Экспорт ИТ в страны Юго-Восточной Азии
Открывая мероприятие, Валентин Макаров, президент Ассоциации «РУССОФТ», отметил, что Юго-Восточная Азия является сегодня самым быстрорастущим регионом мира и недавние визиты представителей отечественного ИТ-бизнеса в Индию, Малайзию и Индонезию показали, что местные компании заинтересованы в различных цифровых решениях, включая продукты «технологического суверенитета».
При этом, по словам Валентина Макарова, Россия может не просто продавать свои продукты, но и обучать местных специалистов, выводя рынки на новый уровень.
Ему вторил и Никита Пономаренко, торговый представитель РФ в Малайзии. За 3 квартал 2022 года рост ВВП этой страны составил 14,2%, а по оценкам местных аналитиков темпы роста ИТ-рынка за 9 месяцев составили 16% и к концу 2023 года его объем может достичь $25 млрд.
О высоких перспективах бизнеса в Малайзии говорит и тот факт, что 90% госуслуг в стране переведены на цифровые платформы и в стране развита инфраструктура прорывных технологий и институты поддержки. Среди интересов местных специалистов - ИИ, Big Data, Индустрия 4.0, «Умный город», e-commerce, облачные технологии и информационная безопасность.
Свою задачу, по словам Никиты Пономаренко, торгпредство видит в поисках способов «приземления» технологий российских компаний в Малайзии посредством установления контактов с представителями местного бизнеса, государственными институтами развития, а так же в поиске активных агентов.
Одновременно с этим он заострил свое внимание на том факте, что в представительстве практически отсутствует информация о конкретных продуктах российских компаний, уже присутствующих на рынке, эту ситуацию для повышения эффективности взаимодействия с местным бизнесом и государственными компаниями необходимо исправлять.
Сергей Россомахов, торговый представитель РФ в Республике Индонезия, отметил, что эта страна привлекательна для российских компаний своим масштабом и размером рынка, являясь крупнейшей экономикой в ЮВА. По оценкам индонезийских экспертов к 2025 году объем электронной коммерции достигнет $100 млрд, а в целом объем цифровой экономики в Индонезии составит $146 млрд.
На октябрь этого года в стране было зафиксировано более 210 млн пользователей Интернета. Индонезийские компании интересуют кибербезопасность, облачные технологии, искусственный интеллект, технологии «Умного города». В сентябре 2022 года была проведена бизнес-миссия российских ИТ-компаний, которые пока относительно слабо представлены на местном рынке.
Сергей Ожегов, генеральный директор компании «СёрчИнформ», расставил приоритеты своей компании по странам ЮВА в таком порядке: Индонезия, Таиланд, Малайзия и Вьетнам.
Основным барьером коммуникаций по его мнению является слабое владение специалистами в некоторых странах английским языком и для выстраивания бизнеса требуется наличие на местах билингва партнеров, которые могли бы корректно представлять продукты и вести их пиар и маркетинг.
Одновременно с этим необходимо и физическое присутствие самих компании на рынке, поэтому в 2023 году один из сотрудников «СёрчИнформ» переедет в Малайзию в роли регионального представителя. Так же планируется для продвижения продуктов компании нанять несколько местных PR-агентств.
В свою очередь Валентин Макаров высказал предположение, что российскому бизнесу в зарубежных странах нужно активнее вовлекать в свою деятельность местных специалистов, проходивших ранее обучение в отечественных вузах.
По мнению Алексея Мудракова, руководителя проекта по клиентской работе АО «РЭЦ», рынок ЮВА становится с каждым годом все более привлекательным, соответственно, растет и число инструментов поддержки. Так, ожидается, что по итогам года рост объема поддержанного экспорта в данный регион составит 15–20% по сравнению с 2021 годом.
Особенно активно развивается блок инструментов по поддержке продвижения на внешние рынки по каналам электронной торговли. Кроме того, большой популярностью у компаний пользуются выставки и бизнес-миссии. В 2022 году РЭЦ поддержал 2 выставки и 2 деловые миссии в ЮВА, а на 2023 год в ее планах уже 7 выставок и 3 деловые миссии.
Участники сессии сошлись во мнении, что выход на новые рынки должен осуществляться с разных направлений, включая мероприятия поддержки, осуществляемые торговыми представительствами, PR-акции и т.п.