Мой топ фильмов на тему высоких технологий
Большинство фантастических фильмов живописуют борьбу со злобными инопланетянами или покорение просторов Вселенной. Но есть среди этой массы и картины иного рода, авторы которых пытаются осмыслить перемены, которые несет человечеству технологический прогресс. Фантастические элементы в таких сюжетах играют скорее служебную роль – чтобы более полно раскрыть идею создателей. А порой авторы просто фантазируют на тему технологий будущего, черпая свои образы из уже известных открытий или же придумывая что-то свое.
Итак, вот десятка лучших, на мой взгляд, фильмов, рассказывающих о том, как технический прогресс влияет на судьбу человека.
1. «Трон» (Tron), 1982 г., режиссер Стивен Лисбергер
Альфа и омега фантастики, эксплуатирующей тему путешествий в виртуальную реальность. Именно в «Троне» впервые появился образ киберпространства, куда человек мог попасть, будучи оцифрованным специальным устройством. Понятное дело, в 1980-е никто и представить не мог, какую роль в нашей жизни станет играть Интернет. Однако и сегодня этот фильм, даже при некоторой архаичности его образов и символов (особенно если закрыть глаза на шаблонные образы «хороших» и «плохих» программ), воспринимается как пророческий. Кстати, в 2010 году вышло продолжение этой картины под названием «Трон: Наследие».
2. «Газонокосильщик» (The Lawnmower Man), 1992 г., режиссер Бретт Леонард
Прямой продолжатель идей «Трона», но с более конкретно описанной технологией. Виртуальная реальность была предсказана фантастами еще в 1960-х, а в 90-х получила техническое воплощение в VR-шлемах и сенсорных перчатках. Как следствие, тут же появился целый ворох фильмов, предупреждающих об опасности новой технологии. «Газонокосильщик» – первая ласточка в череде фильмов о трансформировании сознания, расщеплении живой материи на атомы и последующем уходе в Сеть в виде чистой энергии. В реальности подобная технология (шлем и сенсорные перчатки) активно используется в обучении военных и пилотов, а в прошлом году стала доступна и простому пользователю видеоигр в виде устройства Sony HMZ-T1 с поддержкой 3D.
3. «Джонни Мнемоник» (Johnny Mnemonic), 1992 г., режиссер Роберт Лонго
Отец киберпанка Уильям Гибсон (William Gibson) предугадал в своих произведениях не только множество технологических инноваций, но и целый ряд культурных явлений, которые в наши дни стали обыденностью. Но вот с экранизациями ему не везло. Самой известной стала картина «Джонни Мнемоник», главный герой которой использует собственную кибернетически модифицированную память как хранилище файлов. Сегодня, когда мы имеем дело с носителями емкостью в несколько терабайт, сам рассказ Гибсона и снятый по нему фильм вызывают улыбку: Джонни, чья память ограничена 160 Гбайт, пытается «залить» в нее вдвое больше информации. В начале 90-х подобный объем казался гигантским, а мы можем обойтись недорогим внешним жестким диском. Тем не менее эта картина стала важной вехой в кинематографической саге про виртуальную реальность.
4. «Странные дни» (Strange Days), 1995 г., режиссер Кэтрин Бигелоу
Еще одно жуткое пророчество. Недалекое будущее, где черный рынок переполнен так называемыми стимуляторами чувств – программами, позволяющими на краткий срок пережить эмоции другого человека, вплоть до предсмертных ощущений. Кэтрин Бигелоу и ее тогдашнего мужа Джеймса Камерона, который написал сценарий к фильму, больше волновали социальные аспекты этой истории, нежели технические тонкости. Тем не менее сама идея очень интересна, и вскоре ее подхватили другие фантасты.
5. «Нирвана» (Nirvana), 1997 г., режиссер Габриэле Сальваторес
Крепкий киберпанковский коктейль из идей Гибсона: здесь и киберпространство, и осознавший себя как личность искусственный интеллект, и генетические модификации тела наряду с биомеханическими имплантатами органов, и всемогущие корпорации, и атмосфера всеобщего упадка, и несчастные одинокие люди без будущего… «Нирвана» – фильм-хамелеон: используя условно-фантастические реалии, он одним из первых призвал зрителей смириться с необратимо наступающим технологическим прогрессом. Не бороться с ним, а отойти в сторону.
6. «Гаттака» (Gattaca), 1997 г., режиссер Эндрю Никкол
Еще одна антиутопия. Привычное воспроизводство людей, с их генетической непредсказуемостью и ворохом всевозможных болезней и отклонений, уже неактуально. В итоге те, кто рожден естественным образом, влачат убогое существование, работая в обслуге, в то время как перед усовершенствованными людьми открыты все двери. Вся подноготная человека, начиная с предстоящих недугов и заканчивая заранее известной датой смерти, определяется по анализам его крови, они же служат своеобразным аналогом паспорта. Никкол показывает любопытное и не сказать чтобы однозначно пессимистичное будущее, которое, возможно, ожидает всех нас.
7. «Матрица» (The Matrix), 1999 г., режиссеры Энди и Ларри Вачовски
Идея виртуальной реальности достигла в этом фильме своего апогея. По мнению его создателей, весь окружающий нас мир не более чем иллюзия, симулятор жизни, где ощущения передаются благодаря нейронным импульсам, в то время как сами люди, не ведая об истинном положении вещей, служат источниками питания для вырвавшихся из подчинения машин. Братья Вачовски, в отличие от режиссера «Нирваны», бросили вызов технологическому прогрессу, но в последующих фильмах одумались и тоже предпочли мирное сосуществование с машинами.
8. «Экзистенция» (eXistenZ), 1999 г., режиссер Дэвид Кроненберг
В своем «Видеодроме» Кроненберг уже фантазировал на тему влияния телевидения на жизнь человека, а спустя почти десять лет снял практически идентичную историю, но уже о геймерах. Балансируя на грани трэша, показывая, например, имплантированные в тело геймпады, Кроненберг иронизирует надо всем подряд: и над чрезмерной жестокостью в играх, и над склонностью игроков отождествлять себя со своими персонажами. Как и можно предположить, фильм заканчивается очередным перезапуском уровня.
9. «Импульс» (Kairo), 2001 г., режиссер Киёси Куросава
Как и многие постановщики до него, Куросава рассматривает опасность ухода в Сеть из реальной жизни. Согласно фильму, за этим следуют обязательная смерть и причисление к сонму безликих призраков, утягивающих за собой следующих жертв. Картина во многом метафорична: переход от обычной жизни в жизнь виртуальную и последующее умирание у Куросавы получилось изобразить на редкость убедительно.
10. «Черное зеркало» (Black Mirror), 2011 г., режиссеры Отто Баферст, Эрос Лин, Брайан Уэлш
Кибертерроризм. Полная виртуализация общества. Жизнь в Сети. Трата заработанных тяжелым трудом денег на бессмысленные виртуальные блага вроде аватаров. Реклама, преследующая вас 24 часа в сутки, за отключение которой нужно платить. Возможность записывать, хранить и воспроизводить в любой момент личные воспоминания. Вот несколько тем, которые предлагает зрителю этот отлично сделанный британский мини-сериал. Финальная ступень современной фантастики: образы практически неотличимы от окружающей нас действительности. Кажется, еще пара лет – и все это станет реальностью…
Опубликовано 14.02.2013