«Белые ночи»: шесть граней совершенства

Логотип компании
«Белые ночи»: шесть граней совершенства
Есть традиция, которую мы уже шестой год подряд поддерживаем, связанная с форматом мероприятия – его контентная часть составляется директорами по ИТ.
В начале июня  Санкт-Петербурге прошел ежегодный конгресс ИТ-директоров «CIO White Nights», организованный питерским клубом “SPb CIO CLUB». VI конгресс собрал более двухсот участников: членов профессиональных сообществ, ведущих игроков ИТ-рынка, представителей российских и зарубежных ИТ-компаний, а также профильных комитетов органов государственной власти. В очередной раз мероприятие подтвердило звание ведущей площадки для неограниченного профессионального общения, поиска новых идей, обсуждения и обмена опытом ИТ-профессионалов Северо-Запада России.

Конгресс открылся вступительным словом президента Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров Максима Белоусова: «В этом году мы попробовали посмотреть на роль ИТ-директора с точки зрения его развития, за основу взяли методику компании Motorola «Шесть сигма» (Six sigma) и посмотрели, как руководители применяют ее базовые принципы в своей работе».

=======================================
«Шесть сигма» (Six sigma) — предложенная тридцать лет назад компанией Motorola методика точной настройки бизнес-процессов. Основана она на шести базовых принципах: искренний интерес к клиенту; управление на основе данных и фактов; ориентированность на процессе, управление процессом и совершенствование процесса; проактивное (упреждающее) управление; сотрудничество без границ (прозрачность внутрикорпоративных барьеров); стремление к совершенству, а также снисходительность к неудачам. При использовании методики плановый показатель качества — не более 3,4 отклонений на миллион операций.
===============================


CIO-ЭВОЛЮЦИЯ

На пленарных заседаниях конгресса выступали постоянные партнеры клуба, почетные гости, представители органов государственной власти, а также зарубежные участники мероприятия. «Пленары, которые проводятся в рамках каждого конгресса, являются чем-то основополагающим, – рассказал Максим Белоусов. – В круглый стол «Совершенствование бизнес-процессов и управление качеством» мы заложили не столько темы для обсуждения, сколько демонстрации. Я пригласил к участию очень известных спикеров, которые много выступают и публикуются в СМИ. При этом они были из совершенно разных сфер и различных компаний».

Директор по ИТ компании «Воздушные Ворота Северной Столицы» Дирк Ребхан в России работает недавно. Он говорил о гуманности и ответственности за последствия от действий компании. Мария Вожегова, вице-президент по ИТ и операциям «Росгосстраха», не является ИТ-директором в чистом виде, она отвечает за операционную деятельность и ее проекты связаны с бизнес-процессами. Это уже следующий уровень CIO, о котором сейчас много говорят: когда ИТ-директора становятся операционными директорами. Г-жа Вожегова поделилась с собравшимися своим уникальным опытом и рассказала о реализованных в «Росгосстрахе» проектах.

Неожиданным, но приятным сюрпризом оказалось согласие приехать на конгресс Андрея Кунова, президента Silicon Vey Innovation Center и члена совета директоров американской Ассоциации Русскоговорящих Профессионалов.

Теме развития CIO была посвящена отдельная секция, которую вел директор по ИТ компании «Компьютер-Центр «Кей» Олег Вайнберг: «Айтишники – это люди, которые учатся всю жизнь. На дискуссии «Как эффективнее развиваться CIO?» народу было столько, что не хватило стульев. Я не ожидал такого интереса к моей секции, хотя, не скрою, это было приятно. Не хотелось устраивать рекламный тур на тему «Куда пойти учиться?» и я решил посмотреть на проблему с другой стороны. Например, ваш начальник закончил бизнес-школу и возникает вопрос, что теперь делать – сразу увольняться или немножко помучиться, пытаясь обуздать его неуемную деятельность. Я не ожидал инсайта от этой секции, но инсайт был — это выступление Дениса Боброва, ИТ-директора компании «Талосто». Он так построил у себя работу, что подчиненным вменено обучать ИТ-директора, и они это делают. Стоит также отметить доклад Татьяны Соколовой, заместителя директора Школы ИТ-менеджмента РАНХ при Президенте РФ. Она показала, что должен знать ИТ-директор, чтобы быть ИТ-директором, и ей это блестяще удалось».

На секции «Роль CIO в развитии и изменении бизнеса» запомнилось выступление директора по развитию НПК «Катрен» Анатолия Тенцера о решении организационных проблем компании. Впрочем, по его мнению, разговор свелся к спору о нужности аутсорсинга. В условиях финансового кризиса эта тема стоит очень остро – руководство компаний постоянно ищет способы сэкономить на ИТ.
 

