Рождественская сказка

Логотип компании
Рождественская сказка
Три года назад первый спецвыпуск сразу добавил нашему журналу популярности. Давайте вспомним, как это было.

Идея этой статьи пришла «откуда не ждали». Во время VII CIO-саммита в Подмосковье в кулуарах меня неожиданно поставили в тупик вопросом: «А о чем вам было бы интересно прочитать в очередном номере ИТ-Менеджера?».

Я подумал, и решил для начала перечислить, о чем мне будет уж совершенно неинтересно читать. Это, по крайней мере, не ограничит ничью фантазию.  И я совершенно честно ответил, что я очень устал читать статьи в стиле джеромовского Монморанси. Помните? «Ах, как плох сей мир, и как я хотел бы сделать его хоть чуть-чуть лучше».

Получился примерно такой перечень:

  • «Плач Ярославны» на тему «ну почему же «бизнес» не понимает ИТ-директора, и как добиться «взаимной любви».
  • «Охотничьи рассказы» о том, что такое ERP или ITSM или виртуализация или что-то еще, и как автор все это удачно внедрил.
  • Чем бесплатное ПО отличается от свободного ПО, и почему прежде чем что-то делать, надо сначала подумать.
  • Статьи разработчиков, интеграторов, продавцов и внедренцев на тему, что нужно купить именно у них, чтобы наступил мир во всем мире.

Не зная броду больше шансов утопиться

Я упомянул, что в последнее время меня интересует стратегический менеджмент и системная психология. И что вообще, как мудро сказал в свое время Анатолий Тенцер, «ИТ-директор должен решать стратегические и кадровые вопросы. А если он решает еще какие-нибудь вопросы, пора решать кадровый вопрос».

«Очень хорошо, — ответил Редактор. — Мы решили посвятить новогодний номер сексу в жизни CIO. Вы напишете нам статью?». Только крайняя усталость может послужить объяснением тому, что я бездумно кивнул головой. Причем, клянусь, дело происходило днем, и я уже не первую неделю не принимал ни капли алкоголя. Видимо, это состояние регулярного систематического недопития вызвало пониженное содержание алкоголя в крови. Что в сочетании с проверкой студенческих контрольных по курсу менеджмента OU с параллельным чтением пары книг Берта Хеллингера, плюс перспектива чтения учебников курса стратегии OU вызвали временное помутнение сознания. Так или иначе, я согласился.

На вкус и цвет все фломастеры разные!

В следующий раз мы встретились уже у меня, в штаб-квартире «Кея». «Так как на счет статьи?» — осведомился Редактор. Я спросил, о каких именно аспектах секса в жизни CIO желает узнать уважаемое издание. Редактор пояснил, что журнал «ИТ-менеджер» — не желтая пресса, и надо что-нибудь... «этакое». Оставался последний шанс. «Но почему именно я?!» «Ну, вы... — Редактор сделал неподражаемый вращательный жест левой рукой у своего виска. — Вы же у нас... философ! Вы не возражаете, если мы поместим вашу фотографию на обложку?». «Ни фига себе, секс символ CIO» — подумал я. И когда это я успел заработать соответствующую репутацию? Но отступать было поздно, а проявлять страх — не достойно мужчины. «Только не в костюме, пожалуйста, — только и смог сказать я. — Ненавижу костюмы. Да к тому же, у меня их вообще нет».

А вы пробовали снимать энцефалограмму у картошки?

Срок сдачи статьи неумолимо приближался вместе с отпуском. Хорошо, какие могут быть варианты? Например, CIO-камасутра. Установка операционной системы, поза «сервер снизу»? Отлично! Но кто сверху? А? Не пойдет. Директора не занимаются установкой серверов. Хорошо, тогда, например, «Соблазнение совета директоров. Как уложить статьи в бюджет уже на первом заседании»? Но такое жесткое порно, да еще с элементами садо-мазо редакция просто не пропустит. К тому же я этого никогда сам не делал, я вообще сторонних прочных семейных отношений. А если «Как построить взаимоотношения с пользователями. Пикап на практике»? Мда... Где я и где пикап?

По мере приближения отпуска нарастало и напряжение на работе. Три проекта выходили на заключительный этап. А каждый, кто завершал проекты, отлично знает, что это тот еще «секс в жизни CIO». Причем с элементами насилия, потому что нога отваливается пинать всех в соответствующие места. Но писать об этом не хотелось совершенно. И только в самолете, после примерно 23 часового перелета, когда я заполнял мудреную въездную анкету и ставил галочку в графе «sexmale», меня осенило. Секс — это все лишь пол. В смысле — гендер.

