Клуб ИТ-директоров: перезагрузка
Олег Суворов, много лет бывший членом Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров SPB CIO CLUB, вот уже около года работает в должности его вице-президента.Он развернул большую работу по актуализации стратегии клуба, реализации новых направлений деятельности, привлечению новых членов. Обо всем этом Олег рассказывает читателям журнала IT Manager.
Питерскому клубу уже больше 10 лет. Почему именно сейчас мы решили обновить стратегию? Причин тому несколько. Прежде всего, дело в том, что бессменный президент клуба Максим Белоусов уже год, как работает в Москве, а здесь, в Питере, бывает не часто, и некоторые процессы без него идут не так хорошо, как хотелось бы. Да и проблем накопилось немало. Так, анализируя статистику, мы видим, что клуб остановился в своем росте, и, что важнее: оставаясь в рядах нашей организации, многие ИТ-директора утратили интерес к жизни клуба и стали реже посещать плановые мероприятия. А приток пополнения весьма скромен. И как человек, готовый вкладывать в работу клуба и время, и силы, и душу, я не могу смотреть на это равнодушно.
Новое время – новые задачи
Все вы знаете, что наш клуб декларировался как площадка для обмена мнениями, знаниями, опытом. И за этими словами стояли и стоят реальные действия. Однако за последние пять лет существенно изменилось информационное поле мира. Благодаря Интернету, контент стал доступнее на два порядка, и у ИТ-директоров исчезла потребность в формализованной информации, когда необходимо специально что-то прочитать про ITIL, управление рисками и другие аспекты, связанные с их профессиональной деятельностью. А раз ситуация изменилась, значит, придется меняться и клубу.
Наша главная задача – предоставлять членам клуба возможности для профессионального роста и повышения своей стоимости на рынке труда. Вторая задача – создание экспертного совета клуба, предоставляющего услуги на ИТ-рынке. Иными словами, из площадки по обмену опытом мы хотим превратиться в инструмент для развития профессионалов. За последние годы спрос на это заметен как со стороны ИТ-директоров, многим из которых нужна помощь в поиске места работы или поддержке проектов для участия в конкурсах, так и со стороны самих работодателей, которые нередко обращаются к нам с просьбой помочь в подборе CIO. Ведь не секрет, что обычной, не hi-tech-компании порой сложно оценить опыт и квалификацию CIO.
Для поддержания профессионального роста участников клуба мы продолжим работу в нашем традиционном формате – заседаниях, в рамках которых планируем мотивировать CIO к активным выступлениям, ведь умение говорить с аудиторией, доносить до нее свои мысли в понятном формате очень серьезно помогает в работе. Для повышения HR-стоимости наших профессионалов намечаем расширить взаимодействие со СМИ: нужно, чтобы люди публиковались, чтобы их и о них читали – это тоже способствует успешному трудоустройству.
Расскажи сам
Конечно, далеко не всегда работодатели в восторге от того, что их ИТ-директор фигурирует в СМИ. А некоторым попросту запрещено общаться с журналистами или выступать публично. Но можно говорить о разных срезах. Зачастую ограничены в таком общении CIO крупных холдингов и госкорпораций, в то же время представители средних компаний выступают весьма активно. Однако, многие топовые ИТ-директора, которые сегодня управляют многомиллионными бюджетами и сидят в президиумах, как раз и начинали свой карьерный рост с рассказов в СМИ о своих проектах.
Если же говорить об HR-поддержке, только за прошлый год семеро ИТ-директоров нашли работу с помощью нашего клуба (для сравнения: даже крупное кадровое агентство трудоустраивает не более трех-четырех CIO в год). Как я уже сказал, эта деятельность будет развиваться, мы намерены плотно сотрудничать с ведущими HR-агентствами, ни в коем случае не конкурируя с ними. Сам ИТ-директор вполне в силах подобрать себе команду, оценить опыт, знания и компетенции соискателей. Но если в компании нет руководителя ИТ-службы, то решение, как правило, принимает генеральный директор, который зачастую слабо ориентируется в теме. Здесь-то мы и готовы прийти на помощь.
В перспективе мы планируем заняться независимой оценкой и аудитом инфраструктурных проектов и информационных систем – но для этого опять же необходимо агрегировать и структуировать нашу экспертизу и развивать бренд клуба.
