Экспедиторы будут уничтожать подозрительные посылки: как новые правила изменят рынок грузоперевозок в России
Законопроект, предложенный депутатами, направлен на борьбу с увеличением количества посылок с наркотиками, оружием и другими опасными предметами, что наблюдается в России с 2022 года, узнали "Известия".
Необходимость изменения системы грузоперевозок назрела из-за участившихся случаев отправки опасных и запрещенных предметов через транспортно-экспедиционные компании (ТЭК), которые не несут за это ответственности. Законопроект предполагает запрет на отправку гражданами «сигнального, холодного, пневматического, газового оружия, боеприпасов, электрошокеров, искровых разрядников, элементов огнестрельного оружия, взрывных устройств, сильнодействующих, радиоактивных, взрывчатых, ядовитых веществ и наркотических препаратов», а также «животных и ядовитые растения». Экспедиторы будут обязаны задерживать и уничтожать опасные грузы.
ТЭК должны будут приобрести специализированное оборудование: «рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическую аппаратуру».
Предлагается создать реестр экспедиторов, в который будут вноситься данные о компании. Экспедиторы будут обязаны хранить информацию о грузах в течение трех лет и предоставлять ее по запросу правоохранительных органов. Без регистрации в реестре деятельность таких компаний будет запрещена.
В настоящее время в России контроль за посылками, содержащими опасные или запрещенные предметы, осуществляется преимущественно на уровне правоохранительных органов и таможенных служб. Выявление таких отправлений происходит на этапах сортировки и обработки посылок, где используются методы выборочного досмотра. Опасные грузы подлежат конфискации, а отправитель может быть привлечен к уголовной ответственности.
Тем не менее, транспортно-экспедиционные компании не несут прямой ответственности за содержание посылок, которые они перевозят, и не имеют права самостоятельно проводить проверки или уничтожать подозрительные грузы. Их участие в выявлении запрещенных предметов ограничивается сотрудничеством с правоохранительными органами и предоставлением информации по запросу. Однако на практике это приводит к тому, что значительная часть опасных посылок может оставаться незамеченной до момента их доставки получателю.
С одной стороны, новые правила позволят оперативно выявлять и уничтожать опасные грузы, что снизит риск их попадания к конечным получателям и предотвратит возможные теракты и преступления. Введение строгого контроля и создания реестра экспедиторов поможет уменьшить количество компаний, работающих в тени, и предотвратит использование логистических цепочек для перемещения контрабандных и запрещенных товаров. Регистрация и обязательное хранение информации о грузах приведет к повышению прозрачности и ответственности на рынке транспортных услуг, что улучшит условия для добросовестных участников. Компании будут вынуждены инвестировать в современное оборудование для контроля грузов, что может повысить общие стандарты безопасности и качества услуг в логистической отрасли.
С другой стороны, компании столкнутся с существенными расходами на приобретение и обслуживание дорогостоящего оборудования, необходимого для проверки грузов. Это может привести к повышению тарифов на транспортные услуги и, как следствие, к росту цен на товары для конечных потребителей. Мелкие компании, которые не смогут позволить себе такие инвестиции, могут уйти с рынка, что приведет к уменьшению конкуренции и ухудшению доступности транспортных услуг, особенно в отдаленных регионах. Новые требования по регистрации и обязательному хранению данных могут увеличить бюрократическую нагрузку на компании, что усложнит их работу и может замедлить обработку грузов. Предоставление экспедиторам права на проверку и уничтожение посылок может привести к злоупотреблениям и нарушению прав клиентов, если не будет четких регламентов и надзора за действиями компаний, полагают эксперты.