Роуминг-контроль

Логотип компании
Роуминг-контроль
Государство, в лице ФАС, Минкомсвязи и правительства РФ, бросило вызов высоким тарифам российских сотовых операторов на внутрисетевой и международный роуминг. Параллельно переговоры о снижении международных роуминговых тарифов ведут все крупнейшие европейские телекоммуникационные компании. Процесс этот сложный и болезненный, но он наконец-то сдвинулся с места и операторам уже есть, что рассказать о проделанной работе.


<p><b>Государство, в лице ФАС, Минкомсвязи и правительства РФ, бросило вызов высоким тарифам российских сотовых операторов на внутрисетевой и международный роуминг. Параллельно переговоры о снижении международных роуминговых тарифов ведут все крупнейшие европейские телекоммуникационные компании. Процесс этот сложный и болезненный, но он наконец-то сдвинулся с места и операторам уже есть, что рассказать о проделанной работе.</b></p>

<p> </p>

<p>Высокая стоимость услуг в роуминге – камень преткновения, присутствующий в отношениях между абонентами и операторами на протяжении всего существования сотовой связи. Тарифы на роуминг довольно высоки во всех без исключения странах, но в России они в разы превышают разумные пределы, и рано или поздно государство, регулирующее рынок связи, должно было заметить это. Решительный шаг в борьбе за снижение роуминговых тарифов в 2010 году предпринял глава правительства Владимир Путин. Нельзя сказать, что до него никто не пытался устранить эту проблему, но, несмотря на все усилия, она на протяжении последних лет так и оставалась нерешенной. Однако премьер не просто в очередной раз пообещал с трибуны снизить роуминговые тарифы российских сотовых операторов – он поручил ФАС провести всю необходимую для этого работу и отчитаться перед правительством в кратчайшие сроки. И процесс пошел.</p>

<p> </p>

<p><b>ФАС уполномочил снизить</b></p>

<p>Первым шагом ФАС на пути к снижению роуминговых тарифов стало расследование, проведенное в отношении «большой сотовой тройки» – МТС, «МегаФона» и «ВымпелКома». По его итогам операторы были признаны виновными в неоправданном завышении стоимости роуминговых услуг и оштрафованы. Однако, поскольку вся «тройка» успела снизить расценки еще до оглашения вердикта, штраф оказался символическим.</p>

<p>Пока ФАС разбиралась с российскими операторами, Минкомсвязи РФ вывело проблему высоких роуминговых тарифов на международный уровень. В начале 2011 года министр Игорь Щёголев инициировал переговоры с Евросоюзом о включении России в единое европейское роуминговое пространство. Благодаря этому уже в начале весны «большая сотовая тройка» подписала меморандум о снижении цен на услуги в роуминге с финскими операторами Elisa, Telia Sonera и DNA, согласно которому к 1 мая нынешнего года операторы должны представить проекты снижения роуминговых тарифов по механизму, принятому в Евросоюзе. В апреле к переговорам подключилась ФАС, заключившая с Еврокомиссией рамочное соглашение о совместном расследовании причин высоких цен на услуги роуминга между Россией и Евросоюзом.</p>

<p> </p>

<p><b>Европейский опыт</b></p>

<p>В Европе практика борьбы с высокой стоимостью роуминговых услуг существует уже не первый год: Евросоюз и члены европейской экономической зоны с 2007 года устанавливают предельный размер тарифа на звонки европейских абонентов в роуминге. Поэтому, по словам <b>Романа Володина</b>, директора по продукту «Tele2 Россия», рано или поздно вопрос регулирования роуминговых тарифов должен был начать обсуждаться и в России. «На мой взгляд, все зависит от того, как оператор позиционирует эту услугу: например, у Tele2 традиционно выгодные тарифы на роуминг, поскольку для нас это низко маржинальный сервис, который мы рассматриваем, прежде всего, как один из инструментов удержания абонентов и, соответственно, не ожидаем от него высокой премии», - подчеркнул Роман Володин. По его словам, Tele2 выступает как часть крупного европейского холдинга, что также позволяет оператору удерживать низкие цены на международный роуминг.</p>

<p>Несмотря на то что российским сотовым операторам пришлось поплатиться за высокие роуминговые расценки, они отнеслись к инициативе ФАС с пониманием. По словам <b>Анны Аджемовой</b>, заместителя директора по продажам компании «Скай Линк», рынок уже давно созрел для регулирования роуминговых тарифов. «Компания “МегаФон” также крайне позитивно смотрит на то, что бизнесу в этом вопросе помогают ФАС и Минкомсвязи РФ, ведь все вместе мы работаем в интересах российских абонентов», – отметил <b>Денис Ночевнов</b>, директор по новым технологиям и услугам компании «МегаФон».</p>

