Блогодушие
Кому-то может показаться, что данная статья не имеет прямого отношения к тенденциям на рынке информационных технологий. Посмею не согласиться. Она о том, что технологии продвижения программных продуктов и железа меняются. Меняются, можно сказать в корне. И связано это с тем, что опорой маркетинговой политики вендоров становятся блоггеры. В этом нет ничего удивительного. После того, как президентом США стал чернокожий гражданин, заручившийся для этого поддержкой интернет-сообщества, вопрос о том, за какими рекламными технологиями будущее, можно сказать, был принципиально решен. Не раз и навсегда, но на ближайшее обозримое будущее точно. Узнав о том, что нешуточный, а вполне коммерческий интерес к блогам начала проявлять германская компания SAP, не брезгующая приглашать «обычных» (то есть не тех профессиональных экспертов, для которых блог — всего лишь легкое увлечение) блоггеров на свои мероприятия, я понял, что IT-бизнес уже насквозь пропитался «блогодушием».
Здесь надо отметить, что сохранять благодушие по отношению к блоггеру не так легко. Если он о вас ничего не знает — проблем нет. Можно от души смеяться над его выпадами в адрес политиков, властей, магазинов, соседей по социальной сети или героев телепередач. Но если он решил написать о компании… А ты в этой компании владелец. Настроение может поменяться в корне. О чем любит писать любой уважающий себя, а точнее уважаемый сообществом (уважение выражается в количестве посетителей) блоггер? Греться в лучах чужой славы он предпочитает на негативе. Крупная компания удостоится «поста», если одновременно засорятся несколько туалетов и вереницы сотрудников потянутся к голубым будкам, расположенным через дорогу. Подробности «маски-шоу», о которых руководство представительства изо всех сил старалось не распространяться, становятся известны от менеджера, застрявшего в лифте по дороге на свой этаж. То есть пригласить блоггера к себе в гости можно, но вот получить от этого выгоду. С этим гораздо сложнее.
Теперь представьте себе, что вместе с непричесанным блоггером вы отправляете приглашение… министру. Именно так поступила «Лаборатория Касперского». Причем она пригласила не одного блоггера, а столько, что увезти их смогла только на специально арендованном литерном поезде. Подстраховка кое-какая, конечно имелась. Блоггеров везли от греха подальше — в Урюпинск. Но ведь и глава минкомсвязи Игорь Щеголев пообещал приехать туда же.
Еще на Павелецком вокзале, фотографируя голубой торец вагона и табло на котором светилось, поражая москвичей и гостей столицы своей несуразностью, слово «Урюпинск», Евгений Касперский поделил население Земли на людей и блоггеров. Себя он отнес к последним. Но человеку, в само существование которого многие, как например мэр Урюпинска Сергей Горняков, до недавнего времени не верили, а многие не верят и до сих пор и считают Касперского обычным антивирусом, это сделать легко. Простому смертному, чтобы стать блоггером необходимо как минимум сменить имя и назваться лет в тридцать Лёхой, а лучше — носить брюки, расписанные под хохлому или прическу в виде антенны, чтобы тебя нежно называли за глаза «мальчик-луковка» или «человек-вайфай». Да и то может не сработать.
Вот такая публика и ехала на встречу Евгения Касперского с министром. Ехала не на чем-попало, а на поезде-ресторане, который обычно возит англичан или немцев в Хабаровск, Монголию или Китай. Англичане, как простодушно рассказала дородная официантка с большими карими глазами, молчат и весь шум от них — тихое позвякивание вилок и ножей, разрезающих мясо. Немцы, по мнению официантки — добрые и простые. Про «компьютерщиков», до пяти утра игравших в вагонах-ресторанах в мафию, а после обнаруживших, что выйти им не удастся, поскольку кто-то предусмотрительно унес дверную ручку и дверь в спальный вагон попросту не открыть, милая женщина ничего не стала говорить. Расскажет, наверное, после — немцам.
Евгений Касперский в поезде в роль блоггера вжился не на шутку и путешествовал по вагонам в сопровождении видеокамер, отпуская шутки и задавая себе и окружающим один и тот же вопрос — Почему Урюпинск?
Ответы он давал самые разные. Начиная от «А где еще?» и заканчивая байкой о том, что губернатор Волгоградской области шуток не понимает и заявление Евгения Касперского о том, что смешно было бы в Урюпинске конференцию провести принял не просто всерьез, а близко к сердцу. В итоге, пока г-н Касперский разъезжал по Сингапурам, Бразилиям и Вьетнамам, руководитель Волгоградской области бомбардировал офис «Лаборатории» звонками и требовал волю начальника исполнить и конференцию обещанную провести. Звонки эти привели в итоге к тому, что в Урюпинск на разведку поехал директор по стратегическому маркетингу «Лаборатории Касперского» Олег Гудилин. Полгода назад он и еще один сотрудник компании бродили по улицам городка, сжимая в руках две, чудом найденные в магазинах карты местности. Такое поведение вызывало настоящий шок у проезжавших мимо урюпинцев.
