Отечественный рынок услуг центров обработки данных. Взгляд на текущую ситуацию и актуальные проблемы
Российский рынок услуг для ЦОД демонстрирует рост. По некоторым оценкам, за последние 5 лет он составляет более 24% ежегодно. Этому способствуют, прежде всего, цифровизация госсервисов и переход отечественного бизнеса на импортозамещающие программные и аппаратные решения. Кроме того, некоторые отрасли, например, здравоохранение, сейчас активно переходят в онлайн, шире используют возможности искусственного интеллекта, что приводит к необходимости хранить большой объем информации. Рассмотрим текущую ситуацию на этом рынке и тренды, которые могут принести положительные изменения уже в ближайший год.
Продукты и проекты становятся высокотехнологичными
Отечественные игроки рынка ЦОД снова крепко стоят на ногах. Об этом свидетельствует тот факт, что проекты в российских дата-центрах усложняются. Ситуация, когда бизнесу было нелегко даже просто поддержать работоспособность своих ЦОД, осталась в прошлом. Сегодня заказчики уже нашли новых вендоров и импортозамещающие продукты, обеспечили совместимость новых решений с развернутым ранее оборудованием и ведут модернизацию, на которую не хватало ресурсов ранее.
Высокотехнологичные продукты развиваются. Все помнят первый год жестких санкционных ограничений, когда отечественные производители стремились закрыть, в первую, очередь базовые потребности клиентов в оборудовании. Они выпускали, в основном, самые простые решения для ЦОД. Технологически сложные продукты тогда оказались в дефиците. Однако ситуация изменилась довольно быстро — уже в 2023 году в России стартовали технологически сложные отечественные разработки под индивидуальные запросы клиентов. Сегодня этот тренд успешно продолжается.
Совместимость оборудования для ЦОД теперь считается общей задачей производителя, поставщика и клиента. Раньше это была зона ответственности международных вендоров, но теперь бизнес сам приобрел компетенции в поиске оборудования и проверке его устойчивости. Интеграторы со своей стороны тоже обладают необходимыми знаниями и навыками в этой области и готовы помочь заказчикам. Информационную и техническую поддержку, как и прежде, предоставляют разработчики решений. В целом стороны научились действовать сообща, и эта синергия помогает вести сложные проекты.
Комплексные решения дают клиенту уверенность, что все их компоненты будут работать сбалансированно, и российские производители активно конкурируют на этом рынке. Стоит отметить, что требования к комплексности не одинаковы для разных участков рынка ЦОД. Наиболее важна комплексность, когда дело касается серверных систем и систем хранения. Но для некоторых инженерных систем, например, она не критична. Чтобы комплексность давала все те преимущества, о которых заявляет вендор, у заказчика должна быть единая точка ответственности за совместимость оборудования.
Рынок движется к балансу отечественного и импортного
В распоряжении центров обработки данных появляется все больше локализованных продуктов. Прошли те времена, когда в проектах по развитию инфраструктуры более чем на 80% были задействованы западные решения. Сейчас долю решений для ЦОД отечественного производства — в зависимости от того, какое железо и ПО считать российским — можно оценить примерно в 30-50%. Да, пока что произведенное в России оборудование часто состоит из азиатских компонентов, и даже у БРП на базе процессора «Байкал», которые считаются российскими, мелкие SDM-компоненты все же импортные. Причина в том, что на данный момент аналогов таких компонентов в нашей стране не производится. Но отечественные разработчики уже активно работают в этом направлении.
Аналогичные по функционалу и качеству ИТ-решения из России и дружественных азиатских стран к настоящему моменту стали стоить практически одинаково. Основные две группы производителей, которые представлены сегодня на российском рынке, это отечественные компании и азиатские поставщики, открывшие в России представительства. В процессе локализации цена азиатских продуктов растет и становится сопоставимой с ценой на российские аналоги. Даже если бизнес приобретает оборудование у поставщика из Юго-Восточной Азии напрямую, итоговая стоимость будет включать затраты на доставку, таможенные процессы, пусконаладочные работы и техобслуживание.
Надо сказать, что новые санкции уже не оказывают большого влияния на российских производителей. Они уже адаптировались к санкциям и научились видеть в них мотиваторы к действиям по усовершенствованию своих решений. Мы в C3 Solutions, например, в 2023 году предложили российскому бизнесу несколько новых линеек импортозамещающих решений. Одними из флагманских обновленных продуктов стали модели ИБП для ИТ-оборудования и промышленности. Отметим, что кроме производства как такового у отечественных вендоров есть и другие перспективные направления работы.
