Аноним, берегись! Штрафы не за горами
Первого ноября 2017 года вступил в силу закон, позволяющий блокировать VPN-сервисы и средства для неавторизованного доступа (анонимайзеры). Однако, как сообщил Роскомнадзор, по состоянию на конец февраля 2018 года ФСБ ни разу не применила указанный документ, что позволило некоторым обозревателям счесть его лишь очередной фикцией от законодателей, не имеющей под собой почвы и не содержащей механизмов воплощения в жизнь. Но совсем недавно Госдума приняла в третьем чтении еще один законопроект, который регламентирует административные штрафы за нарушение закона о запрете сервисов для обхода заблокированных сайтов. Таким образом, теперь есть не только средство для легитимной блокировки, но и механизм наказания тех, кто решил его проигнорировать.
В ожидании вступления в силу нового карательного механизма ИТ-сообщество принялось ломать голову над тем, кого и как коснется изменение в законодательстве. Одни считают, что это нововведение бессмысленно, поскольку заставить владельцев поисковых сервисов фильтровать выдаваемые по запросам ссылки на основе реестра запрещенных сайтов в принципе невозможно. Другие же, наоборот, ударяются в панику, прекрасно понимая, что под штрафы и прочие наказания автоматически попадает чуть ли не каждый пользователь Интернета, а не только владельцы хостингов и провайдеры.
Кстати, последние не так уж неправы. Формально предполагается наложение административных штрафов на провайдеров хостинга или других лиц, которые не предоставят (или предоставят несвоевременно) в Роскомнадзор данные, «позволяющие идентифицировать владельцев сервисов для обхода блокировок». Указано, что для граждан наказание составит от 10 000 до 30 000 рублей, для юридических лиц − от 50 000 до 300 000 рублей. Отметим: для граждан! А это означает, что любой пользователь торрент-приложения является не только нарушителем закона о запрете анонимайзеров, но и «владельцем сервиса для обхода», поскольку раздает контент анонимно. Но и это не все: в том же документе предусмотрено, что оштрафовать могут и того, кто не проинформировал соответствующие органы о существовании подобных ресурсов: за умолчание придется раскошелиться на те же 10 000 – 30 000 рублей, а юрлицам – на 50 000 – 300 000 рублей. Именно такие суммы оговорены в Законопроекте: дотошные наблюдатели уже подсчитали, что среднестатистического провайдера Интернет-услуг могут запросто подвести под сумму от 700 000 рублей — достаточно просуммировать все сразу, и выдачу ссылок, и наличие VPN, и «непредоставление информации». Чем чревато игнорирование подключения к Реестру запрещенных сайтов, документ умалчивает, но юристы уверены – подходящую статью найти не составит труда и в других разделах законодательства. Словом, при желании, неосторожного владельца провайдингового бизнеса или крупную фирму могут наказать на миллион рублей, что называется, с кондачка.
Формально, для того чтобы избежать финансовых наказаний, необходимо подключиться к системе учета нежелательных сайтов от Роскомнадзора и прекратить пользоваться незаконными средствами блокировок, в том числе VPN-сервисами, proxy-серверами и прочими шлюзами, не позволяющими однозначно идентифицировать личность пользователя. Но, например, как это может сделать компания, отделения и офисы которой территориально разнесены по всей стране, а связь поддерживают исключительно посредством VPN из соображений безопасности? Или финансовые организации, банки и даже государственные фискальные органы? А никак! Фактически любую из этих организаций можно смело начинать штрафовать, а заодно и ее сотрудников: знали, не донесли в органы – получайте!
Ну и так, чтобы два раза не вставать: о поисковиках и провайдерах. Как обязать Google или Microsoft фильтровать выдаваемые результаты только в России, основываясь на сомнительного качества «реестре», сформированного и предоставленного государственной службой безопасности?
Тамошние управленцы попросту проигнорируют претензии как необоснованные, прикрывшись внутренней политикой компании и рамками собственного правового поля. И что останется делать, кроме как запретить иноземные поисковые системы на уровне провайдеров? Вот и выходит, что крайними остаются именно провайдеры – по всей видимости, против них и направлено карательное законотворчество. Ведь именно им придется устанавливать дополнительную аппаратуру, нанимать персонал, тратить ресурсы и деньги, балансируя при этом на грани, разделяющей собственное поражение в бюджете и потенциальные наказания в виде штрафных санкций.
Вывод прост: рядовому анониму пока опасаться нечего, кроме попадания под показательную порку (а такие гарантированно будут!). Также не обрушится дамоклов меч антианонимайзинга на ресурсы государственных компаний и финансовых организаций. А вот бизнесу, по всей видимости, придется несладко – надо же чиновникам изыскивать дополнительные ресурсы для пополнения иссякающих финансовых потоков! Пару дополнительных комитетов, десяток-другой комиссий по контролю за исполнением, дополнительные штаты для «учета и отчетности»... Словом, коррупционно-бюрократическая машина во всей своей красе и неприглядности.
А Интернет-доступ как же? А никак, точнее, все так же: запретить его невозможно технически. Ходили, ходят и будут ходить, несмотря ни на запреты, ни на угрозы. Доказано Интернетом!
Опубликовано 21.06.2018