Рынку аутсорсинга не хватает глоссария
Многие эксперты отмечают, что российский рынок IT-аутсорсинга и аутсорсинга бизнес-процессов остается незрелым. Причем это касается как заказчиков, так и поставщиков. Среди проблем – низкий уровень знаний о техниках и методиках аутсорсинга, отсутствие единых стандартов и классификаторов, несовершенство законодательной базы. Ассоциация «АСТРА», объединившая лидеров российского аутсорсинга, прикладывает усилия для ускорения развития этого сектора рынка.
Дело осложняется и тем, что в России до сих пор нет устоявшегося понятия самого термина «аутсорсинг», часто под ним понимается любое использование заказчиком внешних ресурсов. Однако классический аутсорсинг подразумевает лишь услуги, связанные с реализацией постоянных функций и бизнес-процессов предприятия на долгосрочной основе, сюда не входят разовые проекты или задания. Простейший вид аутсорсинга – хостинг сайта компании – используется подавляющим числом предприятий.
Именно о необходимости составить глоссарий аутсорсинга и сформировать каталог услуг говорилось на открытом заседании комитета ассоциации «АСТРА» по развитию BPO (business process outsourcing), проходившем совместно с заседанием российского отделения международной организации профессионалов аутсорсинга (IAOP Russia Chapter). По мнению участников, задача состоит в стандартизации и упрощении бизнес-коммуникаций с заказчиками услуг. По словам Сергея Бучина, генерального директора компании Intercomp Global Services и председателя комитета «АСТРА» по развитию BPO, при формировании русскоязычного глоссария терминов BPO будут использованы ресурсы ассоциаций IAOP, НП «АСТРА», компании Forrester Research, глоссарии и списки терминов отдельных компаний-участников рынка BPO. К слову, глоссарий по аутсорсингу можно найти на сайте www.outsourcing.ru, глоссарий IT-аутсорсинга на сайте www.astra-partners.ru.
Говорили собравшиеся и о необходимости специального исследования российского рынка аутсорсинга бизнес-процессов. В частности, эксперты указывают, что в ходе презентаций на тему аутсорсинга в России выступающие слишком часто используют данные западных аналитических агентств. При этом они отмечают, что «адекватная аналитика появляется тогда, когда за нее готовы платить, а для этого рынок должен достичь определенной стадии развития».
Аутсорсинг бизнес-процессов подразумевает передачу аутсорсеру не просто отдельных задач, а замкнутой функциональной области внутри своего бизнеса. Для этого между партнерами должна быть высокая степень доверия. В большинстве случаев в рамках BPO на аутсорсинг передаются процессы, характерные для всех организаций, такие как управление персоналом, расчет заработной платы или тестирование ПО. Одновременно с заключением контракта на компанию-аутсорсера перекладывается ответственность за функционирование соответствующего сервиса. Цель аутсорсинга – снижение издержек, и достигается это за счет более высокой компетенции подрядчика в бизнес- или других процессах и задачах, которые ему передаются.
По данным ассоциации «АСТРА», рынок IT-аутсорсинга в России в 2010 году вырос на 21%, составив примерно $1,03 млрд. Ожидается, что к концу текущего года он увеличится на 25-27% и достигнет $1,3 млрд. Для сравнения: мировой рынок IT-аутсорсинга в 2011 году составит $254 млрд, что соответствует более 15% глобального IT-рынка (прогноз Forrester Research).
Среди категорий услуг в России наиболее развиты аутсорсинг поддержки IT-инфраструктуры (20,4% объема рынка) и аутсорсинг ЦОД (18,8%), чуть менее популярны аутсорсинг услуг Help Desk и Service Desk (14,5%) и разработки ПО (12,3%). Наиболее значимым фактором, способствующим развитию российского рынка IT-аутсорсинга, эксперты считают оптимизацию расходов, а тормозящими факторами – неготовность или неосведомленность заказчиков, экономическую ситуацию в сочетании с незрелостью рынка и недоверие к поставщикам. Кроме того, многие директора российских предприятий пока убеждены, что аутсорсинг – «это всегда дорого, дешевле все делать самостоятельно».
Источник: IT News №15 (сентябрь 2011 года)