В 2016 г. общий объем мирового рынка телекоммуникационных услуг достиг 1130 млрд евро
По оценкам J'son & Partners Consulting, в России насчитывается около 1000 компаний, занятых в области производства различных видов телекоммуникационного оборудования общего назначения. J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования российского и мирового рынка производства телекоммуникационного оборудования, при этом основной фокус сделан на составлении Атласа российских производителей и базовом анализе выпускаемой ими номенклатуры.
Согласно оценкам Statista.com, в 2016 году общий объем мирового рынка телекоммуникационных услуг достиг 1 130 млрд евро. Успешное развитие телекоммуникационной отрасли в значительной мере основано на способности производителей оборудования внедрять новые технологические достижения в реальные устройства, применяемые на сетях операторов фиксированной, мобильной и спутниковой связи. В результате, расходы операторов на новое оборудование составляют существенную долю их капитальных затрат. Как правило, соотношение капитальных затрат к выручке колеблется в диапазоне 20 – 25% для большинства операторов связи.
В России значительная доля телекоммуникационного оборудования импортируется. Это создает определенные риски развития отечественной телекоммуникационной отрасли в связи с резкими и неконтролируемыми колебаниями курса рубля, угрозы применения санкций с учетом текущей международной обстановки и т.п. С другой стороны, государственный курс на локализацию производства оборудования международных вендоров и импортозамещение в данном сегменте открывает новые возможности и импульс развития для российских предприятий, занятых производством радиоэлектронной аппаратуры.
Классификация телекоммуникационного оборудования
Телекоммуникационное оборудование представляет собой сложные радиотехнические устройства, которые используются для передачи аналоговой или цифровой информации на расстояния. Разнообразие таких устройств определяется различными физическими принципами, на которых основана их работа, их функционалом и предназначением в сетях связи. Обычно различают активное и пассивное сетевое оборудование. В данном исследовании основной фокус был сделан именно на активном оборудовании, обладающее определенным «интеллектом» для получения, передачи или преобразования телекоммуникационных сигналов. Для целей составления базы данных производителей телекоммуникационного оборудования из рассмотрения были также исключены производители программных продуктов таких, как системы биллинга, поддержки клиентов, аналитики и т.п.
Аналитики J’son & Partners Consulting выделяют следующие базовые виды телекоммуникационного оборудования:
• Оборудование для мобильной связи;
• Оборудование для фиксированной связи;
• Оборудование для транспортных сетей;
• Наземное оборудование для спутниковой связи.
Часто к телекоммуникационному оборудованию относят системы биллинга и поддержки клиентов. Однако, собственно оборудование занимает в них хотя и важную часть, но к определяющим компонентам все-таки стоит отнести программное обеспечение таких систем. В связи с этим, данный сегмент рынка аналитики J’son & Partners Consulting рассматривают как отдельный сегмент ИТ рынка.
К рынку телекоммуникационного оборудования, безусловно, относятся также различные типы абонентских устройств. Однако, по мнению J’son & Partners Consulting, потребительские устройства – это отдельный сегмент розничного рынка, требующий специального анализа. В конце данного пресс-релиза приведены ссылки на проведенные исследования для интересующихся данным направлением.
Международный рынок телекоммуникационного оборудования
Согласно оценкам международной компании Forrester, объем глобального рынка телекоммуникационного оборудования достиг почти $350 млрд . Следует отметить, что основными потребителями телекоммуникационного оборудования являются как сами операторы связи, так и корпоративные клиенты (предприятия).
Российские производители телекоммуникационного оборудования
По оценкам J’son & Partners Consulting, в России насчитывается около 1000 предприятий, занятых разработкой и производством телекоммуникационного оборудования общего назначения. Предварительный анализ крупнейших ТОП-100 предприятий показал, что более 65% из них относятся к крупным и средним предприятиям. Доля компаний с иностранным участием составляет чуть более 10%. Следует отметить, что предприятия отрасли активно наращивали выпуск продукции. Согласно оценкам, сделанным по данным СПАРК, за последние 5 лет выручка ТОП-100 компаний увеличилась в 2 раза.
Как видно из рисунка ниже, в целом отечественные производители оборудования имеют определенные успехи в освоении выпуска аппаратуры для радиосвязи, фиксированных, транспортных, спутниковых сетей.
В тоже время основной рыночный фокус предприятия с иностранным участием (иностранные юридические лица, совместные предприятия) делают в области сотовой связи. Кроме того, видно, что оборудование маршрутизации, магистральное оборудование транспортных сетей и сетей доступа тоже лежит в сфере их интересов. Это отражает их уверенность в высокой конкурентоспособности иностранных разработок, в связи с чем, вопрос локализации производства оборудования зарубежных компаний в России остается актуальным.
Как построить систему информационной безопасности, чтобы она обеспечивала защиту на уровне, превосходящем тех, кто наименее подготовлен к угрозам.
Опубликовано 03.03.2017