Отечественный рынок услуг центров обработки данных. Взгляд на текущую ситуацию и актуальные проблемы

Логотип компании
Отечественный рынок услуг центров обработки данных. Взгляд на текущую ситуацию и актуальные проблемы

Изображение создано нейросетью, shutterstock.com

Рассмотрим текущую ситуацию на рынке  ЦОДов и тренды, которые могут принести положительные изменения уже в ближайший год. Как изменился рынок ЦОД в России после санкций? Какую долю занимают решения для ЦОД отечественного производства? Какие страны являются основными поставщиками ИТ-решений на российский рынок? Какие конкурентные преимущества становятся важными для вендоров ИБП? Какие поставщики представлены на российском рынке систем охлаждения для ЦОД?

Российский рынок услуг для ЦОД демонстрирует рост. По некоторым оценкам, за последние 5 лет он составляет более 24% ежегодно. Этому способствуют, прежде всего, цифровизация госсервисов и переход отечественного бизнеса на импортозамещающие программные и аппаратные решения. Кроме того, некоторые отрасли, например, здравоохранение, сейчас активно переходят в онлайн, шире используют возможности искусственного интеллекта, что приводит к необходимости хранить большой объем информации. Рассмотрим текущую ситуацию на этом рынке и тренды, которые могут принести положительные изменения уже в ближайший год.

Продукты и проекты становятся высокотехнологичными

Отечественные игроки рынка ЦОД снова крепко стоят на ногах. Об этом свидетельствует тот факт, что проекты в российских дата-центрах усложняются. Ситуация, когда бизнесу было нелегко даже просто поддержать работоспособность своих ЦОД, осталась в прошлом. Сегодня заказчики уже нашли новых вендоров и импортозамещающие продукты, обеспечили совместимость новых решений с развернутым ранее оборудованием и ведут модернизацию, на которую не хватало ресурсов ранее.

Высокотехнологичные продукты развиваются. Все помнят первый год жестких санкционных ограничений, когда отечественные производители стремились закрыть, в первую, очередь базовые потребности клиентов в оборудовании. Они выпускали, в основном, самые простые решения для ЦОД. Технологически сложные продукты тогда оказались в дефиците. Однако ситуация изменилась довольно быстро — уже в 2023 году в России стартовали технологически сложные отечественные разработки под индивидуальные запросы клиентов. Сегодня этот тренд успешно продолжается.

Совместимость оборудования для ЦОД теперь считается общей задачей производителя, поставщика и клиента. Раньше это была зона ответственности международных вендоров, но теперь бизнес сам приобрел компетенции в поиске оборудования и проверке его устойчивости. Интеграторы со своей стороны тоже обладают необходимыми знаниями и навыками в этой области и готовы помочь заказчикам. Информационную и техническую поддержку, как и прежде, предоставляют разработчики решений. В целом стороны научились действовать сообща, и эта синергия помогает вести сложные проекты.

Комплексные решения дают клиенту уверенность, что все их компоненты будут работать сбалансированно, и российские производители активно конкурируют на этом рынке. Стоит отметить, что требования к комплексности не одинаковы для разных участков рынка ЦОД. Наиболее важна комплексность, когда дело касается серверных систем и систем хранения. Но для некоторых инженерных систем, например, она не критична. Чтобы комплексность давала все те преимущества, о которых заявляет вендор, у заказчика должна быть единая точка ответственности за совместимость оборудования.

Рынок движется к балансу отечественного и импортного

В распоряжении центров обработки данных появляется все больше локализованных продуктов. Прошли те времена, когда в проектах по развитию инфраструктуры более чем на 80% были задействованы западные решения. Сейчас долю решений для ЦОД отечественного производства — в зависимости от того, какое железо и ПО считать российским — можно оценить примерно в 30-50%. Да, пока что произведенное в России оборудование часто состоит из азиатских компонентов, и даже у БРП на базе процессора «Байкал», которые считаются российскими, мелкие SDM-компоненты все же импортные. Причина в том, что на данный момент аналогов таких компонентов в нашей стране не производится. Но отечественные разработчики уже активно работают в этом направлении.

Аналогичные по функционалу и качеству ИТ-решения из России и дружественных азиатских стран к настоящему моменту стали стоить практически одинаково. Основные две группы производителей, которые представлены сегодня на российском рынке, это отечественные компании и азиатские поставщики, открывшие в России представительства. В процессе локализации цена азиатских продуктов растет и становится сопоставимой с ценой на российские аналоги. Даже если бизнес приобретает оборудование у поставщика из Юго-Восточной Азии напрямую, итоговая стоимость будет включать затраты на доставку, таможенные процессы, пусконаладочные работы и техобслуживание.

Надо сказать, что новые санкции уже не оказывают большого влияния на российских производителей. Они уже адаптировались к санкциям и научились видеть в них мотиваторы к действиям по усовершенствованию своих решений. Мы в C3 Solutions, например, в 2023 году предложили российскому бизнесу несколько новых линеек импортозамещающих решений. Одними из флагманских обновленных продуктов стали модели ИБП для ИТ-оборудования и промышленности. Отметим, что кроме производства как такового у отечественных вендоров есть и другие перспективные направления работы.

