О мобильной зрелости, или Возможный выигрыш
Что такое наша персональная мобильность завтра? Это, похоже, уже не просто мобильный телефон с правильными приложениями, сетью и безопасностью. Это мобильные среды, настроенные под наше поведение, которые будут нас обеспечивать информацией, услугами и провоцировать на действия, фиксируя наши даже самые незаметные повадки.
Что такое корпоративная мобильность завтра? Если учесть тот факт, что корпорации состоят из людей, которые попадут под влияние мобильных сред, а личное всегда ближе общего, – это пока одна сплошная и бесконечная безопасность, которая будет сталкиваться с множеством задач и проблем.
Одно можно сказать с полной уверенностью: от мобильности не уйти ни маленьким, ни большим людям и корпорациям. И крупные компании, понимая это, демонстрируют определенную степень проработки мобильной стратегии и ответственности перед собственным бизнесом и своими клиентами.
Еще более радует, что на рынке появляются институты, готовые накапливать и делиться экспертизой в области мобильности. Так, в августе 2016 года в Финансовом университете при Правительстве РФ был создан Центр исследований корпоративной мобильности (ЦИКМ), в задачу которого как раз и вошло изучение рынка мобильных цифровых технологий и анализ возможностей их использования в деятельности организаций.
Центр активно работает с игроками рынка и производителями, в частности в сентябре 2017 года завершил исследование уровня развития корпоративной мобильности Топ-20 российских компаний по версии РБК. Анализ строился на базе адаптированных для российского рынка методологий компании IDC, учитывающих уровень зрелости мобильной стратегии, планирования развития корпоративной мобильности (Enterprise Mobility, EM), мобильных технологий, мобилизированных бизнес-процессов и политик мобильности. А также: мобильной зрелости компании с точки зрения персонала, KPI1 мобильности, зрелости процессов разработки/поддержки и закупок мобильных решений.
Результаты не удивили сразу по нескольким причинам: мобильность наиболее востребована в таких областях как банковский сектор и ретейл, а также там, где много сотрудников, распределенная система, нужны определенная степень безопасности и бюджет (вот почему первые в рейтинге те, кто первые).
Индекс мобильности нигде не зашкаливает за 4. Мало того, сами исследователи констатируют, что мобильность и построение отношений с поставщиками решений в ее области только впереди: «Сегодня пока выигрывают те, кто “бросается, сломя голову” в область корпоративной мобильности, не особо выстраивая отношения с поставщиками технологий. Исследователи думают, что это время пройдет и лидерами будут те, кто разрабатывает стратегию корпоративной мобильности и заключает партнерские соглашения с наиболее технологически продвинутыми компаниями-разработчиками».
Результаты оценки мобильной зрелости
Наименование компании |
Оценка уровня зрелости по пятибалльной шкале |
АО «Тандер» (сеть «Магнит») |
3,85 |
ПАО «Сбербанк России» |
3,73 |
ГК «Мегаполис» |
3,56 |
ПАО «РЖД» |
3,55 |
X5 Retail Group |
3,25 |
Группа ВТБ |
3,25 |
Группа «Интер РАО» |
2,90 |
ПАО «Газпром» |
2,75 |
ГК «Росатом» |
2,75 |
АК «Транснефть» |
2,60 |
«Россети» |
2,59 |
ПАО «Татнефть» |
2,49 |
ПАО «ЛУКОЙЛ» |
2,48 |
ПАО ГМК «Норильский никель» |
2,46 |
«Евраз» |
2,45 |
ОАО «Сургутнефтегаз» |
2,19 |
ПАО «Роснефть» |
2,15 |
ОАО «Башнефть» |
2,07 |
ПАО «Газпромбанк» |
1,99 |
«Русал» |
1,76 |
Какие выводы можно сделать?
Результаты исследований, выраженные в простом для понимания рейтинге, дают картину мобильности в национальных компаниях.
Вывод первый: чем больше мобильности, тем лучше (и чаще всего это именно так).
Вывод второй: опыт работы над конкретными проектами раскрывает более сложную и многоуровневую картину использования корпоративной мобильности, и становится сложно говорить о «мобилизации» бизнеса вообще с позиции грамотной стратегии. Все-таки вовлеченность руководителей на уровне применения именно ими мобильных технологий, пусть даже на фоне низкого «общемобильного» рейтинга компании, во многом определит развитие в данном направлении.
Еще один немаловажный аспект – учет глубины проникновения EMM-решений в ИТ-инфраструктуру компании. Тенденции буквально последних месяцев показали, что многие EMM дают много контроля, но не сказываются на продуктивности. Получается, мобильность (особенно в аспекте BYOD) превращается в еще один рычаг контроля или ограничения активности, но не ускорения бизнес-процессов. Мобильный телефон сотрудника из метафорического личного автомобиля по дорогам бизнес-сценариев применения превращается в вагонетку, способную ездить лишь по жестким корпоративным рельсам.
Получается, что одним из важных направлений качественного роста корпоративной мобильности может стать выработка принципиально новых стандартов ее применения. И главным критерием – при всех мерах безопасности – все-таки должна быть продуктивность, причем именно в модели использования сотрудниками личных устройств для решения рабочих задач (BYOD). Если отталкиваться именно от принципа «продуктивность превыше всего», тогда новые рейтинги будут отражать не степень готовности компаний к мобильной трансформации с позиции «давайте рискнем», а именно уровень окупаемости, но не конкретных решений, а общих стратегических инициатив.
Ведь, возвращаясь к началу, мобильность корпоративная всегда будет переходить в личную, а иногда и конкурировать с ней. И важен именно рост продуктивности сотрудников в новых мобильных условиях, который в свою очередь «стреляет» бизнес вперед, пусть даже из такой пока небезопасной и необстрелянной пушки, как мобильность.
Опубликовано 31.10.2017