Разумно ли спешить: Didi провела IPO несмотря на расследование по кибербезопасности
IPO без тормозов
Первоначально Didi Global Inc. планировала выйти на биржу Гонконга во втором полугодии 2021 года, однако увеличение доходов и восстановление китайской экономики после коронавируса подтолкнули ее к идее провести IPO как можно раньше. В середине марта источники утверждали, что компания рассчитывает на оценку свыше $62 млрд — столько Didi получила в ходе последнего раунда финансирования. В то же время аналитики предположили, что сервису удастся привлечь около $9 млрд, сделав листинг одним из самых крупнейших технических размещений в мире в 2021 году.
Изменениям подверглись не только сроки, но и выбор биржи — вместо Гонконга компания решила разместить акции в Нью-Йорке, о чем стало известно в апреле. Причиной тому послужили опасения, что заявка на IPO в Гонконге привлечет внимание регулирующих органов, которые наверняка захотят проверить факт использования нелицензионных автомобилей и водителей, работающих неполный рабочий день, в то время как в Америке более предсказуемая процедура размещения и больший объем капитала. Впрочем, смена биржи не помогла избежать лишнего внимания.
Первый звоночек
В середине июня власти КНР начали антимонопольное расследование против Didi: Государственное управление по регулированию рынка Китая (SAMR) захотело выяснить, вытеснял ли сервис менее крупные компании, а также оценить степень прозрачности его ценообразования. Напомним, что в ходе той же борьбы китайского правительства с крупными платформами, Alibaba была вынуждена реструктуризироваться и перевоплотиться из финтеха в финансовую холдинговую компанию. За несколько недель до размещения Didi получила рекомендации отложить IPO и тщательно проверить безопасность своей сети, однако предпочла не учитывать опыт других участников рынка и все-таки вышла 30 июня на биржу NYSE (Нью-Йоркская фондовая биржа), ускорив процесс.
В первые минуты торгов успех был ошеломительный — акции взлетели на 28,5% до $18, однако позже рост сменился падением и стоимость бумаг опустилась на 11,29% ниже цены открытия, с $16 до $14,77. Изначально планировалось продать 288 млн депозитарных акций (ADS), но из-за высокого спроса со стороны инвесторов объем был увеличен на 10% до 317 млн ADS. По итогу сервис привлек $4,4 млрд и IPO Didi все-таки стало крупнейшим размещением акций китайской компании в США после Alibaba — в 2014 году онлайн-ретейлер привлек $25 млрд.
Хотим всего и сразу
Казалось бы, счастливый конец, победителей не судят, но на родине компания столкнулась с новыми, уже более серьезными проблемами. Неизвестно, провела ли Didi внутреннюю проверку безопасности, зато CAC (Управление по вопросам киберпространства Китая) оказалась непреклонна и начала собственное расследование. Обвинив сервис в незаконном сборе личных данных и серьезных нарушениях, регулятор заблокировал регистрацию новых пользователей в приложении для вызова такси. Буквально через два дня ведомство потребовало удалить приложение из виртуальных магазинов.
Официально считается, что Didi собирала слишком много частной информации, включая сведения о перемещениях людей, воспользовавшихся услугами сервиса. Защита потребителей — безусловно верная цель, но многим кажется странным выбранное для расследования время.
Каждый такой случай обостряет конфликт двух желаний Китая: с одной стороны неуемные амбиции Пекина по выводу китайских корпораций на мировой рынок, а с другой — желание властей контролировать технологический сектор и накопленный им массив данных ради защиты национальной безопасности. Так, за несколько дней до размещения, было остановлено IPO Ant Group (дочка Alibaba); в июне этого года принят Закон о безопасности данных, согласно которому определяются правила сбора, хранения, обработки и передачи информации; и началась работа над законом о защите личных данных. Проблема в том, что даже если данные меры регулирования поставят под угрозу возможность китайских компаний привлекать международных инвесторов, Пекин вряд ли остановится на достигнутом.
