Цифровые МММ захватывают мир
Множество стартапов по всему миру выпускают новые цифровые деньги, и этот тренд не может не беспокоить. Об этом пишет издание Business Insider.
Так, стартап Initial Coin Offering (ICO) привлек уже полмиллиарда долларов. И этот пример не единственный: компания Gnosis, работающая с криптовалютой Ethereum, собрала в апреле $12 млн за 10 минут. Компания Brave, также работающая с криптовалютой, привлекала деньги еще шустрее: она собрала $35 млн и вовсе за 30 секунд. Интерес к цифровым деньгам начал расти в конце прошлого года, отмечают эксперты. А с апреля текущего года начался настоящий бум.
Выпускаемые деньги похожи на жетоны, которые продаются в Луна-парке. Теоретически ими можно расплатиться только за игровые автоматы. Но практически применение намного шире. Да и вообще, если каждая страна может выпустить свои деньги, почему бы каждой компании их не выпускать.
Отметим, что если компания выпускает «жетоны», то все владельцы таких жетонов становятся очень заинтересованными в том, чтобы компания процветала. Это отчасти похоже на акции, но лишь отчасти.
Эксперты Business Insider отмечают, что люди, которые покупают такие деньги, надеются, что в будущем компания станет огромной, богатой, и курс жетонов возрастет. Отметим, что это опять же похоже на акции, но весь процесс минует биржи, жетоны не привязаны к конкретному владельцу, их можно сколь угодно легко продать или передать другому человеку, минуя какую-либо бюрократию. Основой большинства новых криптовалют является технология блокчейн.
При этом ряд экспертов полны негодования: по их мнению, стартапы просто «надувают пузырь», это нечто вроде нашего российского МММ.
Удивительно, но аналитики говорят, что уже существует порядка 200 (!) различных цифровых валют. И эти деньги абсолютно ничем не обеспечены кроме желания владельцев этого типа денег взвинчивать курс. Люди, которые получили большие деньги, когда взлетел курс биткоина, хотя повторять и повторять этот успех с другими типами цифровых денег.
Ну и конечно, всегда есть вероятно, что пузырь схлопнется, буквально в ноль. Аналитики вспоминают о тюльпаномании: в 1600 годах в Нидерландах луковицы тюльпанов стоили огромных денег. А потом луковицы резко подешевели и люди, которые вложили в них все деньги, остались ни с чем: двадцатикратное падение цен в феврале 1637 года поставило покупателей тюльпановых контрактов на грань разорения.
Для того чтобы понять о каких переменах идет речь, попробуем сфокусироваться на событиях после 2022 года и их масштабах с точки зрения кибербезопасности.