ИНФРАСТРУКТУРА БУДУЩЕГО


Технологическая часть саммита была не менее интересной. «Секция «Инфраструктура будущего: шестеренки на службе у бизнеса» планировалась самой скучной, как и на всех конгрессах CIO. Но, по имеющейся у организаторов статистике, она собрала людей даже больше, чем параллельная – «Роль CIO в развитии и изменении бизнеса», как сообщил нам директор по ИТ «АтомЭнергоМаш» госкорпорации «Росатом» Кирилл Алифанов. Здесь обсуждали решения в области инфраструктуры, которые позволят ИТ-директорам сэкономить и заработать деньги бизнесу. Начальник управления службы ИТ Санкт-Петербургского государственного университета Илья Горбунов провел секцию, посвященную видеоконференцсвязи. Рассказывающие про опыт использования ВКС выступления чередовались с докладами вендоров.

6 ШАГОВ ДО ОБЛАКОВ

Разумеется, организаторы конгресса не могли пройти мимо технологий виртуализации и модных сегодня облачных вычислений. Представители Microsoft и Parallels рассказали собравшимся о новых технологиях, предлагаемых компаниями заказчикам. «Отдельно хотелось бы отметить доклад Кирилла Михеева из компании BCC. Это было интересно, зажигательно и весело», – прокомментировал Антон Думин, директор департамента ИТ ЗАО «АЭМ-технологии». Г-н Михеев рассказал, как появились облака: когда вендоры не смогли продать компаниям свои сервисы, они назвали их облачными, это был маркетинговый ход. Судя по реакции зала, большинство участников согласилось с докладчиком. Исполнительный директор «ОМЗ-ИТ» Павел Мышкин поделился уникальным опытом применения систем виртуализации: компания оказывает ИТ-услуги предприятиям группы ОМЗ и сторонним заказчикам. Выделение департамента ИТ в самостоятельную коммерческую структуру интересно и само по себе (по крайней мере, представителям крупных холдингов). Хотелось бы надеяться, что эта тема будет подробно рассмотрена на следующих мероприятиях.


ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Проблемы информационной безопасности оказались актуальными для директоров по ИТ: «Секция задержалась с окончанием на 40 минут, несмотря на то, что мы начали вовремя и был выдержан регламент. Докладчикам задали огромное количество вопросов, видимо, информации в СМИ людям не хватает и они стараются восполнить ее недостаток на таких мероприятиях», – заявил Юрий Шойдин, член правления “SPb CIO CLUB», сопредседатель комитета по ИБ СоДИТ. В этом году выступления были нацелены на информирование участников конгресса о вещах, на которые в повседневной жизни они не всегда успевают обратить внимание. Директор по ИТ НПО им. С.А. Лавочкина Александр Куприянов представил доклад по теме: «От кибергопстопа к кибермафии и кибервойнам». В нем приводились интересные, но неизвестные широкому кругу читателей факты из истории киберопераций, такие как взрыв в районе Тобольска в 1982 г. на транссибирском газопроводе Уренгой–Сургут–Челябинск, вызванный внедренной в советские АСУТП американским ЦРУ через Канаду программной закладкой. Основываясь на официальных американских источниках (в России эти события оценивают иначе, – прим. ред.), эксперт рассказал об информационной войне между Россией и Эстонией (2007 г.), а также между Россией и Грузией в 2008 г. Г-н Куприянов уделил внимание вирусу StuxNet, затормозившему развитие иранской ядерной программы на несколько лет и перешел к методам противодействия подобным атакам на технологическом и политическом уровнях.

Доклад Виктора Минина, сопредседателя комитета по ИБ МОО СоДИТ, был посвящен основным существующих угрозам для ИТ, эксперт привел интересную статистику по киберпреступлениям в России.
Завершило секцию очень веселое искрометное выступление Евгения Питолина из «Лаборатории Касперского». Речь шла о самой актуальной для корпоративного сектора проблеме – связанным с вирусной активностью убыткам.


