Антон Кунцевич: «Каким должен стать российский бизнес-мессенджер»
И если в вопросе производства техники горизонт возможностей лежит скорее в области стремительно сокращающегося количества вендоров и каналов поставок, то в софтверной части в России существует конкурентный выбор. В том числе и в области бизнес-коммуникаций.
Сегодня мы с Антоном Кунцевичем, директором по развитию корпоративной платформы Frisbee, говорим о том, какие перемены в разработке мессенджеров произойдут в связи с текущей ситуацией в стране.
До сих пор российские разработчики ориентировались на бизнес-использование приложений для коммуникаций. Изменилось ли что-то в ваших бизнес-планах?
Наша коммуникативная платформа Frisbee изначально разработана для корпоративного использования: она ориентирована на бизнес, особенно на организации с большим количеством сотрудников. Именно корпоративный сегмент критически чувствителен к блокировкам и предъявляет повышенные требования к сохранению пользовательских данных. Поэтому наша платформа делает упор именно на безопасности, помогает организовать бизнес-процессы в компании и ее подразделениях, отделить личную переписку от рабочей. Глобальных изменений в бизнес-планах компании не произошло, мы можем только констатировать возросший интерес к нашему решению.
Каким вы видите бизнес-мессенджер, а каким – приложение для широкого использования?
Как разработчики, мы считаем, что для бизнес-мессенджера главным критерием качества служат безопасность и информационный суверенитет. Корпоративная платформа должна обеспечить надежное место хранения вашей информации, а конечный пользователь не должен зависеть от серверов, расположенных в иной стране мира. На наш взгляд, сегодня наиболее выигрышно смотрятся корпоративные платформы, которые предлагают хранение данных на серверах заказчика. Это дороже, но таким образом только вы имеете доступ к информации своей компании и вам не страшны санкции и блокировки, от которых сегодня не застрахован никто – ни предприятия госсектора, ни частный бизнес. Бизнес-мессенджер делает удобной коммуникацию между разными отделами предприятия, позволяет объединить и наладить контакт с сотрудниками, особенно если представительства компании находятся в разных населенных пунктах или же часть коллег работает удаленно. Приложения для широкого использования в первую очередь преследуют цель простоты общения всех со всеми. Разработчики всё больше внимания уделяют развлекательной части публичных мессенджеров, которые ранее были свойственны скорее социальным сетям: добавляются возможности стримов, реакций, расширяются диапазоны для групповых чатов и так далее. Современные приложения для широкого использования — в некотором роде симбиоз мессенджеров и соцсетей. В дальнейшем эта грань продолжит стираться.
Как вы полагаете, насколько старые приложения вроде icq годятся для использования сегодня?
Смотря для каких целей. Если мы говорим об общении на уровне близких и друзей, то, конечно, подойдут как привычные мессенджеры вроде Telegram, WhatsApp или Viber, так и приложения, с которых начиналась наша онлайн-жизнь. Но для коммуникации в компаниях и на предприятиях обычных мессенджеров, безусловно, недостаточно. Владельцам бизнеса, руководителям государственных учреждений и крупных корпораций пора задуматься над переходом своей команды на корпоративную платформу. Это вопрос не столько удобства, сколько безопасности и информационного суверенитета. Важно и то, что корпоративная платформа — это площадка для решения именно рабочих вопросов и задач. В то время как в публичных мессенджерах личные и рабочие чаты смешиваются, кроме того, лента пользователя перегружена новостными каналами.
Так, может быть, есть смысл пойти еще дальше? «Сбер», «Газпром» развивают собственные средства коммуникаций – только для себя. Как вы считаете, внутрикорпоративные мессенджеры — хорошая идея?
Разработка решений «под себя» имеет ряд преимуществ. Например, глубокая степень интеграции и учтенные тонкости бизнес-процессов компании на этапе проектирования продукта. Далеко не все компании располагают достаточным количеством профессиональных разработчиков, способных поддерживать полноценный мессенджер, особенно когда речь идет о его работе на различных платформах – iOS, Android, Linux, Windows, MacOS. Мессенджер и стандартная корпоративная система — это не одно и то же. Для разработки мессенджера необходимы знание и опыт работы со специальным стеком технологий. Он не строится за один год, и затраты на его разработку очень большие. Таким образом, использование готового решения типа Frisbee выглядит более рациональным выбором. Вместе с тем, если корпорация желает иметь мессенджер в строгом соответствии с корпоративными требованиями к бренду, такая кастомизация возможна. Мессенджер будет выглядеть для пользователя как истинная разработка корпорации, однако ядром будет выступать внешняя основа.
