Российским стартаперам не хватает опыта

Логотип компании
Российским стартаперам не хватает опыта
На Петербургском экономическом форуме руководители некоторых зарубежных концернов и корпораций в очередной раз подвергли критике инвестиционный климат в России, назвав его "непредсказуемым" и "неконкурентоспособным".

На Петербургском экономическом форуме руководители некоторых зарубежных концернов и корпораций в очередной раз подвергли критике инвестиционный климат в России, назвав его "непредсказуемым" и "неконкурентоспособным". Так, например, глава датской пивоваренной компании Carlsberg Йорген Буль Расмуссен отметил, что его предприятие сталкивается в России с непредвиденными проблемами - резким повышением налогов, отсутствием диалога по спорным вопросам. Расмуссен и представители ряда других корпораций хотели бы видеть большую "предсказуемость" для бизнеса - тогда они смогут инвестировать в российские инновации.

Впрочем, как показал тот же форум, с инновациями и инвестициями в нашей стране не все так плохо. В частности, в области информационных технологий. Например, глава Siemens Петер Лёшер (Peter Löscher) подтвердил на форуме планы по созданию исследовательского центра в иннограде "Сколково". Стоит отметить, что Siemens будет далеко не первым зарубежным партнером "Сколково". Ранее таковыми стали Intel, Cisco, Microsoft и другие.

Более того, вполне положительную оценку рынку инноваций, по крайней мере, в области IT, дают и представители российских компаний. В частности, по мнению генерального директора компании Softkey Феликса Мучника, российский сегмент стартапов находится в стадии развития. При этом он отметил, что пока большинство команд, развивающих стартапы, не обладают соответствующим опытом. "Как следствие - наличие сомнительных проектов и инвестиций, которые себя не оправдывают. И это естественно для развивающегося рынка, - считает Феликс Мучник. - Со временем таких стартапов станет значительно меньше: рынок наберется опыта".

Приблизительно такого же мнения придерживается Аркадий Морейнис, руководитель компании "Главстарт", занимающейся доведением стартапов до уровня проектов, интересных инвесторам. По его оценке, стартапы в России востребованы, но рынок таких проектов еще не сформирован и не структурирован. Поэтому, считает Морейнис, возникает впечатление, что в стране в области инноваций ничего нет и ничего никому не нужно.

На самом же деле, в России достаточно много команд, предлагающих интересные стартапы. По мнению Феликса Мучника, существование нежизнеспособных проектов - это вопрос времени. "Инвесторы начнут более ответственно относиться к оценке рисков, связанных с вложением денег, угаснет стихийный рост новых участников, - полагает глава Softkey. - Иными словами, в будущем доля качественных проектов определенно будет больше, чем сейчас".

Да и сейчас их уже не мало. Так, тот же "Главстарт" регулярно проводит мероприятия StartUpWeekend, направленные на первичное обучение стартаперов подготовке своих проектов к представлению инвесторам. На этих мероприятиях демонстрируется до 70 стартапов. "С ними надо работать - доводить их до внятного состояния, поскольку сегодня инвесторы готовы вкладываться не в идеи, а именно в понятные им проекты", - говорит Аркадий Морейнис.

В свою очередь, директор департамента развития и коммуникаций "Российской венчурной компании" Евгений Кузнецов отметил, что в настоящее время в России на инновации и создание комфортной среды для их развития тратится достаточно много денег. Впрочем, он считает, что деньги в данном вопросе не очень важны. "Главное - наличие людей готовых и понимающих, как надо развивать бизнесы, - считает Кузнецов. - И проблема в том, что российские предприниматели и бизнесы пока не готовы, они не понимают рыночной стратегии, не понимают, как вести рыночную борьбу".

Таким образом, российским инноваторам пока просто не хватает опыта и знаний. Впрочем, это явление временное. "Отсутствие бизнес-модели во многих проектах является неизбежным этапом развития и формирования рынка стартапов, - считает Феликс Мучник. - Ошибки и набитые шишки - это очень полезный опыт, без которого дальнейшее развитие рынка невозможно".

Кстати, вероятно, что по мере набивания шишек российские инноваторы решат еще одну проблему. Дело в том, что в настоящее время значительная часть стартапов создается на продажу. То есть предполагается, что на каком-то этапе своего развития проект достигнет определенного успеха и заинтересует одну или нескольких крупных IT-компаний и будет ими куплен. Предполагается, что молодые предприниматели, получив опыт запуска и реализации инновационных проектов на продажу, смогут пойти дальше. И в данном случае нельзя говорить о создании, например, второй Microsoft, а о превращение IT-стартапа в самостоятельный прибыльный бизнес. "Пока же единственный сценарий известных историй успеха стартапа - их продажа", - полагает Феликс Мучник.

Источник: www.astera.ru

Опубликовано 21.06.2011