ИТ И ГОСУДАРСТВО


Эта тема привлекла большое внимание участников: «Люди начинают вовлекаться в общегосударственные вопросы, выходить за рамки своих компаний и смотреть, как можно коммутировать корпоративные сервисы с государственными услугами. В органах власти все больше пришедших из бизнеса людей и новые технологии быстрее воспринимаются и внедряются», – заявил Кирилл Соловейчик. 
Секция, которую вел Юрий Шойдин, была посвящена электронному документообороту. Помимо прочего, здесь активно обсуждали инициативы правительства с точки зрения межведомственного и государственного документооборота, а также электронных услуг. От такой глобальной темы докладчики перешли к конкретным продуктам, правилам и рискам, которые влечет внедрение электронного документооборота в компаниях. «Из наиболее интересных выступлений можно отметить два. Доклад Инны Сенчуговой («ПетрозаводскМаш»), которая представила методику выбора оптимальной для компании системы ЭДО и выступление Надежды Меркурьевой из «1С» – она рассказала о новых возможностях продукта «1С Электронный документооборот», – отметил г-н Шойдин.
Другие доклады также привлекли пристальное внимание аудитории. В частности, выступление представителя СКБ «Контур» с прогрессивной разработкой в области обмена электронными документами. Стоит отметить тот факт, что все показанные продукты созданы российскими компаниями — наши стандарты в области обмена документами существенно отличаются от западных, и на рынке лидируют отечественные разработки.

НАШЕСТВИЕ ГАДЖЕТОВ

Обсуждать три дня подряд только сложные темы невозможно, и завершился конгресс пленарной дискуссией о гаджетах. Несмотря на фривольное название секции, докладчики поднимали весьма интересные и непростые вопросы — речь зашла о серьезном применении «несерьезных» устройств. «Вымпелком» и RIM представили планшеты Blackberry и корпоративные сервисы. Большое оживление в аудитории вызвал посвященный использованию мобильных устройств в работе Тихвинского вагоностроительного завода (еще один высокотехнологичный инновационный проект,  достойный отдельной статьи) доклад, который сделал почетный член SPb CIO Club Сергей Белец. Речь в нем шла о том, как перестать отдыхать даже в отпуске и начать работать постоянно. Завершил секцию обзор Антона Думина – спикер рассказал о существующих мобильных платформах и оценил тенденции развития этого направления. Г-н Думин упомянул еще об одном интересном продукте – в открытом доступе появилась версия платформы «1С» для планшета iPad. Разработчик пока не анонсировал эту программу официально, тем не менее, ее уже можно тестировать. Стоит отметить, что корпоративные продукты для смартфонов и планшетов создают и другие российские компании, правда речь идет, в основном, об интеграции мобильных устройств в систему электронного документооборота.  


ЭКСПЕРИМЕНТ УДАЛСЯ

Прошлогодний саммит был первым, если так можно выразиться, послекризисным: «Мы выстояли. Кто-то поменял работу. Кто-то поменял город. Кто-то вообще поменял профессию», – заявил тогда Олег Вайнберг корреспонденту IT-Manager. Люди вздохнули с облегчением, и этот настрой ощущался постоянно – особенно во время неформального общения. Шестой конгресс получился менее эмоциональным: во время секций в кулуарах практически не было людей, что показывает, насколько интересные доклады звучали в залах. Организаторы правильно выбрали формат ежедневных пленарных заседаний, дискуссий и круглых столов, которые задавали общие тренды, а дальше проводились секции, на которых углубленно рассматривались конкретные направления. Кроме того, программа конгресса была изменена: ее впервые разделили на управленческую и технологическую части. Стоит признать, что идея этого разделения оказалась удачной.

"Белые ночи" выделяются относительно небольшим количеством докладов вендоров. Тем не менее, представители компаний-разработчиков высоко оценивают прошедший саммит: "Самое главное на таких мероприятиях - прямая обратная связь с непосредственным потребителем услуг. Это наиболее ценная информация, которую ты получаешь в обратную сторону и она влияет на дальнейшее развитие компании", - сообщил журналу IT-Manager Михаил Сусоров (компания 1С).
Что касается неформального общения — его на шестом конгрессе «Белые ночи» хватало с избытком: кроме деловой, организаторы подготовили интересную развлекательную часть. «Для меня прежде всего интересны люди – старые и новые знакомые. Успех подобных мероприятий прежде всего зависит от людей, которые сюда приезжают», – заявил Александр Квасов, президент клуба ИТ-директоров Нижнего Новгорода.

В завершение хочется процитировать президента Spb CIO Club Максим Белоусова: «Есть традиция, которую мы уже шестой год подряд поддерживаем, связанная с форматом мероприятия – его контентная часть составляется директорами по ИТ. Кроме того, каждый год мы обязательно ищем новые идеи». Мы желаем организаторам и дальше продолжать эту славную традицию и, надеемся, в следующем году они порадуют участников еще одним интересным экспериментом.

«Белые ночи»: шесть граней совершенства. Рис. 2«Белые ночи»: шесть граней совершенства. Рис. 3«Белые ночи»: шесть граней совершенства. Рис. 4«Белые ночи»: шесть граней совершенства. Рис. 5«Белые ночи»: шесть граней совершенства. Рис. 6

Источник: IT Manager № 6, 2011

Опубликовано 15.07.2011