Юбилей интерактивной доски
Прошло 20 лет с той поры, как интерактивная доска начала постепенно заменять собой привычную меловую доску. Сегодня в мире используется почти 2,8 млн таких устройств. В России умные доски появились гораздо позже, в конце 1990-х, и сейчас их насчитывается около 40 тыс. О судьбе SMART Board в нашей стране Наталья Берязева беседует с первым региональным менеджером компании SMART Technologies в России и СНГ Виктором Поповским и генеральным директором дистрибьюторской компании «Полимедиа» Еленой Новиковой.
С чего начиналась история SMART Board?
В. П.: Компания SMART Technologies представила первую интерактивную доску в 1991 году, а в 2009 году, по данным независимой исследовательской фирмы Futuresource Consulting, доля SMART Technologies в этом сегменте составила 48,2%. Та же Futuresource прогнозирует, что к 2013 году количество используемых в мире интерактивных досок увеличится до 7 млн.
Е. Н.: Впервые мы увидели интерактивную доску на международной выставке InfoComm в США в 1999 году и уже тогда поняли, что это очень эффективный инструмент для обучения. Однако привезя доску в Россию, столкнулись с недоверием: невиданное доселе новшество сначала было воспринято с любопытством, но затем все решили, что это дорогое излишество. Пришлось провести большую работу, прежде чем наше образовательное сообщество оценило все преимущества такого вложения в учебный процесс российской школы. Первым покупателем SMART Board стал Московский государственный лингвистический университет, руководство которого на ура восприняло идею интерактива. Вскоре после этого досками были оборудованы РГГУ, Центр образования «Царицыно», МГПУ и другие крупные образовательные учреждения.
В. П.: С недавнего времени SMART приняла курс на бизнес-решения и активно разрабатывает модели досок для корпоративного сектора. Так, в начале этого года появилась серия SMART Board 800, на сегодня самая универсальная.
Во многих российских регионах интерактивная доска уже не новинка. Каково отношение к ней в региональных школах?
Е. Н.: Несомненно, у учителей мегаполисов больше материальных возможностей, но в регионах не меньше энтузиазма и знаний. Самый авторитетный человек в области использования ИД живет в селе Егорьевское Алтайского края. Участники сетевых педагогических сообществ согласятся с тем, что Александр Борисович Розенфельд, автор мастер-класса и координатор сообщества «Интерактивная доска для начинающих и не только…» в сети «творческих учителей» (it-n.ru), многих научил использовать возможности интерактивной доски. Для большинства школ России уже давно не стоит вопрос, покупать ли доску, напротив – все давно поняли ее достоинства. Теперь главная забота учителей – как наиболее эффективно использовать SMART Board применительно к определенным предметам. А некоторые идут дальше и изобретают нестандартные способы преподавания. Как мы узнали из передачи «Утро России», учитель математики школы № 23 города Дзержинска Татьяна Василькова учит детей видеть математику во всем, что их окружает, даже в музыке. Так, группа учеников под ее руководством с помощью функционала SMART Board вычислила, как «звучит» та или иная математическая функция.
Какие регионы особенно активно внедряют ИТ в образование?
В. П.: Самыми «информатизированными» регионами по-прежнему остаются Москва, Татарстан и Сибирь, но постепенно наблюдается подъем и в Ямало-Ненетском автономном округе, Пермском крае, на Юге страны и на Урале.
Е. Н.: Школ, модернизированных на базе оборудования SMART, в России несколько тысяч, среди них есть и настоящие цифровые школы. Первой из них была череповецкая школа № 37, которая принимала в своих стенах конкурс «Учитель года – 2007». А новосибирская гимназия № 10, один из лидеров внедрения Hi-Tech в обучение детей и подростков, стала первой в регионе экспериментальной и базовой площадкой для внедрения таких инноваций, как интерактивные доски, беспроводные проекторы, мобильные малогабаритные компьютеры, электронные книги и другие аудиовизуальные устройства. Интерактивным оборудованием SMART оснащены здесь библиотека, холлы, поточная аудитория, конференц-зал и классы начальной школы.
Насколько сами учителя заинтересованы в использовании интерактивного оборудования в учебном процессе?
Е. Н.: По словам Майи Борисовны Пильдес, директора одной из десяти лучших школ Санкт-Петербурга – гимназии № 56, куда «Полимедиа» уже поставила 19 SMART Board, интерактивные доски позволяют сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые шаблоны, более эффективно осуществлять обратную связь. А бывший директор новосибирской гимназии № 10, ныне министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева подчеркивает, что интерактивные средства повышают продуктивность учебного процесса, позволяют создать комфортные условия обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. В настоящий момент концепцию построения электронной школы разработала Республика Татарстан.
Интерактивная доска по-прежнему дорогое удовольствие?
В. П.: На сегодняшний день рынок предлагает множество вариаций SMART Board, которые по соотношению цена/качество могут соответствовать требованиям и возможностям любой аудитории. К примеру, серия 400 представляет собой некий эконом-вариант, разработанный специально для российских регионов, где цена играет решающую роль при выборе ИКТ-оборудования для школы. Новая бюджетная интерактивная доска SMART Board 480 с диагональю 77 дюймов построена на технологии DViT, позволяя работать пальцем, маркером или любым другим предметом. Эта же модель доступна в комплекте с новым проектором V25. Наибольшее распространение получила 600-я серия SMART Board, как оптимально сочетающая цену и функционал: построенная на резистивной технологии, эта модель откликается на воздействие не только любым не острым предметом – специальная конструкция активного лотка позволяет управляться с ней привычным и удобным способом, достаточно просто взять маркер нужного цвета и начать работу. И наконец, интерактивные доски 800-й серии, самые свежие на сегодняшний день, обладают функцией множественного касания (multitouch), обеспечивая возможность коллективной работы. Скажем, учащиеся могут работать на доске вдвоем независимо друг от друга и создавать совместный документ – картину, решение математической задачи, текст и т. п.
Источник: IT News №5 (март 2011 года)
Опубликовано 29.03.2011