Поезд снять для Касперского, как выяснилось, не проблема. Спонсорство команды Феррари бьет по бюджету гораздо сильнее. На Формулу 1 уже сейчас, по словам Евгения Касперского, уходит более миллиона долларов, а ведь это только начало — пока еще логотипа ЛК нет на болидах. Он появится в следующем году, если гонщики и разработчики антивирусов останутся довольны текущим сотрудничеством. Что же касается поезда, то в компании даже подумывали о том, чтобы купить себе состав в собственность, но оценив затраты на обслуживание решили не тратиться. Пока.
Блоггеров и антивирусников на вокзале в Урюпинске встречали с помпой. С мэром, милицией, воздушными щариками и даже небольшим оркестром. Мэр и Евгений Касперский обнялись, очевидно, чтобы почувствовать реальность друг-друга.
Вид мэра внушал уверенность в том, что все идет по плану. И это было важно, поскольку Евгений Касперский не один раз выражал сомнения в реальности всего происходящего. И это несмотря на то, что в город заранее была заброшена группа бразильянок, призванная придать мероприятию международный карнавальный размах, а также люди, отвечавшие за прогулки по достопримечательностям и даже, как оказалось, за встречи с местными жителями, некоторым из которых поручили носить с собой документы, чтобы участники городского квеста могли выполнить одно из заданий – сфотографировать паспорт с урюпинской пропиской.
Даже приезд министра не развеял до конца сомнений Евгения Касперского. После того, как закончился визит Игоря Щеголева и тот уехал, напитавшись радушием местного казачьего населения и энергией блоггеров, сгоряча посоветовавших министру запретить доступ в интернет детям, не достигшим десятилетнего возраста, г-н Касперский снова заявил, что не верит, что все это происходит на самом деле. Наверное и сами блоггеры до конца не могли понять, как это так произошло, что они просили чиновника оградить юное население от интернета. Просил министра тот самый блоггер Лёха, который позже вечером описывал, скорее всего, все-таки не свое жизненное кредо в песне со словами «самолет, самолет, а я просто идиот». Песня была по достоинству оценена и блоггер получил, если не ошибаюсь, первый приз, как самый талантливый из собравшихся бард.
Министр приехал и уехал, и Евгений Касперский остался, можно сказать, один на один с блоггерами. Точнее, как и задумывалось, блоггеры попали в блог Евгения Касперского. В блог, которым стал на некоторое время город Урюпинск.
Все вместе — загадочные люди-луковки, бразильянки, танцующие самбу, Касперский, выдержавший, согласно обычаю, символический удар «самого сильного кузнеца города Урюпинска» и примеривший форму казачьего атамана — повлияло на душевное состояние местного населения невероятным образом.
«Дайте мне, пожалуйста, майку с Касперским!» — Умоляла меня девушка, стоя у отъезжающего автобуса.
Вид у нее был такой, что я был готов отдать не то, что майку, а даже последнюю рубашку. Но нужна была именно майка и именно с Касперским. А она лежала в рюкзаке, в багажном отсеке, надежно заваленная сумками и рюкзаками блоггеров.
«А на вокзале, на вокзале, у вас будет такая майка? — не отступала, как и положено казачке, юная жительница Урюпинска. — Мы на вокзал приедем!»
Я спросил ее, чем плохи очень похожие майки, которые продаются в самом Урюпинске.
«На наших написано “Брошу все, уеду в Урюпинск”», — грустно сказала юная особа.
«А на нашей — “Касперский послал меня”, и, далее, на спине — “в Урюпинск”.»
«Я хочу, чтобы Касперский меня послал», — чуть не плача ответила девушка.
Блоггеры уехали в автобусе упиваясь пивом и народной любовью. Журналисты, которые традиционно любят копаться в чужих карманах, недоумевали, зачем было тратить на Урюпинск такую прорву денег. «Чтобы пятьдесят коробок с антивирусом администрации продать?» — уточнял у сотрудников «Лаборатории» один из представителей СМИ.
В качестве вывода я приведу собственные соображения:
Блоги в течение нескольких недель переполняли сообщения про Урюпинск, который стал на время, естественно, никакой не территорией безопасности, а территорией Касперского. Поскольку слово Урюпинск оттянуло на себя весь возможный стеб и негатив, самой «Лаборатории» от блоггеров «на орехи» не досталось, в осадке — практически чистый позитив.
Министр связи почувствовал на себе всенародную любовь и обожание. Вспоминаю, как он шел по обрывистому берегу Хопра, словно агроном в советском фильме. Только окружен Игорь Щеголев был не безграмотными крестьянами, которые по зернышку ловили слова «озимые» и «зерновые», падающие из уст специалиста, а журналистами Урюпинского и Волгоградского телевидения, радио, а также блоггерами. Последним было, по большей части, все равно, что скажет министр, главное, что он здесь рядом и можно сфотографироваться на его фоне. Так или иначе, но народная любовь отныне будет ассоциироваться у Игоря Щеголева с «Лабораторией Касперского» и лично с Евгением Касперским. А народная любовь в душе министра чего-нибудь, да стоит.
Опубликовано 21.06.2010