<p> </p>

<p><b>Роуминг роумингу рознь</b></p>

<p>Участники российского рынка связи сходятся во мнении, что со временем услуги международного роуминга будут дешеветь, поскольку операторы заинтересованы в том, чтобы их услугами пользовалось как можно больше абонентов, выезжающих за рубеж. Причем это касается не только голосовой связи, но и мобильной передачи данных, объем потребления которой постоянно растет. «Что же касается внутрироссийского роуминга, то к идее его отмены нужно подходить очень осторожно. Необходимо понимать, что низкие тарифы на услуги местной сотовой связи являются таковыми, в том числе и потому, что, в отличие от зарубежной практики, в них не включается себестоимость внутрисетевого роуминга», – подчеркивает <b>Евгений Рябов</b>, директор департамента по роумингу ОАО «ВымпелКом». По его словам снижение цен на роуминг в европейских странах сопровождалось увеличением тарифов на локальные услуги сотовой связи, но в российских реалиях гораздо важнее сохранить низкие тарифы на местную сотовую связь, поскольку это отвечает интересам несравнимо большего числа граждан.</p>

<p>Кроме того, при оказании услуги внутрисетевого роуминга сотовые операторы часто вынуждены использовать для передачи трафика транспортные сети операторов наземной связи. Плата за эту услугу оказывает значительное влияние на совокупную стоимость роуминговых тарифов, однако существующий в России порядок построения сетей телефонной связи и пропуска голосового трафика пока не позволяет отказаться от данной схемы даже несмотря на то, что за последние годы «большая сотовая тройка» обзавелась собственными транспортными сетями по всей стране.</p>

<p><b> </b></p>

<p><b>Первые плоды</b></p>

<p>Инициатива ФАС вкупе с вмешательством Владимира Путина в борьбу за снижение роуминговых тарифов сразу же принесла плоды: все российские операторы «большой сотовой тройки» приняли ряд мер, направленных на выполнение распоряжения главы правительства РФ. Компания «МегаФон», по словам <b>Дениса Ночевнова</b>, с 1 декабря 2010 года снизила роуминговые расценки в 19 странах СНГ и Евросоюза более чем на 30%. Новая стоимость на исходящие международные звонки абонентов «МегаФона» в Россию и входящие звонки из Росси в международном роуминге составила 33 рубля, а стоимость отправки SMS - 13 рублей. «Также мы предлагаем сезонные акции для активных пользователей роуминга: в частности, мы ввели постоянный тарифный план для путешественников «Вокруг света», позволяющий воспользоваться услугами роуминга по льготному тарифу - 7,5 рублей со 2 минуты разговора», - подчеркнул Денис Ночевнов («МегаФон»).</p>

<p>Компания «ВымпелКом» с 30 сентября 2010 года снизила цены на международный роуминг в направлении СНГ в своих сетях в Армении, Грузии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане и Украине. Кроме того, оператору удалось договориться о снижении роуминговых расценок в сети «Велком» в Белоруссии. «Стоимость международных звонков снижена с 49 до 34 рублей, а SMS в роуминге подешевели в два раза – с 19 до 9,5 рубля», – отметил <b>Евгений Рябов (</b>«ВымпелКом»). По его словам, «ВымпелКом» активно лоббирует в переговорах с зарубежными партнерами снижение межоператорских тарифов не только на услуги голосовой связи, но и на передачу данных, поскольку спрос на эту услугу постоянно растет.</p>

<p>В конце марта 2011 года CDMA-оператор «Скай Линк» запустил услугу для международного роуминга – SL-Travel, которая позволяет существенно экономить не только абонентам оператора, находящимся за пределами России, но и их родственникам, оставшимся дома. «Мы также готовы прорабатывать дальнейшие шаги по мере либерализации межоператорских тарифов на пропуск трафика внутри страны, чтобы абонент мог свободно передвигаться по России, не меняя RUIM-карту и не превышая свой бюджет в гостевом регионе», - подчеркнула <b>Анна Аджемова</b> («Скай Линк»).</p>

