Как изменился рынок серверов
Его инициировали крупнейшие международные корпорации, управляющие огромным парком серверов. В рамках стандарта OCP все компоненты унифицированы, а техническая документация открыта и доступна для использования.
До 2022 года на российском рынке серверного оборудования преобладала продукция иностранных вендоров: Dell, HP, Huawei, IBM, Lenovo. Так сложилось исторически — первые продукты для корпоративного сегмента от российских производителей серверов стали появляться лишь после 2014 года, встраиваясь в уже сформированный и насыщенный предложением рынок. Они закрывали узкие потребности заказчиков и были в первую очередь интересны госсектору.
В прошлом году ситуация изменилась зеркально — сегодня примерно половина продаваемого в стране оборудования произведено в России. Иностранные вендоры резко свернули свою деятельность — остановили продажи и техническую поддержку решений. А отечественные производители получили уникальный шанс укрепить позиции — потребности в развитии ИТ-инфраструктур остались, а предложение существенно сузилось.
В 2022 г. лидером по импорту серверов был Китай. Однако китайские серверы не смогут занять львиную долю рынка. Производителей оборудования из Поднебесной можно условно разделить на два эшелона. В первом будут топовые компании, такие как Lenovo, Inspur, продукция которых пользуется определенным доверием, но ввиду геополитических сложностей сейчас поставляется параллельным импортом. Здесь возникает проблема отсутствия официальной техподдержки и необходимость полагаться на некие полуофициальные решения. Если же обратиться ко второму эшелону, то там сам уровень продукции оставляет желать лучшего. Как правило, это довольно молодые компании, у которых нет вендорской культуры, когда производитель болеет за продукт. Кроме того, у них отсутствует необходимая экосистема.
Кто есть кто на рынке российских серверов
Серверы, которые сегодня производятся в России, можно тоже условно разделить на две группы.
В первой — оборудование российской разработки, произведенное на территории страны с использованием локальных и иностранных компонентов. Такая продукция соответствует требованиям Минпромторга и состоит в реестре отечественной продукции.
Во второй — серверы, разработанные не в России, реализуемые по модели OEM или ODM — с разной степенью уникальности конечного продукта. Так, OEM (Original Equipment Manufacturer) предполагает, что компания закупает готовые наборы компонентов, которые производит фабрика, и собирает из них готовое изделие под своим брендом. ODM (Original Design Manufacturer) — это модель контрактного производства, при которой фабрика разрабатывает и производит изделия по требованиям заказчика. Крупноузловая сборка и пайка тоже организуется на территории России.
Сегодня около 80% рынка занимает продукция из второй группы. Традиционная разработка это долгий процесс, требующий глубоких компетенций и опыта. Таких разработчиков в России можно пересчитать по пальцам. Проще и быстрее собрать изделие из готовых компонентов с использованием разработанного кем-то дизайна.
Зачастую с первого взгляда отличить уникальную российскую разработку от продукта, произведенного по модели ODM/OEM, не так просто. Однако, если посмотреть глубже, плюсы первого подхода становятся очевидными. Когда компания взаимодействует с кем-то по чистой OEM/ODM схеме, по сути, она совсем не владеет продуктом — и, если что-то случится, ей придется обращаться за помощью к иностранному производителю, а окажет ли он эту помощь, как и когда — вопрос открытый. Здесь высоки риски заказчика в получении «кирпича». Те же, кто делает оборудование самостоятельно, стараются слышать заказчика. Главное преимущество собственной разработки и производства — гарантия жизненного цикла продукта, потому что он не зависит от воли единственного поставщика. Если, например, изменятся условия и оригинальный поставщик пропадет, то пропадет и сам продукт, а это критично, особенно для масштабных проектов. Кроме того, в первом случае мы можем говорить о большей безопасности. В частности, те, кто работает по модели ODM/OEM, совершенно точно не занимаются МПО и не могут получить сертификацию ФСТЭК. У них нет возможности выпускать хотфиксы или добавить функционал.
Наверное, можно понять, почему модель крупноузловой сборки работает сейчас, удовлетворяя текущую потребность рынка. Но у нее нет перспективы в будущем. Без собственного R&D (исследований и разработок) обеспечить технологический суверенитет будет невозможно.
Ситуация стабилизировалась
В прошлом году объемы закупки серверов упали примерно в 2 раза относительно 2021 года — из-за ограниченного предложения и заморозки ИТ-проектов. Падение коснулось в первую очередь коммерческого сектора. Государственные заказчики по большей части продолжили закупки в рамках согласованных программ информатизации. Некоторые российские вендоры увеличили продажи в несколько раз. В этом году рынок начал восстанавливаться, но говорить о выходе на прежние объемы пока рано. В целом, рынок в этом году не такой живой, как был ранее, потому что многие компании пересмотрели бюджеты, а некоторые были вынуждены пересмотреть и свой подход к ИТ. Восстановление будет сильно зависеть от планов крупных корпораций, в том числе по импортозамещению.
