКому», а значит, располагает куда более высоким потенциалом с точки зрения привлечения денежных средств.</p>

<p>Затруднения «Связного» понятны. Лишаясь салона с удачным расположением, далеко не всегда можно открыть другой по соседству (все подходящие помещения могут быть заняты). Кроме того, «Связной» несет дополнительные расходы при переезде, так как вынужден заниматься оформлением и оборудованием новой точки, а в некоторых случаях проводить косметический ремонт. По данным ИАА TelecomDaily, в Петербурге «Связной» вынужден был выехать из ТЦ «Феличита», ДК Ленсовета, из салона у станции метро «Гостиный двор» и здания Московского вокзала – всего около 10 адресов. По России ритейлер потерял, как уже сказано, около 300 салонов, что, по данным агентства, равносильно 15% общего количества торговых точек «Связного».</p>

<p>В начале марта президент «Евросети» Александр Малис сделал одно из свойственных ему громких заявлений, отметив, что его компания займется «отъемом» у конкурента лучших салонов, и предложил остановиться на 500 из них. Формальным поводом послужил демпинг «Связного» по ряду популярных моделей сотовых телефонов и смартфонов. В «Связном» эту ситуацию комментировать не стали, но аналитики поспешили уточнить. Вряд ли ритейлер решил развязать ценовую войну в одностороннем порядке – скорее всего, на складе из-за неоптимального планирования скопились большие партии нереализованных трубок, прокомментировали они.</p>

<p>У «Евросети», в свою очередь, были причины присмотреться к помещениям «Связного»: «ВымпелКом», как основной акционер, поставил перед ней задачу открыть порядка 1000 монобрендовых салонов «Билайн» (сотовые компании сейчас увлечены собственной розницей, а в «тройке» все делают хором). Так что «Евросети» придется частично перепрофилировать свои магазины, но компания совсем не стремится отдать лучшие салоны под монобренд, куда лучше, если партнер переедет в расположенные рядом салоны конкурента (известно, что в Петербурге на месте салонов «Связного» откроются салоны не «Евросети», а «Билайна»). Тем более что от такого удара «Связному» будет сложно оправиться в сжатые сроки, а замедление продаж в первом-втором кварталах неизбежно снизит его долю на рынке по итогам уже 2011 года.</p>

<p>Но, как уверяют топ-менеджеры «Связного», стагнация ему не грозит. Согласно отчету ритейлера, в 2010 году число торговых точек выросло на 21% (до 2282 салонов). Да и планы 2011-го обещают приличный рост: до 2700-3200 салонов. Сейчас розница «Связного» представлена в 667 городах (компании интересны главным образом города с населением выше 50 тыс.). Компания обещает развивать новый формат «Связной 3» – салоны с открытой выкладкой общей площадью 100-150 м² (у стандартной точки – не выше 50 м²): к концу года их число увеличится с 300 до 350.</p>

<p>Но главным активом компании, по мнению генерального директора ГК «Связной» Дениса Людковского, остаются люди, которых, в отличие от помещений, перекупить сложно. Он еще раз подчеркнул, что участвовать в арендных войнах «Связной» не будет. Впрочем, «топовые» магазины, по его словам, «Связной» защищает, но часто гораздо проще открыть новый салон рядом. Как правило, салоны «Связного» и «Евросети» расположены поблизости в местах с максимальной проходимостью. При этом в «Связном» напоминают, что выручка с одного салона у них выше, чем у главного конкурента: в 2010 году она составила в среднем 26,9 млн рублей, а у «Евросети» – 16,3 млн рублей.</p>

Источник: IT News №5 (март 2011 года)

Опубликовано 29.03.2011

Похожие статьи