Пользователи изучают не только более или менее удачные дубликаты различных мессенджеров, но и с кардинальными различиями – вроде Fireside Станислава Шалунова, который основан на других механизмах передачи данных. Что в вашем мессенджере ожидается нового в следующем году?
Технологии развиваются очень быстро, для рынка ИТ год — большой срок. Если сегодня сформировать план по конкретным техническим решениям на следующий год, то вы будете отставать ровно на год от новых технических решений в будущем. Мы предпочитаем гибкую разработку и преследуем цель не столько внедрить технологию, сколько создать для пользователя интересные и ценные функции. В наш стратегический план мы постоянно вносим обновления для улучшения работы приложения. Они зависят от того, насколько востребованным кажется нашим пользователям предлагаемый функционал. Такой подход позволяет гибко подбирать технологии для лучшей работы приложения.
Какие возможности монетизации мессенджеров вы видите?
Мы не планируем менять монетизацию, которая базируются на реализуемых проектах по интеграции нашего продукта у крупных заказчиков. Мы строим наше предложение из расчета масштаба проекта (количества пользователей), глубины интеграции (брендирование и индивидуальные решения), а также уровня технической поддержки и SLA. Наш приоритет – не количество клиентов, а глубина сотрудничества с ними, качество поддержки и восприятия. Клиент должен чувствовать, что мы находимся рядом с ним, в любое время.
Расскажите, пожалуйста, о возможностях, которые лежат на стыке технологий мессенджера и ИИ, возможностях мессенджера для анализа, пополнения данных компании.
Сколько времени существуют мессенджеры, столько и возникают идеи добавления в них всевозможных интеграций с внешними системами для процессинга широкого круга бизнес-задач. Практика же показывает, что за десять лет активного развития мессенджеров наиболее удачные решения получаются тогда, когда соблюдается баланс удобства коммуникаций. Наиболее востребованы в нем именно те решения, которые так или иначе связаны с коммуникацией или обменом контентом. В этом году мы планируем активно развивать направление API-мессенджера для добавления различных чат-ботов. Предоставить клиентам возможность самостоятельно делать простые интеграции с корпоративными системами для обмена данными, для обработки информации в корпоративных системах. При этом мы не планируем перегружать для пользователей внутренний функционал. Персональные переписки, группы и выделенные пространства, информационные каналы и возможность их комментировать, звонки – всё это должно быть удобным на всех платформах.
В начале нашей беседы вы сказали, что в нынешней ситуации компания отмечает возросший интерес к Frisbee. В этой связи поменялись ли планы вашей компании по инвестициям в разработку?
Разработка многоплатформенного мессенджера требует больших ресурсов, это постоянная работа нескольких десятков профессиональных инженеров. Мы дорожим своей командой. Мы много инвестируем в данный продукт и планируем продолжать его активно развивать. В этом году в мессенджере появится ряд новых функций, связанных с дополнительной безопасностью переписок, частью продукта станет полноценный сервис многопользовательской видеоконференцсвязи с возможностью демонстраций экранов и многое другое.
Какое количество корпоративных клиентов оправдывает разработку и поддержку мессенджера?
Вопрос сложный, и важно понимать, что значение имеет не только количество клиентов, но и качество продукта. Хорошее дешевым не бывает. Чем сложнее продукт, тем больше ресурсов расходуется на его разработку и поддержку. Аутсорс-компании могут реализовывать проект по разработке и при наличии единственного клиента. Что получится в результате – вопрос осмысленности задания от клиента и технических возможностей разработчика. Компании, которые создают профессиональные продукты, заинтересованы в тиражировании решения. Есть те, кто работает, предоставляя свое решение как публичный сервис из облака, другие делают и поддерживают локальные установки у клиентов. Второй вариант всегда будет дороже публичных мессенджеров и применяется, когда клиент понимает, что для его бизнеса вопросы безопасности данных, возможности влиять на функционал решения, иметь индивидуальную техническую поддержку стоят тех денег, которые заложены в договоре.
А ваши клиенты? Как они оценивают свои инвестиции в корпоративный мессенджер?
Корпоративные мессенджеры внедряются для достижения конкретных бизнес-целей. Одна из важнейших задач – повышение эффективности компании, что влечет за собой рост вовлеченности и производительности. Если мессенджер позволяет этого достичь, значит, он уже создал для компании дополнительную ценность, выраженную в ее финансовых результатах. Не менее важен вопрос информационной безопасности. Корпоративный мессенджер, локально размещенный на ресурсах компании, позволяет обеспечить тайну переписки и звонков ее сотрудников. Каждая компания может самостоятельно оценить важность и стоимость инцидентов с утечкой данных. А стоит ли эффективность и безопасность этих затрат – решать только самой компании.
Опубликовано 31.03.2022