Трансформация CIO
Сегодня все чаще наблюдается тенденция разделения обязанностей между CIO, который остается ответственным за инфраструктуру, и CDO (Chief Digital Officer), который занимается бизнес-вопросами. Правда, в понимании собственников и топ-менеджеров этот водораздел пока не очень заметен. Даже если компания отошла от того уровня, когда ИТ-департамент выполняет исключительно поддерживающие функции, функции ИТ-директора все равно остаются пределом того, как бизнес понимает руководство информационными технологиями.
Да и сами айтишники пока не очень-то готовы к тому, чтобы стать CDO. Когда в компании за два-три года происходят преобразования от стартапа к среднему бизнесу, гендиректору крайне необходимы знания о новых технологиях, чтобы расти и двигаться дальше, а ИТ-директор не всегда способен помочь ему в этом. Но и заменить такого CIO не все готовы, особенно если он вырос вместе с компанией. И здесь мы тоже сможем помочь и научить этого айтишника всему необходимому: как управлять задачами, согласовывать изменения, как планировать развитие информационных систем и т. д.
Все эти инициативы показывают роль клуба, задача которого – поддержать профессиональное развитие ИТ-директоров.
Сохранить старых и привлечь новых
В клуб приходит новое поколение, у которого зачастую те же вопросы, с которыми старожилы столкнулись 5-10 лет назад, и теперь многие из них готовы делиться с молодежью своими знаниями. Увидеть глаза слушателей, которые с интересом воспринимают то, что выстрадано тобой, дорогого стоит.
Целый ряд опытных CIO не приходили в наш клуб просто потому, что им там было неинтересно. Чтобы привлечь их, мы стараемся менять формат заседаний – уходим от длинных докладов в сторону острых и ярких дискуссий. Так, уже этой весной начнутся тематические встречи, где будут рассматриваться особенности работы ИТ на предприятиях конкретных отраслей и на вопросы ИТ-директоров будут отвечать эксперты, вендоры и уже решившие эти вопросы CIO.
Мы больше не пытаемся угодить всем: проводить мероприятия, которые интересны только 10% присутствующих, – тупиковый путь. Теперь, повторяю, мы будем учитывать интересы отраслевой аудитории: пусть это будет не 200 человек, а 20-30, но эти люди выйдут после мероприятия с ощущением того, что действительно узнали что-то полезное. Уже сейчас видны положительные изменения. Заседания CIO Univercity собирают полный зал, повысился интерес и к традиционным заседаниям. И это, прежде всего, заслуга нашей команды, членов правления SPB CIO CLUB.
Новое лицо «Белых ночей»
Главное мероприятие клуба ИТ-директоров Санкт-Петербурга – ежегодный конгресс «Белые ночи». К сожалению, его качество снизилось в последние годы. Но, к счастью, мы эту проблему прекрасно понимаем: она является отражением глубинных проблем – взаимоотношений с нашими дорогими партнерами. Мы, бесспорно, всегда им рады, всегда готовы предоставить время для выступления, но это выступление должно быть важно и полезно для всех участников клуба. Контент должен быть посвящен не продаваемому продукту, а, например, защите этого продукта, анализу использования тех или иных его функций. Если мы будем работать только на интересы вендора, то просто не выживем ни как сообщество, ни как профессиональная площадка.
Конечно, по щелчку пальцами изменений не произойдет. Нужны жесткая премодерация и правильные сценарии для работы. Спешу еще раз заверить: речь ни в коем случае не идет об ущемлении прав наших партнеров, а исключительно о развитии работы с ними. Выступление – это PR, а не продажа. Продажей можно заняться в фойе, в кулуарах, установив демостойку с образцами оборудования.
Клуб в онлайне
Это не менее важная составляющая жизни клуба. Помимо чисто информативной функции, наш сайт должен обеспечить всем посетителям комфортную коммуникационную среду. Что это будет – выяснится в ходе глобального опроса членов клуба. Понятно, что мы не ставим цели заместить другие контентные площадки, а, напротив, намерены активно использовать их. Главное, повторяю, создать интересную среду, которую мы можем затем транслировать и в онлайне. Если резюмировать все вышесказанное, то главная задача всех идеологических преобразований клуба ИТ-директоров – побудить людей думать. Людям не нужна информация, которую они в состоянии найти и прочитать самостоятельно. Им нужен не просто рассказ о технологиях, а то, как жить с этими технологиями, как грамотно применять их в своей работе. Иными словами, питерский CIO-клуб становится пространством для дискуссий. В противном случае у нас ничего не получится и мы просто разойдемся.
Опубликовано 06.03.2017