Вечерний бум, как много дум наводит он…

Логотип компании
Вечерний бум, как много дум наводит он…
Жарким летним вечером Ян Рязанцев пророчил технологический бум. Начало буму положил похожий звук колокола ММВБ…

Восьмого июля на ММВБ начались торги по акциям ОАО «Русские Навигационные Технологии» (РНТ, контролирует 23% российского рынка систем мониторинга транспорта). Днем ранее Ян Рязанцев, директор департамента инвестиций и экспертизы «Российской венчурной компании» (РВК), объявил, что день, когда РНТ выйдет на IPO станет официальным началом технологического бума в России. О том, почему это так и куда вообще движется российский венчурный рынок г-н Рязанцев подробно рассказал корреспонденту IT World.

Ян Рязанцев 7 июля был очень благожелательно настроен по отношению к прессе. Он терпеливо отвечал на вопросы, несмотря на то, что в это самое время в ресторане на улице Неглинной его ждал исполнительный директор РНТ Иван Нечаев и некоторые другие топ-менеджеры и сооснователи «Русских Навигационных Технологий».

И ведь у основателей, и по стечению обстоятельств основных владельцев РНТ (менеджменту, по словам г-на Нечаева, по-прежнему принадлежит более половины акций компании), был поистине достойный повод встретится с Яном Рязанцевым на Неглинной. Все-таки не каждый день удается привлечь 300 млн руб. Причем не на условиях с крупными штрафными санкциями за невыполнение планов по обороту или EBITDA, которые ставил фонд ВТБ, безусловно оказавший в свое время колоссальную поддержку компании РНТ (в том числе и этими жесткими условиями). Новые инвесторы, играющие на ММВБ, таких условий ставить уже не могут. И вместе с РНТ рискуют сами. Своими собственными деньгами. Надеясь, естественно, не прогадать, несмотря на то, что у компаний, ранее разместивших акции в секторе ММВБ «Рынок Инноваций и Инвестиций» (РИИ), дела с ценными бумагами идут сейчас далеко не самым лучшим образом. Но ни про «Армаду», ни про «Диод», Ян Рязанцев не говорил, что их IPO станет «бумом». Другие люди, говорили, но не он. А про РНТ г-н Рязанцев свое гулкое слово сказал.

Дело в том, что РНТ — первая компания прошедшая весь путь по извилистой дорожке от частных инвестиций до венчурных фондов и далее к IPO. Для Яна Рязанцева здесь важен как раз венчурный этап. Вообще говоря, совсем недавно существовало убеждение, что в России есть серьезный разрыв в финансировании стартапов — между частными инвестициями и фондами. Из-за него стартапы умирают на этапе, когда деньги у частных инвесторов заканчиваются, а фонды еще не понимают, достоин проект новых вложений или нет. Фонд РВК, по утверждению Яна Рязанцева, как раз этот разрыв и ликвидировал. В частности, с помощью фондов ранней стадии и фондов посевных инвестиций. Последние забирают проекты у бизнес-ангелов, вкладывая относительно немного — миллионов по 25 рублей. То есть неразрешимых финансовых проблем для прохождения цепочки от стартапа, созданного на свои кровные, до IPO уже как бы и нет.

А технологии для создания стартапов в России вроде бы как еще есть. Ян Рязанцев, во всяком случае, уверен, что в СССР, готовясь к нескольким очень тяжелым историческим моментам сделали и кадровый и технологический задел. Такой, что некоторые технологические прорывы обогнали время на десятки лет вперед. И сейчас многие предприниматели хотят этим наследием воспользоваться. «Это правильно, — считает г-н Рязанцев, — потому, что барьеры между коммерческой сферой должны быть сняты». Но полностью нерыночная советская система привела к тому, что опыта работы на открытом рынке в России не было. Вместо него был железный занавес. В итоге в стране сейчас, по данным Яна Рязанцева, есть «единицы людей», которые уверенно себя чувствуют в рыночной среде. Но в какой-то момент, уверен г-н Рязанцев, накопится критическая масса таких предпринимателей, которые получат опыт и здесь и за рубежом. Их могут быть сотни или тысячи. А после — миллионы. И будет это, по ощущениям Яна Рязанцева уже через 10 лет, а может быть и раньше. «Выход в состояние нового технологического тигра произойдет в два или в несколько раз быстрее чем в Израиле. Там потребовалось 20 лет. У нас этого времени нет. Надо уложиться в 10 лет», — поделился соображениями Ян Рязанцев.

