Рынок хостинга импортозаместился от зарубежных поставщиков

07.06.2024
Ключевые российские провайдеры готовы к отключениям от иностранных вендоров: часть из них уже разработала собственные продукты, а другие — в активной стадии поиска отечественных решений.

В Москве на Российском интернет форуме (РИФ-2024) группа «Рунити» (объединяет RU-CENTER, «Рег.ру», SpaceWeb и ряд других ИТ-компаний) собрала лидеров отрасли для обсуждения актуальных вопросов на рынке хостинга. Эксперты обсудили введение Роскомнадзором реестра провайдеров хостинга, уход иностранных компаний из России, трансформацию услуг и M&A-сделки в отрасли. Одной из важных тем стала дискуссия про импортозамещение в хостинговой и облачной сфере.

Модератор сессии Андрей Кузьмичев, глава группы «Рунити», пояснил, что задача импортозамещения не в самой цели полного перехода только на свои разработки, а выстраивание контура безопасности, страховка от обрывов цепей поставок и отказов производителей обслуживать свои продукты в России. Исходя из оценки этих рисков и должны формироваться приоритеты импортозамещения, причем тут важна кооперация внутри рынка, считает Кузьмичев. «Иначе в условиях дефицита кадров разгоняются зарплаты, при этом создаются те же решения, которые делают еще несколько соседей. Так и у нас уже более 50 операционных систем в реестре отечественного ПО. И в итоге мы скоро получим ситуацию, когда есть 50 операционных систем, все из которых не доделаны или узкоспециализированы», — добавил топ-менеджер.

Участники встречи отметили, что уже имеют или находятся в процессе разработки собственных продуктов. Но на вопрос, насколько это востребовано и для чего, — мнения разделились.

Так, Илья Королев, директор по стратегии Cloud.ru, рассказал, что в компании уже проработан этот вопрос, но массового спроса у аудитории до сих пор нет. «У нас есть разные сегменты, есть полностью импортозамещенные от всего по всему стеку, до того — где это вообще и не требуется. Спрос есть в сценариях, связанных с регуляторикой, но пока массово не внедряется по экономическим причинам», — объяснил он.

С ним же согласен Андрей Баширов, генеральный директор Timeweb: «Мы абсолютно вендоронезависимы, так как разрабатываем свои решения. При этом, мы используем все возможности, которые есть, с точки зрения разработки и вхождения в реестр российского ПО — мы все это используем и проходим все необходимые сертификации, соответствуем всем необходимым требованиям. Рынок будет решать вопрос целесообразности замещения всего. Здесь, как правильно коллеги сказали, вопрос стоимости». Эксперт добавил, что в компании делают всё необходимое, чтобы быть независимыми от любых давлений рынка.

При этом Кирилл Малеванов, технический директор Selectel, рассказал, что в их компании отечественные решения используются уже достаточно широко, и этот сегмент довольно большой: «Это стойки, коммутаторы, серверы, платформы, блоки распределения питания, АВР — много всего инфраструктурного именно отечественного». Эксперт добавил, что в компании речь идет не об импортозамещении, а о вендоронезависимости: «Именно вендоронезависимая история позволяет нам сохранять тот суверенитет, которого мы достигли. Мы широко используем Open Source-решения, собственную разработку. Это всё для того, чтобы, когда вендор какой-то скажет «нет, не хочу больше с вами работать», мы могли продолжить оказывать тот же самый уровень услуг».

На вопрос о специализации и нужно ли в стране такое разнообразие решений, Сергей Рыжков, руководитель направления профессиональных сервисов «Рег.ру» отметил, что решение за ИТ-рынком в целом: «Видимо, слово "консолидация" — это главное слово этого года, потому что оно ждет не только рынок хостинга, облаков, но и, в том числе, рынок софта в какой-то момент». Эксперт добавил, что компания находится в активной стадии разработки собственных технологий и уже в самое ближайшее время планирует запуск.

По данным РАЭК, которые были также представлены на РИФ-2024, объём экономики Рунета в 2023 году вырос на 40% и сегодня составляет 17,1 трлн руб. А доля инфраструктурных решений увеличилась до 399,4 млрд руб. — что на 33% больше предыдущего года.

Читайте также
Когда речь заходит о кибербезопасности, доверие — это опасная роскошь. Громкие утечки данных, взломы крупных компаний и бесконечные цепочки атак привели к рождению концепции, которая предлагает радикально новое решение: «Не доверяй никому и ничему». Zero Trust ворвался в мир как спасательный круг для бизнеса, уставшего от постоянных угроз, и стал новой мантрой для специалистов по безопасности. Но является ли эта модель настоящей революцией или это очередной маркетинговый ход? Эти и другие вопросы обсуждали на круглом столе IT-World «Цифровое доверие: киберщит или ахиллесова пята?», организованном журналом IT Manager.

Похожие статьи