<p> </p>

<p><b>Дорогие данные</b></p>

<p>Одна из ключевых предпосылок снижения расценок на услуги связи в роуминге – лавинообразный рост спроса на мобильный доступ в Интернет. Однако бездумное использование абонентами в зарубежных поездках уже привело к возникновению нескольких громких конфликтов с российскими операторами связи. Так, в 2010 году крупное риэлтерское агентство Penny Lane получило от «ВымпелКома» счет на 522 тыс. рублей: оказалось, что сын одной из сотрудниц этой компании во время отпуска в Египте воспользовался ее корпоративным телефоном для скачивания данных из Интернета. Спустя некоторое время молодожены из Владимира, отправившись в свадебное путешествие в Грецию, прихватили с собой 3G-модем «МегаФона», подключенный на безлимитный тариф, и ухитрились скачать через него несколько частей сериала «Интерны». Немудрено, что по возвращении домой их ждал сюрприз – счет на 1 млн рублей. Несмотря на то что в большинстве таких случаев причиной возникновения гигантских счетов является невнимательность абонентов к условиям оказания и стоимости услуг передачи данных в роуминге, суд чаще всего встает на их сторону. Поэтому операторы заинтересованы в превентивном устранении подобных конфликтов.</p>

<p> </p>

<p><b>Защита от дурака</b></p>

<p>По мнению <b>Романа Володина</b> («Tele2 Россия»), наиболее эффективным способом предотвращения конфликтов с абонентами за использование услуг связи в роуминге является внедрение тарификации в режиме реального времени. «В этом случае денежные средства списываются со счета абонента без всяких задержек, что позволяет нам устранить основную причину возникновения задолженности», – говорит Роман Володин.</p>

<p>Аналогичные шаги предпринимают и операторы «большой сотовой тройки». Компания «ВымпелКом» внедрила систему онлайн-тарификации на GPRS-роуминг для абонентов, пользующихся тарифами с предоплатой услуг, еще с середины 2008 года. «Возникновение отрицательного баланса у таких абонентов при GPRS-роуминге невозможно, поскольку вся тарификация и управление сервисом идут на нашей стороне, и неважно, какие системы установлены у роуминг-партнера», – подчеркнул <b>Евгений Рябов (</b>«ВымпелКом»). Однако, по его словам, абоненты «ВымпелКома», использующие тарифы с кредитной системой расчета, обслуживаются другой биллинговой системой и пока что онлайн-тарификация к ним неприменима. Тем не менее для таких абонентов установлен кредитный лимит, превышение которого приводит к автоматической блокировке номера.</p>

<p>В начале 2011 года «МегаФон» протестировал онлайн-тарификацию мобильного доступа в Интернет в столичном филиале, а с 31 марта осуществляет списание средств с баланса за оказанные услуги связи в режиме реального времени, то есть отключение услуг связи, в том числе в роуминге, производится при достижении балансом нулевого значения. «Кроме того, мы активно внедряем онлайн-информирование абонентов о состоянии баланса во всех филиалах компании и планируем закончить его до конца текущего года», – сообщил <b>Денис Ночевнов </b>(«МегаФон»).</p>

<p> </p>

<p><b>Анна Аджемова,</b></p>

<p>заместитель директора по продажам компании «Скай Линк»:</p>

<p>«Мы готовы прорабатывать дальнейшие шаги по мере либерализации межоператорских тарифов на пропуск трафика внутри страны, чтобы абонент мог свободно передвигаться по России, не меняя RUIM-карту и не превышая свой бюджет в гостевом регионе»,</p>

<p> </p>

<p><b>Роман Володин,</b></p>

<p><b>директор по продукту «Tele2 Россия»:</b></p>

<p>«Большая абонентская задолженность за пользование услугами передачи данных в роуминге обычно возникает при отсутствии тарификации услуг в режиме реального времени».</p>

<p> </p>

<p><b>Евгений Рябов,</b></p>

<p><b>директор департамента по роумингу ОАО «ВымпелКом»:</b></p>

<p>«Информация об условиях предоставления услуг связи в роуминге доступна абонентам как на нашем сайте, так и в офисах, и в службе поддержки».</p>

<p> </p>

<p><b>Денис Ночевнов,</b></p>

<p><b>директор по новым технологиям и услугам компании «МегаФон»:</b></p>

<p>«Проблема возникновения большой задолженности у абонентов при использовании доступа в Интернет в роуминге вызвана быстрым ростом скорости передачи данных в сетях мобильной связи с сохранением высоких роуминговых тарифов, а также широким распространением абонентского оборудования для мобильного интернет-доступа».</p>

<p> </p>

Источник: IT News №7 (апрель 2011 года)

Опубликовано 29.04.2011

Похожие статьи