Потенциал вендоров ИБП – в сервисных услугах
Конкурентными преимуществами вендоров ИБП становятся сервисные услуги и скорость обслуживания. Как известно, еще несколько лет назад продукты западных производителей преобладали на критических объектах, к числу которых относятся центры обработки данных. К настоящему моменту отечественные производители, пользуясь китайскими комплектующими, уже наполнили рынок импортозамещающими решениями, в числе которых есть и мощные онлайн ИБП. Однако в части объема сервисной поддержки отечественные поставщики решений пока уступают международным вендорам, которые были распространены до 2022 года.
Оценить потребности бизнеса в части сервисного обслуживания ИБП на различных этапах жизненного цикла ЦОД помогает исследование, которое мы провели вместе с аналитиками iKS-Consulting. В частности, оно показало, что свыше 40% клиентов для обслуживания ИБП обращаются к сервисным компаниям, и только пятая часть всех заказчиков пользуется вендорской поддержкой. Однако большинство (69%) респондентов отметили, что вендор обладает все же лучшей экспертизой, и значит, в части развития сервисных услуг у производителей оборудования есть большой потенциал.
Например, когда происходит разработка концепции дата-центра, клиенты хотели бы получать от производителей варианты системы бесперебойного электропитания — это помогает им сделать экономически обоснованный выбор. Три четверти ждут от вендора проектную, а более половины – эксплуатационную документацию. На этапе строительства ЦОД клиенты готовы пользоваться вендорскими компетенциями для монтажа и пусконаладки решений. Востребованными остаются услуги заводского тестирования, профилактического и регламентного обслуживания инфраструктуры ЦОД. Подавляющее большинство заказчиков готовы передать вендору ведение послегарантийных работ.
Основные проблемы при обслуживании ИБП
Оценка качества сервисных услуг, оказываемых отечественными производителями
ИТ-кондиционеры: пока что сборка, большее впереди
Несмотря на перечисленные выше положительные тенденции, еще остались целые сегменты, в которых локализация продуктов и услуг происходит не так успешно, как того требует российский рынок центров обработки данных. Например, в большинстве случаев отечественные кондиционеры, хотя и собраны в России, представляют собой крупноузловую сборку на базе агрегатов, произведенных в КНР. Полномасштабного производства всех необходимых для производства кондиционеров компонентов - в частности, инверторных компрессоров, контроллеров, плат управления - в России пока нет. Покупать китайские комплектующие существенно дешевле, чем разрабатывать свои с нуля.
В целом, на российском рынке систем охлаждения для ЦОД сегодня представлено уже около 40 брендов. Десять из них представляют отечественные поставщики, пять — европейские вендоры, остальные – китайские представители (в их числе мы считаем тех, кто развертывает OEM-производства на предприятиях КНР по заказу российского бизнеса). Есть основания надеяться, что в дальнейшем сборка ИТ-кондиционеров на российских предприятиях приведет к более глубокой локализации этого производства.
Конечно, если говорить о простых кондиционерах, скажем, шкафного типа, созданных на базе стандартных компонентов без регулирования мощности, то такое оборудование российские производители могут собирать уже сегодня. Но, например, внутрирядные модели в компактных корпусах полностью из отечественных компонентов могут появиться не раньше, чем через 3-4 года: этот срок необходим на обкатку технологий производства.
В ближайшей перспективе — новая волна роста рынка ЦОД
Несмотря на это, в 2023 году в коммерческих центрах обработки данных, по оценкам экспертов рынка было запущено 12,3 тыс. стоек. Это говорит о том, что число закупленных для охлаждения этих стоек ИТ-кондиционеров превысило 2 тыс. Если учесть, что в среднем проектная стоимость каждого кондиционера составляет порядка 3-3,5 млн рублей, можно сделать вывод, что в целом рынок систем охлаждения для ЦОД показал рост примерно в 6-7 млрд рублей. Поскольку одним из трендов этого рынка является интерес заказчиков к приобретению небольших партий ИТ-кондиционеров новых брендов с целью их обкатки в полевых условиях, перспективы дальнейшего роста, безусловно, есть.
Резюмируя, можно предположить, что к концу 2024 года рынок ЦОД определится с новым пулом вендоров и покажет взрывной рост поставок оборудования как для модернизации существующих дата-центров, так и для строительства новых.
Опубликовано 19.07.2024