Цикл разработки сократился вдвое
Сейчас многие компании говорят о переходе к цифровой экономике. Но есть и предприятия, уже оцифровавшие свой бизнес. Среди них, например, конструкторские бюро, конечным результатом работы которых давно стали трехмерные модели, а не только традиционная бумажная документация. На этом пути еще остается немало препятствий, и, разумеется, есть своя специфика. Именно такие аспекты и были предметом нашей беседы с главным инженером ведущего конструкторского бюро ЦМКБ «Алмаз» Константином Голубевым и заместителем главного инженера Андреем Кутеневым.
Какую продукцию вы в основном разрабатываете?
Мы создаем проекты и в соответствии с ними контролируем строительство как военных кораблей разного назначения, так и гражданских судов. К примеру, недавно завершен проект судна на воздушной подушке, выполненный по заказу администрации Хабаровского края. Кстати, КБ постоянно увеличивает количество гражданских проектов, поскольку у нас для этого есть все необходимое. В частности, сделаны проекты, скажем так, двойного назначения, которые могут применяться и военными, и гражданскими структурами, — плавучие доки, гидрографические, транспортные и спасательные суда, катера и многое другое.
В чьем ведении находятся информационные системы на вашем предприятии?
За функционирование всех информационных систем и самой инфраструктуры отвечает единое подразделение — отдел информационных технологий, который подчиняется главному инженеру ЦМКБ. В обязанности отдела входит обеспечение функционирования локальной вычислительной сети и аппаратных средств — персональных компьютеров, серверов, печатающих и сканирующих устройств; выбор программных средств для производственных подразделений, сопровождение и при необходимости доработка приобретенных программ, написание собственных программ и обучение пользователей — сотрудников технических отделов.
В чем специфика информатизации в ЦМКБ? Вот, например, во многих организациях автоматизация идет «от бухгалтерии».
Для нас ключевой процесс — проектирование корабля, от этого мы и отталкивались в развитии автоматизации. Прежде проектирование велось на бумаге, для выполнения сложных задач использовалось натурное макетирование. И тогда мы решили привести весь процесс к электронной трехмерной модели, что позволило всем конструкторам работать в едином виртуальном трехмерном пространстве. В итоге отпали очень многие процессы, обычно сопровождающие бумажное проектирование. В первую очередь исчезло то, что связано с коммуникациями. Ведь каждый видит то, над чем работают другие. А раньше сотрудникам часто приходилось дублировать друг друга, что, естественно, снижало общую эффективность. Соответственно, и наша информационная система формируется вокруг комплекса автоматизированного проектирования, производным от которого становится документооборот. Остальное идет своим чередом. Вовлечение в данное пространство завода-строителя было новым шагом концепции «Открытого проектирования», созданной в бюро.
Информационные системы конструкторского бюро отличаются от систем завода-строителя. Так что производственных систем, по крайней мере в общепринятом смысле, у нас нет. Конечный результат нашей деятельности — создание проектной документации. Сейчас электронная модель изделия представляет собой важный элемент проектной документации, на основе которой завод-строитель формирует процессы подготовки производства, в том числе и программ для станков с ЧПУ. Раньше данный комплекс задач полностью осуществлялся самим заводом.
Главной целью информатизации в конструкторском бюро всегда была автоматизация проектно-конструкторских работ, делалось это для повышения производительности и эффективности. Сегодня такой процесс выполняется в рамках развития производственной системы с помощью инструментов бережливого производства. С 2013 года мы используем современную судостроительную САПР Аveva Marine, сменившую САПР TRIBON.
В итоге ERP-система не является ядром автоматизации. Да, у нас автоматизирован экономический блок, реализованный на основе платформы «1С» и собственных разработок, но это отдельный процесс.
Вопросам управления проектами мы уделили немало внимания, и на базе Microsoft Project построили соответствующий комплекс, внеся нужные дополнения. Пожалуй, необходимость иметь подобный автоматизированный инструмент наша компания осознала раньше многих других. К подобной идее нас подвигло то обстоятельство, что работа в едином пространстве требует четкой организации, поскольку планирование и диспетчеризация имеют очень большое значение. Сегодня в качестве основного документа управления строятся гибкие сетевые процессные графики, в которых автоматически, без участия пресловутого человеческого фактора, предусмотрены не только все результаты. но и механизмы корректировки и согласования изменений. К тому же каждый этап разработки электронной модели проходит приемку, а ее итоги отражаются в системе управления проектами.
Часто приходится слышать, что в процессе перехода от бумажных чертежей к проектированию с помощью электронных моделей есть немало подводных камней. Насколько беспроблемным он был для вас?
Система САПР — инструмент, предназначенный для повышения производительности. С этим согласны все, в том числе и представительства заказчика, которых часто упрекают, что они препятствуют такому переходу. Электронная модель тоже может быть основным или промежуточным результатом проектно-конструкторских работ и подлежать приемке заказчиком, если это оговорено в техническом задании. Хотя с точки зрения действующих стандартов конечным итогом считается конструкторская документация. Впрочем, модель мы делаем все равно, потому что в ЦМКБ «Алмаз» она является основным элементом создания проектно-конструкторской документации и заметно упрощает весь процесс работы.
Экономика ИТ-проектов. Как она рассчитывается у вас?
Любой проект требует экономического обоснования. У нас есть общий план развития предприятия, частью которого становятся и наши проекты. Естественно, для любого проекта мы рассчитываем затраты и эффект. Можно сказать, что результат налицо. Бюро смогло при тех же ресурсах обеспечивать большие объемы работ, чем раньше. В среднем цикл разработки удалось сократить вдвое.
У нас очень большая номенклатура проектов и заводов, с которыми мы взаимодействуем, и организация подобного сотрудничества тоже была непростой. Переход к унифицированным решениям также дал хорошие результаты. Так что выгода вполне очевидна.
Где-то была информация, что цикл создания корабля на передовых предприятиях составляет примерно три-четыре года, а у нас около семи лет. С чем это связано?
С подобными цифрами надо быть очень аккуратным. Цикл создания головного корабля всегда больше, чем серийного. Любой корабль надо оснащать различным оборудованием: силовой установкой, комплексами вооружения, разного рода системами. И они, как правило, уникальны и на момент проектирования корабля не всегда являются серийными образцами. В итоге строительство корабля зависит от состояния разработок функционального оборудования. Когда проектирование ведется исходя из того, что уже освоено промышленностью, то все, конечно, проходит быстрее.
Насколько актуальны для вас вопросы защиты информации?
Этим проблемам мы придаем самое серьезное значение. У нас существует специальное подразделение — бюро защиты информации. Локальная вычислительная сеть бюро защищена и аттестована по соответствующему классу. Для обработки и хранения данных используются только сертифицированные решения. Постоянно происходит развитие системы защиты информационных ресурсов в сети предприятия. Большое внимание уделяется хранению и резервированию ключевой информации, а резервные копии содержатся в защищенных, территориально разнесенных хранилищах.
Опубликовано 08.09.2017