Объем российского рынка легальных видеосервисов достиг 11,18 млрд руб.

Логотип компании
Объем российского рынка легальных видеосервисов достиг 11,18 млрд руб.
Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования российского рынка легальных видеосервисов по итогам 2016 г. и прогнозы его развития до 2020 г.

Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования российского рынка легальных видеосервисов по итогам 2016 года и прогнозы его развития до 2020 года.

В исследовании проанализированы видеосервисы России, оказывающие доступ к легальному контенту (VOD– видео по запросу) через абонентскую приставку или посредством ОТТ (без привязки к сети оператора).

Были изучены четыре модели монетизации видеосервисов:

• AVOD (advertising video on demand) – рекламная. Видео сопровождается определенным количеством рекламных сообщений;

• TVOD (transactional video on demand) – платная. Аренда зрителем единицы видеоконтента в течение ограниченного времени;

• SVOD (subscription video on demand) – платная. Доступ по подписке к библиотеке контента на определенное время без ограничения числа просмотров;

• EST (electronic sell through) – платная. Приобретение пользователем цифровой копии контента.

В исследовании рассмотрена 51 компания, они были разделены на следующие группы:

• Онлайн-кинотеатры – агрегаторы контента, предоставляющие возможность просмотра видео как через сайты проектов, так и через приложения сервисов для мобильных платформ и Smart TV. Например, ivi, Amediateka, Okko и т. д.

• Телеканалы – телевещатели, монетизирующие прежде всего свой контент в Интернете по платной или рекламной модели (СТС, Первый канал, ТНТ и т. д.)

• Операторы – операторы платного ТВ, реализовавшие сервисы просмотра платного видеоконтента на приставках (STB) в виде VOD или кинозалов на выделенных каналах («Ростелеком», «Билайн», МТС и т. д.)

• Платформы цифровой дистрибуции – агрегаторы видеоконтента, предоставляющие приложения для мобильных платформ и Smart TV с возможностью просмотра без привязки к сети конкретного провайдера (iTunes, GooglePlayи т. д.).

Текущее состояние и прогнозы рынка

По итогам 2016 года объем российского рынка легальных видеосервисов достиг 11,18 млрд руб. Рост по отношению к 2015 году составил 32%. При этом общая выручка игроков по рекламной модели выросла на 22,4%, а по всем платным моделям – на 50,4%.

Индустрия онлайн-видео показывает высокие тепы роста во всем мире (+25% в доходах за 2016 год). По этой причине доля российского рынка в общемировом объеме осталась на прежнем уровне 0,5%.

В 2016 году в структуре рынка произошли существенные изменения. Как и прежде, наиболее распространенной моделью монетизации является AVOD. Но игроки все более успешно зарабатывают на платном контенте, прилагая к этому много усилий (развитие платформ доставки, реклама, улучшение сервиса и удобства оплаты). В результате в 2016 году доля AVOD на рынке значительно снизилась и составила 60,5%. Главным бенифициаром стала подписка, доля которой увеличилась с 3,8% до 11,2%. Теперь она занимает третье место в структуре рынка и опережает сегмент EST.

 Объем российского рынка легальных видеосервисов достиг 11,18 млрд руб.. Рис. 1

Онлайн-кинотеатры собрали 70% (7,83 млрд рублей без НДС) всех доходов. Большой вклад в это внесли платные сервисы для аудитории мобильных устройств и Smart TV. За год список операционно безубыточных компаний увеличился.

Операторы нарастили долю рынка с 11,7% до 12,2% (до 1,37 млрд рублей) и переместились на второе место. Основные причины этого – рост базы IPTV-абонентов и усилия операторов по продвижению VODдля зрителей платного ТВ.

Доля телеканалов за год не изменилась (11,8%). За нелинейный просмотр своего видео они собрали 1,32 млрд рублей. Новацией стало введение подписок, дающих право смотреть контент без рекламы.

Читайте также
IT-World рассказывает о принципах работы интеллектуальных систем учета электроэнергии, о СИГМА.ИВК - комплексе на базе импортозамещенных цифровых решений. Как работает СИГМА.ИВК, где применяется? Узнаем планы разработчиков комплекса.

660 млн рублей (5,9% рынка, уменьшение на 1 п. п.) заработали платформы цифровой дистрибуции. Введение НДС при продажах цифрового контента способно замедлить развитие этого сегмента в ближайшие несколько лет из-за роста стоимости для пользователей.

Объем российского рынка легальных видеосервисов достиг 11,18 млрд руб.. Рис. 2

Источник: J'son & Partners Consulting, данные компаний

Ключевыми тенденциями развития рынка легальных видеосервисов в России являются:

1.    Увеличение внимания к индустрии со стороны государства.

Были подготовлены и приняты Госдумой в первом чтении поправки в существующее законодательство в части регулирования онлайн-кинотеатров. Главное новшество – их фактически приравняли к СМИ и ограничили долю иностранного капитала в 20%.

Правительство своим постановлением изменило правила выдачи прокатного удостоверения на фильмы, в том числе и для их демонстрации через VOD-сервисы.

2.    Увеличение сотрудничества телеком-операторов и онлайн-кинотеатров.

В 2016 году по такой модели запустил свой VOD-сервис «Триколор ТВ» – крупнейший по количеству абонентов игрок на рынке платного ТВ страны.

3.    Продолжение блокировки пиратских ресурсов.

Это напрямую влияет на изменение поведения большинства пользователей и, как следствие, способствует росту платных моделей монетизации.

4.    Производство собственного контента, интеграция линейного ТВ в онлайн-кинотеатры.

Основная задача онлайн-кинотеатров – отличаться от конкурентов, так как с точки зрения пользователя при увеличении размера видеотек пропадает разница между различными сервисами.

5.    Продолжение экспансии российских онлайн-кинотеатров на международный рынок.

В СНГ практически все крупные онлайн-кинотеатры России присутствуют давно. В 2016 году они начали продвижение на рынки дальнего зарубежья (Европа, США) в основном для русскоязычной аудитории. Расчет делается на недорогую по западным меркам подписку на востребованный контент (прежде всего «Русское кино»).

Опубликовано 31.03.2017