Знаковым событием IPO РНТ становится поскольку этот пример должен заразит других желающих запустить стартап, а также покажет юристам, патентоведам и прочим специалистам, что венчурный бизнес перспективен. «Компания, которая сделала такое IPO, имеет средства для того, чтобы пользоваться высокопрофессиональными услугами. Те люди, которые раньше, глядя в сторону высокотехнологичного рынка, считали, что это игры, это несерьезно, там нельзя сделать карьеру, нельзя нормально заработать, сейчас изменят свое мнение. Они увидят, что в высоких технологиях ходят живые большие деньги. И «потолка» для карьеры практически нет. В результате, тот слой специалистов, которых очень не хватает фондам — качественных советников, юристов, патентоведов, которые сейчас обслуживают крупные корпорации и не доступны для инновационных компаний — должен повернуться лицом к венчурному рынку. И IPO — лучшее доказательство того, что есть за что играть», — заявил Ян Рязанцев.

Зарубежным инвесторам IPO РНТ должно показать, что в России это возможно. И быстро. «В Америке до IPO стартап доходит за пять-семь лет. А РНТ первые венчурные деньги получила всего пару лет назад. И за эти два года компания забрала 23% рынка. Такой скорости в Америке нет. По мнению продвинутых зарубежных инвесторов у нас хорошее место для занятия подобным бизнесом, во-первых, благодаря технологическим проблемам, которые надо решать, а во-вторых, благодаря неразвитости правового поля. Там где законодательство четко отрегулировано, существуют немаленькие транзакционные издержки при движении к IPO. И гораздо все дороже, чем в России. Но львиная доля инвесторов думает, что там, где проблемы — туда не надо. И если правовое поле некомфортно, то тоже лучше не надо», — поделился опытом г-н Рязанцев. И отметил, что опытные инвесторы, которые входят в проекты на этапе между бизнес-ангелами и фондами уже имеют опыт и рассматривают Россию, как место, где уже можно заработать. «Рынок емкий. После кризиса довольно много желающих сдвинуть фокус в сторону более рискованных проектов. За рубежом банковские ставки уже мало кого устраивают, и банки вынуждены изобретать новые продукты для инвесторов. Поэтому средств достаточно. Проектов стоящих намного меньше», — прокомментировал Ян Рязанцев.

Рассуждая о том, куда стоит вкладывать деньги и куда их вкладывает, в частности РВК, Ян Рязанцев отметил как перспективные следующие направления: биофарм, точное приборостроение, лазерные технологии, оптоэлектронику, встроенные системы, системы автоматизации, технологии энергосбережения, а также разработку ПО для облачных сред.

Получается, что вкладывать есть во что, деньги также имеются, почему же никак не начнется «бум»? И начался ли он, как о том сказал Ян Рязанцев, сразу после того как похожий звук издал колокол ММВБ, оповещая о начале торгов акциями РНТ?

Есть, здесь один момент, о котором не следует забывать. Основатели РНТ считают, что компании уже 10 лет. И начиналась ее история в то время, когда становилась общедоступной в России сотовая связь и талантливые студенты гадали какой рынок занимать – охранных спутниковых систем или логистики? И там и там используются спутники, а также сотовые станции (для передачи данных). За что будут платить заказчики? Идеологи РНТ (которая в то время называлась проектом «Автотрекер») решили, что логистика привлекательнее.

При этом для всех более-менее значимых инвесторов РНТ — гораздо более молодой стартап. Ему дают от силы два года. Ян Рязанцев, например, делает акцент на том, что первые венчурные деньги проект получил в 2008-м. Тогда же проект получил поддержку Роснано, ВТБ, РВК, можно сказать, государственного уровня поддержку. В это же время был конфликт с Грузией, который, как и в годы СССР, простимулировал навигационный сегмент экономики и развитие соответствующих технологий. То есть взлет РНТ при всем желании нельзя считать стопроцентной победой рыночной экономики и однозначным сигналом для всех, что эпоха венчурного капитализма в нашей стране началась.

Читайте также
IT-World рассказывает о наиболее результативных приемах, позволяющих улучшить именно качество ИТ-услуг, которые предоставляет подрядчик, а не просто повысить NPS (индекс удовлетворенности клиента).

Опубликовано 08.07.2010