Как подобрать ПК для дизайна и обработки графики. Что есть еще?
В статье:
Какие требования предъявляются к графической станции
Как выбрать готовую модель графической станции
Для каких других задач можно применять графические станции
Какие требования предъявляются к графической станции
Вряд ли кто-то возьмется оспаривать тезис о том, что главный инструмент дизайнера-художника — его умения, знания и навыки. Но и представить себе работу даже самого талантливого специалиста без персонального компьютера тоже невозможно. Мало того, компьютер должен быть не просто персональным, а еще и ориентированным на обработку именно специфических задач, связанных с графикой. Далеко не всякий, даже довольно мощный современный ПК способен показать наилучший результат при работе с цифровыми изображениями, что нередко приводит к неправильному выбору конфигурации. Заказав систему «помощнее и подороже», пользователь не всегда получает желаемое; выясняется, что вроде бы высокопроизводительная и отнюдь не дешевая техника не дает ожидаемого эффекта, вынуждая владельца снова тратить деньги на модернизацию только что купленного компьютера. Что и порождает мнение о чрезвычайно высокой стоимости компьютера для дизайнера.
Действительно, в этом мнении доля правды есть: приобрести мощную и быструю систему для работы с графическими приложениями по цене офисного ПК можно только в рекламных проспектах недобросовестных продавцов, не брезгающих никакими методами для того, чтобы сбыть устаревшую технику. В ход идут любые приемы: например, достаточно установить на устаревшую бюджетную материнскую плату двухъядерный CPU прошлого поколения, оснастить ее 2 или даже 3 Гбайт низкоскоростного ОЗУ и очень энергоэффективным (и дешевым!) жестким диском (разумеется, малопроизводительным), чтобы получить потрясающий результат за минимальные деньги. А как же, два ядра с высокой тактовой частотой! Два гигабайта ОЗУ! Жесткий диск на 500 Гбайт! Сюда еще можно добавить устаревшую видеокарту, чтобы красочно расписать невероятные перспективы.
Да, и все это правда, кроме одного факта: работать такое чудо техники будет медленно, а возможно и нестабильно. Потому что для действительно быстрой работы графических приложений важно, чтобы конфигурация была сбалансирована, причем подбор компонентов должен преследовать одну цель: устранение всех узких мест, характерных именно для этого типа использования. И здесь в первую очередь критичны не столько частота процессора и объем оперативной и дисковой памяти, сколько быстродействие всех узлов. Попросту говоря, обмен данными между процессором, памятью, графической и дисковой подсистемой должен осуществляться с минимальными задержками. Даже самый мощный CPU будет простаивать, если ему придется ждать, пока данные с HDD будут прочитаны в ОЗУ. Кстати, именно поэтому в графических станциях не рекомендуется применение «программных эмуляторов железа», таких как RAID-контроллеры, сетевые платы и встроенное видео. Все они требуют какой-то части процессорных мощностей и вносят непредсказуемые задержки в работу всей системы в целом. Вот почему добиться максимальной производительности от рабочего места дизайнера можно только тогда, когда каждый аппаратный узел будет выполнять максимум своих функций без задействования ресурсов центрального процессора и оперативной памяти. Сразу же оговорюсь: в некоторых случаях для удешевления системы можно пренебречь кое-какими из этих правил: скорости работы современных многоядерных процессоров хватает для того, чтобы перекрыть потребности отдельных узлов. Так, программно-аппаратный RAID-массив может существенно увеличить производительность дисковой подсистемы за счет незначительного расходования ресурсов ЦП. Потеря вычислительной мощности малозаметна или незаметна вовсе, а субъективно скорость работы с приложениями вырастет на глазах.