И я решил написать рождественскую сказку. О том, как в жизнь нашего сплошь мужского отдела ИТ вошли прекрасные феи из службы поддержки пользователей. По каноническому рецепту: сперва все плохо, потом появляется фея, и все становится хорошо. Итак, Рождественская сказка

Бег по граблям как вид спорта

Отделу ИТ «Кея» почти столько же лет, сколько самому «Кею». Долгое время он состоял из меня, причем в трех ипостасях: помощник продавца — программист — сисадмин, потом администратор магазина — программист — сисадмин, потом главный бухгалтер — программист — сисадмин. Как говорил в то время генеральный директор, «чтобы что-то автоматизировать, надо поручить Вайнбергу это делать руками. Больше трех дней делать что-то руками он не в состоянии, на четвертый он начнет это автоматизировать».

Росла фирма, рос отдел ИТ. Как и сейчас, это была сплоченная команда суровых парней, которые, иногда «по локоть в крови» и сутки напролет, обеспечивали работу инфраструктуры фирмы. Никогда не забуду, как на мою просьбу купить пару патч-панелей коммерческий директор деликатно посоветовал не заниматься ерундой. А просто взять гвозди и молоток и приколотить к доске столько RJ45 розеток, сколько я сочту нужным. В этой борьбе мы закалились и были вполне уверены в том, что можем справиться со всеми мыслимыми и немыслимыми проблемами.

Идей как-то разбавить это мужское сообщество даже не возникало. Для всех было очевидно, что девушка-«айтишник» — это что-то типа морской свинки, которая, как известно, и не морская и не свинка. К тому же, в отделе царила свобода слова и выражения, которой мы очень дорожили. Идеи и мнения высказывались напрямую, ровно теми же словами, которыми они рождались в мужских головах. Любая железка или программа состояла их хреновины, фиговины и поперечной вытребеньки, причем все части были абсолютно взаимозаменяемы. Работа была организована просто. Когда что-то шло наперекосяк, пользователи звонили «знакомому» инженеру, а тот или решал проблему сам, или переадресовывал пользователя коллегам. Ни о каких ITSM и ITIL мы тогда слыхом ни слыхивали.

Фантастическое составляет сущность действительности

Однако по мере того как количество рабочих станций в сети начало приближаться к 500, мы стали замечать, что все большая часть нашего времени уходит на телефонные переговоры и переписку с пользователями, и все меньшая — на собственно работу. К концу дня мы вываливались из офиса в состоянии «работа полностью удовлетворяет, потому что после нее девушек уже не хочется». Но при этом понимали, что сделано все меньше и меньше. Как говорил один персидский шах, не иначе «айтишник», утомившись бродить по гарему, выбирая дежурную жену: «Утомляет не работа, а суета вокруг нее».

Спасение пришло в виде дежурного приглашения прослушать курс по организации работы ИТ-отдела с неведомыми аббревиатурами ITIL-ITSM. Через три дня «прослушивания» я проникся идеей организовать, по крайней мере, единую точку приема всех сообщений об инцидентах и запросов на изменение. В моем воображении возникли девушки-студентки, общающиеся с пользователями. И инженеры, деловито занимающиеся высокопрофессиональной инженерной работой.

Однако, когда я описал эту благостную картину своим суровым парням, их скептицизму не было предела. Девушка-«айтишник»?! Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда! Она должна: знать организационную структуру фирмы, пользователей, информационную инфраструктуру, быть толковой, уметь общаться... Короче, как писали Стругацкие, «не бывает». Все, чем я мог парировать, заключалось в фразе: «Зато, если получится, то никаких звонков от пользователей». И, как ни странно, это сработало.

Перенеся эту благостную картину на бумагу в виде доклада на совете директоров и раскрасив  открывающиеся перспективы и дали в голубые и розовые тона, я довольно быстро получил от совета директоров неопределенную резолюцию: «Тебе виднее». Бюджет был выделен весьма скромный.

Спортсменка, комсомолка и просто красавица!

В одно прекрасное утро один из наших системных администраторов сообщил, что в тридевятом царстве, в тридесятом... эээ... ну то есть в одном из наших магазинов есть девушка, которая уже очень устала работать продавцом и готова даже на то, чтобы зарабатывать поменьше. «Симпатичная?» — автоматически спросил я. «Ну, в смысле, толковая?». Сисадмин загадочно улыбнулся.