Акции волнуются раз, акции волнуются два
Возвращаясь к Didi, пока можно сказать лишь следующее: пятый день бумаги компании, как и других технологических гигантов, падают из-за опасений по поводу последствий контроля со стороны правительства — диапазон снижения составляет от 2,7% до 6,0%. Аналитики отмечают, что основной подход в данной ситуации — «продай первым, а потом задавай вопросы». Впрочем, мы наблюдаем не конец эпохи китайских технологий, а всего лишь очередную панику, вызванную неожиданно скорым продолжением истории: всего через несколько дней САС приступила к расследованию деятельности еще двух китайских технологических компаний — приложения по подбору персонала онлайн Kanzhun и онлайн-сервиса грузовых перевозок Full Truck Alliance. К слову, они тоже в прошлом месяце провели IPO на $912 млн и $1,6 млрд соответственно.
Падения также затронули: SoftBank (акционер Didi) — на 5,39%, Tencent — на 3,92%, Alibaba — на 2,83%, а Meituan — на 5,66%.
Didi была основана в 2012 году в Китае бывшим сотрудником Alibaba Уиллом Вей Ченом. Помимо онлайн-заказа такси, компания предоставляет услуги по доставке еды, аренде автомобилей и велосипедов, грузовые перевозки, финансовые услуги и т. д. Также июне 2020 года стало известно, что сервис планирует запустить в КНР более 1 млн беспилотных робо-такси (robotaxis) к 2030 году. На финансирование подразделения было собрано $500 млн.
За первые три года компания привлекла свыше $700 млн от частных инвесторов и, в августе 2016 г., приобрела своего главного конкурента — китайское подразделение Uber, которое к тому времени проработало в КНР около года. В 2020 году выручка сервиса составила 141,74 млрд китайских юаней, или $21,63 млрд (на 8,4% ниже, чем годом ранее), при чистом убытке в $1,6 млрд. В первом квартале 2021 года Didi совершила скачок и вышла в прибыль, составившую $837 млн, а выручка достигла $6,4 млрд, что на 107% больше по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.
На середину марта 2021 г. DiDi являлся крупнейшим агрегатором такси в Китае, чья база насчитывала свыше 450 млн человек на родине, и более 600 млн человек по всему миру (8 стран присутствия).
Didi в России
ООО «Диди Мобилити Рус», под которым DiDi работает в России, было зарегистрировано в конце декабря 2019 г. с уставным капиталом 50 тыс. рублей. Официальный запуск компания объявила в августе 2020 года в 16 городах. На старте комиссия для водителей составила 9,5% против 8-10% у других участников рынка. Несмотря на присутствие в Белгороде, Брянске, Владимире, Ижевске, Йошкар-Оле, Казани, Курске, Липецке, Набережных Челны, Оренбурге, Пензе, Рязани, Тамбове, Твери, Туле и Чебоксарах, в Москву и Санкт-Петербург сервис до сих пор не спешит, «присматриваясь к рынкам».
Интересно отметить что, согласно ЕГРЮЛ, основной деятельностью компании является разработка компьютерного ПО. В остальных направлениях пассажирские перевозки тоже никак не отмечены.
16 марта 2021 года Didi решила значительно расширить географию присутствия в России и превысить порог 100 городов, однако столицы в список до сих пор не входят. Проблемы с конкурентами начались 22 июня, когда участники рынка подали коллективную жалобу в ФАС. Согласно заявлению, китайский сервис предоставляет промокоды и скидки для пассажиров, которые снижают цену поездок значительно ниже рыночной, а также скидки на комиссию агрегатора. Стоит отметить, что такую же схему использовал в свое время «Яндекс.Такси», когда на рынок пришел Uber.
Также на этой неделе стало известно о планируемом сотрудничестве Didi и JAC, в рамках которого российские водители смогут приобретать кроссоверы китайского производителя со скидкой. Проблема только в том, что ни одна модель данной фирмы не прошла краш-тест по европейским стандартам. Нынешние автомобили в Didi не в лучшем состоянии — пользователи жалуются на частый выход из строя и необходимость постоянно ремонтировать машины.