Потенциал вендоров ИБП – в сервисных услугах

Конкурентными преимуществами вендоров ИБП становятся сервисные услуги и скорость обслуживания. Как известно, еще несколько лет назад продукты западных производителей преобладали на критических объектах, к числу которых относятся центры обработки данных. К настоящему моменту отечественные производители, пользуясь китайскими комплектующими, уже наполнили рынок импортозамещающими решениями, в числе которых есть и мощные онлайн ИБП. Однако в части объема сервисной поддержки отечественные поставщики решений пока уступают международным вендорам, которые были распространены до 2022 года.

Оценить потребности бизнеса в части сервисного обслуживания ИБП на различных этапах жизненного цикла ЦОД помогает исследование, которое мы провели вместе с аналитиками iKS-Consulting. В частности, оно показало, что свыше 40% клиентов для обслуживания ИБП обращаются к сервисным компаниям, и только пятая часть всех заказчиков пользуется вендорской поддержкой. Однако большинство (69%) респондентов отметили, что вендор обладает все же лучшей экспертизой, и значит, в части развития сервисных услуг у производителей оборудования есть большой потенциал.

Например, когда происходит разработка концепции дата-центра, клиенты хотели бы получать от производителей варианты системы бесперебойного электропитания — это помогает им сделать экономически обоснованный выбор. Три четверти ждут от вендора проектную, а более половины – эксплуатационную документацию. На этапе строительства ЦОД клиенты готовы пользоваться вендорскими компетенциями для монтажа и пусконаладки решений. Востребованными остаются услуги заводского тестирования, профилактического и регламентного обслуживания инфраструктуры ЦОД. Подавляющее большинство заказчиков готовы передать вендору ведение послегарантийных работ.

Отечественный рынок услуг центров обработки данных. Взгляд на текущую ситуацию и актуальные проблемы. Рис. 1

Основные проблемы при обслуживании ИБП

Отечественный рынок услуг центров обработки данных. Взгляд на текущую ситуацию и актуальные проблемы. Рис. 2

Оценка качества сервисных услуг, оказываемых отечественными производителями

ИТ-кондиционеры: пока что сборка, большее впереди

Несмотря на перечисленные выше положительные тенденции, еще остались целые сегменты, в которых локализация продуктов и услуг происходит не так успешно, как того требует российский рынок центров обработки данных. Например, в большинстве случаев отечественные кондиционеры, хотя и собраны в России, представляют собой крупноузловую сборку на базе агрегатов, произведенных в КНР. Полномасштабного производства всех необходимых для производства кондиционеров компонентов - в частности, инверторных компрессоров, контроллеров, плат управления - в России пока нет. Покупать китайские комплектующие существенно дешевле, чем разрабатывать свои с нуля.

В целом, на российском рынке систем охлаждения для ЦОД сегодня представлено уже около 40 брендов. Десять из них представляют отечественные поставщики, пять — европейские вендоры, остальные – китайские представители (в их числе мы считаем тех, кто развертывает OEM-производства на предприятиях КНР по заказу российского бизнеса). Есть основания надеяться, что в дальнейшем сборка ИТ-кондиционеров на российских предприятиях приведет к более глубокой локализации этого производства.

Конечно, если говорить о простых кондиционерах, скажем, шкафного типа, созданных на базе стандартных компонентов без регулирования мощности, то такое оборудование российские производители могут собирать уже сегодня. Но, например, внутрирядные модели в компактных корпусах полностью из отечественных компонентов могут появиться не раньше, чем через 3-4 года: этот срок необходим на обкатку технологий производства.

В ближайшей перспективе — новая волна роста рынка ЦОД

Несмотря на это, в 2023 году в коммерческих центрах обработки данных, по оценкам экспертов рынка было запущено 12,3 тыс. стоек. Это говорит о том, что число закупленных для охлаждения этих стоек ИТ-кондиционеров превысило 2 тыс. Если учесть, что в среднем проектная стоимость каждого кондиционера составляет порядка 3-3,5 млн рублей, можно сделать вывод, что в целом рынок систем охлаждения для ЦОД показал рост примерно в 6-7 млрд рублей. Поскольку одним из трендов этого рынка является интерес заказчиков к приобретению небольших партий ИТ-кондиционеров новых брендов с целью их обкатки в полевых условиях, перспективы дальнейшего роста, безусловно, есть.

Читайте также
В Правительстве РФ готовится очередной национальный проект, получивший название «Средства производства и автоматизации». На его реализацию выделяется более 300 млрд рублей. Цель – предоставить дополнительный ресурс для развития российских промышленных предприятий. По словам Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дениса Мантурова, одним из трех основных направлений, на которых будет сосредоточено внимание, станет развитие робототехники.

Резюмируя, можно предположить, что к концу 2024 года рынок ЦОД определится с новым пулом вендоров и покажет взрывной рост поставок оборудования как для модернизации существующих дата-центров, так и для строительства новых.

Опубликовано 19.07.2024

Похожие статьи