Вообще дисковая подсистема – один из самых важных узлов графической станции: в процессе работы с любыми специфическими приложениями перемещаются огромные объемы информации, как рабочей (изображения), так и служебной (кэш-буфер, история действий, промежуточные обработки фильтров). Поскольку эта часть системы еще и самая медленная (в сравнении с ОЗУ, например), то здесь компромиссы неприемлемы: либо высокоскоростной HDD, либо массив из нескольких менее быстрых. Скорость вращения не должна быть ниже 7200 об/мин, предпочтительны модели класса RAID Edition c увеличенным размером кэш-буфера, а в идеальном случае стоит обратить внимание на твердотельные накопители (SSD). И наконец, не следует забывать о необходимости ведения многогигабайтных архивов. В итоге компьютер, предназначенный для работы в качестве графической станции, содержит несколько HDD: системный для ОС и прикладного ПО, высокоскоростной рабочий (для хранения и обработки текущих заданий) и архивный, для размещения резервных копий и хранения необходимой вспомогательной информации. Оперативная память должна быть построена на производительных модулях, поддерживаемых материнской платой, причем важно выбрать модули с минимальными таймингами. Объем устанавливаемой памяти зависит только от типа операционной системы: как известно, верхний предел для 32-разрядных систем может достигать 4 Гбайт (на практике от 2,8 до 3,5 Гбайт), впрочем, более 4 Гбайт не всякому дизайнеру потребуется. Но если потребуется, что ж, не забудьте установить на приобретаемый ПК 64-разрядную версию ОС. Если говорить о процессоре, его тоже лучше выбирать из серий, ориентированных на максимальную скорость вычислений и имеющих достаточное количество ядер. Дело в том, что практически все современные графические программы не просто умеют работать с многоядерными конфигурациями, но и чрезвычайно эффективно используют механизмы распараллеливания процессов и потоков. Кроме того, всегда найдется несколько фоновых процессов, которые будут работать одновременно с основным: например, верстка или допечатная подготовка требуют одновременного запуска нескольких ресурсоемких приложений, а также антивирусных программ и средств архивации файлов.
Назвать наиболее подходящий CPU для подобных действий я не возьмусь, поскольку в ассортименте продукции любого производителя есть такие изделия и приверженцы той или иной марки отстаивают свои убеждения примерно в равной степени. Существует множество тестов и исследований, в которых приводится сравнение разных моделей, на них и стоит опираться при выборе.
И наконец, о видеокарте. Вне всякого сомнения ясно одно: она должна быть дискретной, чтобы минимизировать нагрузку на центральный процессор и оперативную память. А о выборе конкретной модели имеет смысл рассуждать исключительно в зависимости от решаемой задачи — трехмерное моделирование или работа с 3D-графикой предъявляют совершенно другие требования, чем работа с изображениями. Точно так же происходит у специалистов по верстке и допечатной подготовке — у них тоже особые требования.
Как выбрать готовую модель графической станции
Конечно, далеко не всегда есть возможность сразу приобрести готовый и по всем параметрам наилучший вариант компьютера; многие пользователи модернизируют свой ПК в процессе работы, добиваясь от него максимальной производительности поэтапно. Также в ряде случаев нет необходимости приобретать дорогостоящий сверхмощный компьютер — достаточно и упрощенной конфигурации. Если же требуется экономичный вариант, можно выбрать базовую версию, разновидности которой имеются почти у всех поставщиков.
В качестве такого варианта DEPO Computers предлагает модель Race G525, построенную на базе процессора AMD Phenom II X4 925. В ее конфигурацию входит 4 Гбайт ОЗУ (1333 МГц) и жесткий диск объемом 320 Гбайт (7200 об/мин). В качестве графического адаптера применен NVIDIA Quadro FX 580, что предоставляет возможность работать как с двухмерными изображениями, так и с трехмерными объектами. Наличие блока питания мощностью 500 Вт позволяет добавлять необходимые компоненты, например, жесткие диски. В комплект поставки входит 64-разрядная версия ОС Windows 7.
Среди продукции iRU бюджетним решением может стать модель iRU Home 710 CRS: в нее установлен процессор Intel Core i5, 4 Гбайт ОЗУ типа DDR3, дискретная видеокарта Nvidia GeForce GTS 450 и жесткий диск на 500 Гбайт — вполне достойная конфигурация для не слишком ресурсоемких задач. Встроенный кардридер позволит обмениваться данными с цифровых фотокамер. Правда, для полноценной работы потребуется докупить ОС — в комплекте она не поставляется.
Полноценной станцией для работы с графикой, допускающей дальнейшую модернизацию, является также Kraftway Credo Pro KW15. Производительность графической подсистемы можно наращивать с помощью технологии NVIDIA SLI, которая позволяет установить одновременно два графических ускорителя NVIDIA серий GeForce или Quadro с интерфейсом PCI Express х16. Для построения быстрых и отказоустойчивых дисковых массивов можно использовать до четырех жестких дисков с интерфейсом SATA. Особенность этого ПК — низкий уровень шума: в конфигурации компьютера используются специально отобранные тихие (бесшумные и малошумящие) компоненты.
