RFID-метка и рабская психология
Осенью 2011 года все ученики техасской школы Northside Independent School получили пластиковые бейджи с RFID-метками, обязательные к ношению. По этим карточкам администрация школы намеревалась отслеживать перемещения 4200 учеников по учебным аудиториям и в кампусах.
Все молодые люди бейджи взяли, кроме одной девушки - 15-летней Андреа Эрнандес. Она отказалась носить такую карточку по религиозным соображениям. Инцидент, казавшийся локальным, накалялся, дело дошло до суда, в обсуждение включались все новые и новые представители общественности.
Школа настаивала на ношении бейджа, поясняя, что такие карточки позволяют повысить посещаемость занятий и способствуют безопасности студентов (каким именно образом карточки повышают безопасность, не уточняется). Девушка не соглашалась, но и покидать учебное заведение не желала. Суд постановил, что такая карточка является обязательной к ношению, упомянув, что до того момента, как в карточку был помещен RFID-чип, Андреа Эрнандес носила ее совершенно спокойно. Таким образом был сделан вывод, что девушка планирует прогуливать, прикрываясь религиозными взглядами.
Масштабная дискуссия по поводу события велась по нескольким направлениям. Прежде всего - может ли судья считать, что делается по религиозным мотивам, а что – нет? После этого вопрос был поставлен шире: есть ли у ученика право скрывать его местонахождение от администрации, когда он находится в школе? Как регламентируется это право? Что будет с теми учениками, которые просто выбросят свои карточки в окно или положат на несколько секунд в микроволновку? Интересно, что внедренная система не позволяет студенту решить проблему своего «нахождения» в школе путем размещения карточки в темном углу шкафа с книгами перед тем, как покинуть учебное заведение. Если карточка долгое время не движется, ПО «замечает», что идентификатор находится отдельно от владельца.
Защитники права не носить бейджи с RFID-метками задали и несколько финансовых вопросов. Первый из них – насчет целевого использования средств. Кто и зачем выделил в государственном учебном заведении большие деньги на установку системы, охватившей несколько зданий. Нет ли связей между администрацией, санкционировавшей установку системы, с компанией-поставщиком?
Другие противники ношения «штрих-кода, как у товара на полке супермаркета» отмечают, что такие бейджи незаметно формируют у детей рабскую психологию. «Попрание прав личности становится для таких детей нормой», - отмечают они, указывая, что страна ступает на скользкий путь. «Когда ребенок, за которым постоянно следили, вырастет, у него уже сформирована привычка к тому, что непрерывная слежка – это норма, этот факт уже не будет вызывать дискомфорта», - утверждают защитники «прайвеси». Противники таких бейджев указывают также, что в Древней Греции метили только рабов и преступников. «И вообще, никто не должен знать, что Джонни провел 45 минут в туалете», - негодуют они.
Часть граждан, принявших историю близко к сердцу, пришла к радикальному выводу: «Техас? Пусть отделяются вместе со своими чипами!».
А еще один комментатор указал, что девочка, которая отказывается носить бейдж, постоянно отмечает свое местоположение в Facebook. «Так в чем же разница?», - вопрошают вконец ошалевшие граждане.
И, наконец, общегосударственная дискуссия перешла на тему «что такое вообще свобода».
Как построить систему информационной безопасности, чтобы она обеспечивала защиту на уровне, превосходящем тех, кто наименее подготовлен к угрозам.