HaaS: новая аббревиатура для старых задач?
По мере развития рынка облачных услуг количество аббревиатур, оканчивающиеся на -aaS увеличивается, и разные виды решений сливаются в одно. Так, относительно новым сервисом является услуга HaaS – Hardware-as-a-Serviсe, в рамках которой аппаратная серверная инфраструктура предоставляется из облака.
Как работает HaaS
HaaS корнями уходит в SaaS – Software-as-a-Service, программное решение, к которому клиент подключается через браузер или мобильное/десктопное приложение. HaaS как бы пошел дальше – поставщик решения предоставляет готовые пакеты, куда включено программное и аппаратное обеспечение, внедрение и дальнейшая поддержка. Фактически, это наиболее широкий вариант ИТ-аутсорсинга, в рамках которого оптимизированная инфраструктура заказчика разворачивается либо на его территории, либо в дата-центре, либо в облаке.
Сервис предоставляется по подписке – то есть пользователь платит определенную сумму ежемесячно. При этом, в отличие от лизинга, заказчику не нужно выкупать оборудование – оно остается в активе компании-поставщика решения. Единой точкой входа для заказчика при возникновении любой проблемы является поставщик HaaS услуги, сервис оказывается в соответствии с подписанными SLA (Service Level Agreement – гарантируемые параметры качества).
Для тех, кто экономит на ИТ
Выбор HaaS, в первую очередь обусловлен снижением расходов и экономией ИТ-бюджетов – поставщик решения оптимизирует парк техники, количество устройств снижается, а расходы становятся предсказуемыми. Для российского заказчика ключевым моментом является отсутствие расходов на закупку оборудования – переход с капитальных затрат на операционные. Экономия достигается и за счет регулярного профилактического обслуживания, проактивного мониторинга и своевременной замены необходимых узлов – заказчику не приходится тратиться на амортизацию, переживать простои из-за выходов техники из строя, тратить время- и ресурсы ИТ-персонала на неприоритетные задачи.
Риски перехода на HaaS связаны в основном с неправильным выбором поставщика: компания может столкнуться с низким качество услуг. К сожалению, в большинстве случаев, по данным Ovum, наиболее важным критерием выбора вендора до сих пор является цена – для почти 60% опрошенных исследователями компаний. В то время как практика показывает, что качество и продолжительность контракта на HaaS услуги напрямую зависит от опыта и экспертизы поставщика решения. Компании с разветвленной сетью филиалов и региональных представительств должны работать с поставщиком, имеющим большую систему региональных складов и сервисной поддержки.
Как зарабатывает поставщик
Выгода бизнес-модели для поставщика решения заключается в том, что клиенты подписывают долгосрочный контракт, а не оплачивают разово покупку оборудования. Например, Vivint - производитель устройств для умного дома, предлагает за ежемесячную плату от 60 долларов пользоваться датчиками безопасности, интеллектуальными замками, термостатами и другим оборудование – вместе с установкой, обслуживанием и круглосуточной поддержкой клиентов. Большая часть устройств производится самой Vivint. Сегодня у компании более 1 млн клиентов и доход – выше 650 млн долларов США. По этому пути пошла и компания Hitachi: она подписала контракт «поезда как сервис» с компанией Virgin в Великобритании, в рамках которого Hitachi сохраняет право собственности на 65 составов и получает деньги за обслуживание и гарантируемые параметры доступности.
Очевидный недостаток модели HaaS для поставщика – это объем первоначального капитала для первоначальной покупки клиентского оборудования. И, конечно, риски неоплаты со стороны заказчика.
Скромное, но будущее
Несмотря на популярность ИТ-аутсорсинга и облачных решений за рубежом, в России подобные сервисы не показывают стремительный рост. Передача оборудования и тем более инфраструктуры в таком объеме воспринимается российскими заказчиками неоднозначно – это страхи, связанные с информационной безопасностью, потеря контроля над закупками, уменьшение веса ИТ-менеджмента в компании.
Тем не менее, аутсорсинговые модели постепенно приживаются у российских заказчиков: в связи с со снижением ИТ-бюджетов и отказом от длительных проектов в пользу краткосрочных с быстрым возвратом инвестиций, ИТ-аутсорсинг и облачные сервисы во время кризиса стали одними из наиболее растущих сегментов.
Опубликовано 25.10.2017