Для тех пользователей, кто предпочитает работать с графикой дома и помимо обработки мультимедийного контента планирует использовать ПК в качестве игрового, вполне подойдет «КЕЙ Игровой», оснащенный процессором Intel Core i5-760, дискретным видеоадаптером Nvidia GeForce GTS 450, 4 Гбайт ОЗУ и предустановленной Microsoft Windows 7 Home Premium. Преимуществом модели можно считать жесткий диск большого объема (1 Тбайт), который при последующей модернизации вполне может играть роль архивного.
В линейке настольных ПК «Компьютерного мира» максимальную графическую производительность обеспечивает модель Universal Kumir Graphic. Двухъядерный процессор Intel Core i3-2100 сочетается с 4 Гбайт памяти типа DDR3 и дискретной видеокартой Nvidia GeForce GT440. Также стоит отметить емкий жесткий диск (1 Тбайт). Корпус Codegen имеет источник питания 550 Вт и кардридер (CF, MMC, SD, MS). ОС – Windows 7 Home Premium.
Твердотельный накопитель в качестве системного диска используется в Flextron Quattro G2 3C. Это модель OCZ Vertex 2 емкостью 40 Гбайт. А в качестве хранилища данных применяется традиционный жесткий диск на 1 Тбайт. В основе конфигурации лежит четырехъядерный процессор Intel Core i7-950, а также 6 Гбайт ОЗУ типа DDR3. Видеокарта – дискретная, MSI N560GTX-M2D1GD5 (на базе решения GeForce GTX 560). На ПК предустановлена ОС Windows 7 Professional. Flextron Quattro G2 3C выпускается в корпусе Cooler Master с БП 500Вт.
Для работы с изображениями и потоковым видео предназначен компьютер MicroXperts MediaStation MS11-10 W7PRO. В его основе лежит процессор Intel Core i5-2500K второго поколения с разблокированным множителем, 8 Гбайт ОЗУ, жесткий диск на 1 Тбайт, профессиональная видеокарта NVIDIA Quadro FX380 и ОС Windows 7 Professional. Система собрана в хорошо продуваемом корпусе CoolerMaster с блоком питания мощностью 650 Вт.
Если же денежные средства позволяют, есть смысл приобрести профессиональную графическую станцию с запасом мощности. Так, пользователям, предпочитающим платформу AMD, подойдет DEPO Race G535 с процессором Phenom II X4 955, 8 Гбайт оперативной памяти, профессиональной видеокартой NVIDIA Quadro FX 580 и предустановленной ОС Windows 7 Professional.
На базе чипсета NVIDIA nForce 680i LT SLI построена станция Kraftway Credo KW18. Она также подойдет для профессиональной работы, если дооснастить ее 4 Гбайт ОЗУ и установить 64-разрядную ОС. При необходимости в станцию можно добавить ускоритель параллельных вычислений Tesla, что существенно повысит скорость обработки графики.
Для каких других задач можно применять графические станции
Как уже упоминалось, графическая станция это не только устройство для обработки графики и видео. В первую очередь, все зависит от модели использования: если речь идет исключительно о профессиональной работе с графикой и больше ни о чем, то и конфигурация подбирается соответственно — минимум архитектурных излишеств, максимум производительности. Впрочем, и на такой станции можно успешно обрабатывать видео или использовать ее для работы с системами проектирования CAD/CAM. Если же система предназначена для домашнего применения (творчества), то она подойдет и для компьютерных игр, и как медиацентр, и даже в качестве станции для обработки звука (правда, в этом случае в конфигурацию придется добавить дискретную звуковую карту).
Напоследок хочется сказать еще об одном интересном применении мощных систем — в научном аспекте. Помимо того что все подобные конфигурации можно использовать для научных расчетов и математических вычислений, те из них, которые построены на базе графических процессоров Nvidia с архитектурой CUDA, можно полноценно задействовать для параллельных вычислений. Конечно, столь мощный инструмент имеет ценность для довольно узкого круга потребителей, но и пренебрегать такой возможностью всем, кто связан со сложными наукоемкими вычислительными процессами — от студентов до сотрудников проектных институтов, — тоже не стоит.
Опубликовано 22.08.2011