Управление активами для оптимизации затрат

Логотип компании
IT-менеджеры и директора компаний нередко сталкиваются с задачей, когда, с одной стороны, требуется сократить затраты на IT, а с другой - не допустить снижения эффективности работы...
IT-менеджеры и директора компаний нередко сталкиваются с задачей, когда, с одной стороны, требуется сократить затраты на IT, а с другой - не допустить снижения эффективности работы и сохранить готовность к наращиванию интенсивности использования ресурсов (поскольку за кризисом обязательно следует подъем).

Как же найти верное решение, чтобы, как говорится, и овцы были целы, и волки сыты? Многие менеджеры знают о существовании библиотеки ITIL, где описываются наиболее оптимальные практики построения процессов управления IT. Опубликованная в 2007 году очередная, третья версия этой библиотеки отражает качественный сдвиг в понимании того, что на самом деле предоставляется пользователям и как при этом должны быть выстроены процессы взаимодействия между пользователями и IT-подразделением (а также внутри последнего), чтобы обеспечить более эффективную поддержку деятельности организации решениями из области информационных технологий. Такой сервисный подход находит все большее одобрение у менеджмента компаний.

Опыт практического внедрения процессного управления показывает, что у заказчиков, как правило, имеется огромный объем значимой информации о структуре систем, обеспечивающих автоматизацию деятельности компании. Чаще всего эта информация накапливается в разрозненных системах, что затрудняет сводный анализ состояния информационных систем. С другой стороны, не менее часто встречается вариант дублирования собранной информации, что, естественно, предполагает излишние затраты на ее хранение.

Сегодня мы рассмотрим процесс «Управление активами и конфигурациями». Его огромное значение для создания основы стабильного управления IT в том, что он дает возможность значительно повысить эффективность других процессов, описанных в ITIL v3, например управления уровнем сервиса, управления каталогом услуг, управления инцидентами, управления портфелем сервисов, управления релизами и развертыванием.

Без процессного подхода современному бизнесу не выжить
Процесс «Конфигурация» вмещает в себя не только описание рабочих мест пользователей, состава серверов и других более или менее очевидных элементов. Под единицами конфигураций здесь понимаются любые элементы IT, имеющие значение для управления инфраструктурой, в том числе, если это удобно для эффективного управления IT, пользователи и инженеры.

Какие же возможности дает нам этот процесс? Прежде всего, он включает в себя ряд определений: что именно является активом и единицей конфигурации; как осуществляется наполнение базы данных активов и конфигурационных единиц, а также отслеживание изменений, происходящих с активами и конфигурационными единицами; выдача отчетности в различных аналитических разрезах. Но что еще немаловажно, данный процесс учитывает взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными активами и конфигурационными единицами. Например, если стоит задача учета использования лицензий на ПО, в данном процессе будут учитываться связи, отражающие действительное количество используемых лицензий. Если необходимо знать, какое количество новых компьютеров имеется на складе или когда в последний раз производилось обновление ПО у пользователей, - все это будет находиться в соответствующей базе данных.

Во многих компаниях, с которыми нам приходилось общаться в ходе консультаций, предыдущие попытки внедрения процессного управления IT заканчивались не лучшими результатами как раз из-за отсутствия должного понимания координации и развития процессов, а также невнимания к важному, но сложному процессу наполнения и актуализации базы данных по состоянию инфраструктуры - так называемому Configuration Management DataBase. В большинстве случаев первопричиной этого была опора на специалистов по наладке специализированного ПО, которые хорошо разбираются в программировании, но почти ничего не знают о реинжиниринге бизнес-процессов.

Построение процесса управления активами и конфигурациями в IT - это задача первостепенной важности, без решения которой заниматься проведением оптимизации инфраструктуры весьма рискованно. В ходе такой оптимизации можно, выражаясь словами классика, «из купели вместе с водой и ребенка выплеснуть». С другой стороны, в современных IT-подразделениях для обеспечения учета активов и конфигураций нередко используются только программные средства (иногда и не одно), причем цели, преследуемые при этом, часто настолько разнородны, что в отсутствие правильного методического подхода это ПО превращается в обузу для IT-службы, да и для компании в целом.