Цены на оборудование стабилизировались после подъема на 30–40% в течение 2022 года — это было связано с ростом расходов на логистику, дефицитом процессоров и ажиотажным спросом на серверы во втором квартале. Уже ко второму кварталу 2023 года логистические цепочки перестроились, серьезных проблем с поставками комплектующих сейчас нет. Ситуация на глобальном рынке процессоров тоже выровнялась.Технические нюансы
Многие проблемы, характерные для сегодняшнего рынка, связаны с недостаточным развитием экосистем для российского ИТ-оборудования. Раньше организации строили ИТ-инфраструктуру преимущественно из продукции иностранных брендов и собирали ее как пазл, используя идеально совместимые с «железом» серверные решения. Более молодые российские технологии еще не могут предложить такой же уровень развития экосистемы. Некоторые детали пазла (готовой ИТ-инфраструктуры) нужно искать и кастомизировать. Это непривычно и более трудоемко. Поэтому вопрос миграции систем со старых серверов на новые — довольно болезненный, компании стараются отложить его решение на максимально возможный срок.
80% серверов используются под типовые задачи, в основном виртуализацию — с этим процессом тоже не всё гладко. Так, наиболее популярное ПО для этих целей разрабатывает американская компания VMware — ее продукты занимали больше 90% российского рынка виртуализации. Компания прекратила работу и поддержку своих решений в России. Отечественные аналоги есть, но их функционал отличается от привычного — и по набору возможностей, и по удобству использования.
Подобные технические нюансы работы с российским оборудованием приводят к тому, что у заказчиков сохраняются предубеждения относительно отечественных продуктов. Однако они скорее недооценивают их уровень. На российском рынке есть достойное оборудование, которое закрывает большинство потребностей любой компании.
В частности, из-за этих нюансов все более отчетливо наблюдается тренд перехода на комплексные решения, так называемые программно-аппаратные комплексы (ПАК), когда в режиме одного окна поставщик или кто-то из производителей отвечает за все решение целиком. Так заказчику проще осуществлять эксплуатацию.
Привычка сильнее рисков?
Важно понимать, что компании, продолжающие закупать иностранное оборудование ушедших производителей, не будут получать от них сервисную поддержку. Регулярно обновлять встроенное ПО по старым схемам тоже не получится.
Впрочем, многие заказчики из коммерческих структур продолжают искать возможности для закупки серверов привычных для себя брендов даже несмотря на сложности с обслуживанием и непредсказуемые перспективы их работоспособности. Сколько еще такая стратегия будет работать — большой вопрос. Российская продукция сейчас больше востребована со стороны государственных заказчиков — из-за соответствия требованиям регуляторов к ИТ-оборудованию.
Но здесь можно сказать, что наконец-то «лед тронулся», потому что все больше заказчиков понимают необходимость импортозамещения и начинают искать, тестировать и прорабатывать удобные решения с российскими производителями.
Тренды рынка
Про тренд перехода на ПАК было сказано выше. Технологические же тренды серверного оборудования в большей степени определяют производители процессоров. И здесь российское «железо» развивается в полном соответствии с мировыми тенденциям. В первую очередь, движение идет в сторону увеличения производительности — организациям нужны мощности для работы с большими данными и ресурсоемкими задачами, включая искусственный интеллект.
Ключевой глобальный тренд на рынке серверного оборудования связан с его унификацией и развитием открытых модульных архитектур. Это позволяет получить универсальное оборудование, где компоненты разных производителей взаимозаменяемы и совместимы между собой. В России этот тренд тоже заметен: растет спрос на серверы, произведенные по стандартам Open Compute Project (OCP).OCP — это открытый проект в области сложного технологического оборудования. Его инициировали крупнейшие международные корпорации, управляющие огромным парком серверов. В рамках стандарта OCP все компоненты унифицированы, а техническая документация открыта и доступна для использования. Как в случае с открытым исходным кодом ПО, участники сообщества вносят свой вклад в развитие серверных технологий.
Среди российских вендоров участников сообщества OCP не так много. Однако это участие им позволяет производить оборудование, соответствующее мировому уровню, а также обеспечить актуальную сегодня взаимозаменяемость компонентов ИТ-инфраструктуры.
Что дальше
Российские производители сосредоточены на улучшении технических характеристик и расширении функциональности оборудования. Среди основных задач создание экосистемы серверных решений, увеличение производительности. Интерес заказчиков к российским продуктам будет увеличиваться по мере решения этих задач и деградации ранее установленной импортной инфраструктуры, оставшейся без модернизации, а также в связи с обязательным для многих переходом на отечественные решения к 2025 году.
Точками роста для бизнеса вендоров может стать освоение смежных ниш. Например, запуск производства вычислительных устройств специального назначения — для работы в особых температурных режимах. Некоторые компании уже начинают разработки в области других видов ИТ-оборудования — промышленных контроллеров, LTE-станций, защищенных мобильных устройств и др.
На российском рынке «железа» сложилась уникальная ситуация, которая открывает возможности перед всеми его участниками. Многим, в том числе заказчикам, пришлось выйти из зоны комфорта и действовать нестандартно. А это и есть лучший стимул для прогресса.
Опубликовано 04.09.2023