Через день дверь отворилась, и в большую комнату, где все мы обитали, вошла Она. Блондинка. Невысокая, стройная, с потрясающей фигуркой. Ноги из-под лопаток. Походка «мягче от бедра». Узенький топик на фантастической красоты бюсте. Огромные, на пол лица, глаза, с длиннющими ресницами. Маленький вздернутый носик и очаровательные  губки. Сзади довольно ухмылялся Сисадмин. Уж не знаю, что она о нас подумала, когда услышала глухой стук пяти отвалившихся челюстей. По комнате пронесся еле слышный, но явственно уловимый шелест расправляемых плечей, втягиваемых животов и выпячиваемых волевых подбородков.

«Ну... гкхм... ммм...эээ...» — очень находчиво произнес наконец я. «И...эээ..ммм...ааа... что мы собственно... знаем-умеем?». И вот тут челюсти упали на стол вторично. Потому что девушка «знала и умела». Красный диплом ЛЭТИ, аспирантура, преподавание. По самой, что ни есть, ИТ-шной специальности. Попытки запугать тягомотностью работы и спецификой коллектива успеха не принесли. Челюсти были подобраны еще раз, девушка отправлена домой на предмет: «Вы подумайте, зачем вам оно надо, а мы подумаем, зачем нам вы».

Я собрал совет стаи. Стая единогласно решила, что берем. Я, на правах вожака, взял слово и «высказался к беспорядку дня». Наблюдая мечтательное выражение на лицах бойцов, я кратко поведал, что, во-первых, если кто-то отправит девушку в декрет, то будет сам стоять за нее вахту, причем на общественных началах. Во-вторых, строго предупредил, что мы НЕ применяем абсцентную лексику при девушках, поэтому попрошу тщательно выбирать выражения. Что придумать «в третьих», я не знал, и чудное создание прочно вошло в нашу жизнь. Был задействован внутренний, единый на всю Россию телефонный номер *911, логин внутреннего мессенджера 911 и почтовый ящик с тем же именем. Служба поддержки пользователей заработала.

Алле, гараж ? Модем позовите !

Первое испытание, как и положено в настоящей рождественской сказке, состоялось в первый же день. Один из парней неловко развернулся и обрушил на своего боевого товарища кипу компьютерных корпусов. Грохот утих. Наступила мертвая тишина. И в ней раздался голос пострадавшего. «Коллега,— мрачно молвил он, — как вы сегодня неловки».

А потом полетели будни. Появилась еще одна фея, с роскошными золотистыми волосами и потрясающим чувством юмора. Мы никак не могли ограничиться одной, потому что ни одна фея не может работать 7 дней в неделю по 12 часов в день. Потом нам пришлось деликатно объяснять отдельным пользователям, что правила хорошего тона одинаковы для всех независимо от должности. И что мы очень бережно относимся к нашим девушкам, и всем придется это учитывать. Потом мы занимались самодисциплиной и дисциплинировали пользователей, отучая их звонить непосредственно «любимым инженерам» вместо обращения в 911. Это была тягучая мантра: «Добрый-день-я-сейчас-передам-трубочку-оператору-и-вы-ей-все-расскажете-а-если-это-срочно-то-я-передам-трубочку-очень-быстро». Кстати, способ, неотразимо действующий даже на самых упорных. Терпеливо выслушиваешь описание проблемы, а потом говоришь: «Угу. Передаю трубку оператору 911, повторите теперь все это ему, пожалуйста».

И, как и положено в рождественской сказке, все стало хорошо. Мы действительно тщательно выбираем выражения. Парни почти ежедневно бреются и меняют носки. Пользователи слышат в трубке мелодичное: «Служба поддержки пользователей!» и понимают, что их проблемы сейчас решат. Инженеры занимаются своим делом.

***

К сожалению, сказка не может длиться вечно. Наши добрые прекрасные феи вырастают и находят себе более интересную и высокооплачиваемую работу, на их место приходят другие. Но по-прежнему пользователи слышат: «Служба поддержки пользователей!». Инженеры занимаются своим делом. И ходят на работу чисто выбритые и подтянутые.

А наши первые волшебные феи навсегда останутся с нами, где бы они не находились. Как и положено героям рождественской сказки. Мы каждый день видим их в скайпе, аське и просто чувствуем в своих сердцах.

№1, 2010. Спецвыпуск

Опубликовано 11.12.2012

Похожие статьи