Опыт внедрений показывает, что в первую очередь необходимо создать хорошую базу, то есть наладить процесс, поскольку программное обеспечение по своей природе хорошо использовать для автоматизации рутинных повторяющихся операций. Без процессного подхода современному бизнесу не выжить, в противном случае при изменении стоящих перед IT задач имеющееся ПО чаще всего отодвигается в сторону, и на сцену выходит новый программный продукт, способный решить эту новую задачу. Так не лучше ли сразу, как только возникла очередная задача, остановиться и подумать: а не пора ли начать использовать решения, изначально построенные по принципам, которые, с одной стороны, обеспечивают интеграцию с уже существующим в компании ПО (имеющим свои преимущества в отдельных областях), а с другой - при изменении задач эти решения могут быть перенастроены для изменившегося процесса или смогут обеспечить интеграцию с узкоспециализированными инструментами.

Система из пяти элементов
Одним из инструментов в рассматриваемой нами области выступает набор программных средств LANDesk. Для решения задач учета активов и конфигураций он предлагает два взаимодополняющих решения: систему LANDesk Management Suite и новую разработку - LANDesk Asset Lifecycle Manager (ALM). Остановимся на последней подробнее. LANDesk Asset Lifecycle Manager состоит из пяти элементов:
• Хранилище, в которое заносятся данные об активах и конфигурациях - либо вручную с помощью форм, либо автоматически из системы LANDesk Management Suite или любого внешнего источника, совместимого со стандартом ODBC.
• Инструмент для задания взаимосвязей между введенными данными.
• Программа LANDesk Process Manager, которая встроена в ALM и позволяет при переходе IT-актива из одного состояния в другое автоматически выполнять последовательность заранее заданных действий. Например, когда жесткий диск компьютера изымают из эксплуатации (состояние списания), можно запустить процесс его очистки (либо автоматически, либо дать такое задание сотруднику).
• Набор средств для формирования запросов и получения отчетов о состоянии активов.
• Avocent Management Platform, шина обмена данными, позволяющая интегрировать ALM с внешними информационными системами (ERP и т. д.).  
 
Рис. 1. Редактирование workflow-процесса
Графический редактор операций и межоперационных переходов позволяет наглядно, в виде диаграммы, обеспечить корректную настройку автоматизации процесса в соответствии с принятыми в компании правилами, а интеграция с другими системами обусловит минимальные накладные расходы на эксплуатацию.

Надо заметить, что система ALM является интеграционным решением, использующим новые возможности Avocent Management Platform для стыковки с различными подсистемами.
 
Рис. 2. Интерфейс ALM

Функционал ALM реализует методологии International Association of Information Technology Asset Managers, Inc. (IAITAM, www.iaitam.org). И хотя все формы, объекты, процессы, карты перехода состояний, отчеты выстроены на основе этих методик, в любой момент пользователь может изменить те или иные параметры и настройки, приведя функционал системы в соответствие с меняющимися условиями бизнеса. Все настройки осуществляются визуально, без привлечения дорогостоящих программистов, с протоколированием самого процесса изменений. 

Рис. 3. Настройка карты перехода состояний
Важная особенность LANDesk ALM - полная локализация интерфейса и документации. Пользователь работает с ALM при помощи обычного браузера - такое программное решение полностью избавляет от риска несовместимости клиентской части с используемыми в компании программами.

Инвентаризация аппаратного и программного обеспечения, сбор статистики использования ПО, установка программного обеспечения и операционных систем, управление обновлениями, управление политиками безопасности, блокировка неавторизованной активности - вот лишь некоторый перечень функций LANDesk Management Suite, которые при умелом использовании могут дать значительную экономию и человеко-часов, и денежных средств.

В наше время активного использования Enterprise Service Bus и Service Oriented Architecture для автоматизации предприятий само IT-подразделение чаще всего оказывается в положении сапожника без сапог. Сервис, предлагаемый Avocent и LANDesk, может стать хорошей внутренней интеграционной основой для приобретения этих самых «сапог», а внедрение LANDesk Asset Lifecycle Manager способно обеспечить компании быстрый возврат инвестиций и энергичную оптимизацию затрат на IT-инфраструктуру.

Хоруженко Дмитрий, компания «5-55»

Опубликовано 18.11.2009