Активы под контролем
Управление физическими активами – задача, требующая не меньшего внимания, чем работа с финансовыми и ИТ-ресурсами. Эксплуатация, ремонт, закупки и многие-многие другие функции компании осуществляются с поддержкой специализированных EAM (Enterprise Asset Management) систем. «В EAM-системе, такой как IBM Maximo, реализован полный жизненный цикл обслуживания и эксплуатации оборудования, планирования, контроля и анализа всех видов работ», – рассказывает Ярослав Прус, начальник отдела управления имуществом компании RedSys.
К примеру, техническое обслуживание включает в себя план ремонтных мероприятий, которые необходимы любой организации – от автопарка до атомной электростанции. EAM-системы помогают сформировать оптимальный график ремонта с равномерной загруженностью всех специалистов и минимальными затратами времени. В частности, здесь важно определить длительность ремонта, поскольку в этот период данный физический актив простаивает, то есть не приносит компании прибыль. Иными словами, планирование ремонтных мероприятий всегда должно отталкиваться от производственной программы. «Главное – в минимальный срок выполнить все критичные ремонтные операции, обеспечить наличие на складе требуемых запчастей и расходных материалов, а также убедиться, что все исполнители требуемой квалификации будут свободны и готовы к этой работе», – подчеркивает Ярослав Прус.
Что касается непосредственно ремонтных работ, в EAM-системе формируется справочник техкарт, связанный с видом оборудования и видом ТО, где отмечается, какие операции должны быть выполнены, какие материалы и в каком количестве затрачены, а также требования к профессиональному уровню исполнителя работ. В последние годы в EAM-системах активно используются мобильные устройства, на которые исполнители работ получают задания, а затем информация об их выполнении автоматически синхронизируется с EAM-системой.
Не менее актуальной функцией управления физическими активами выступает контроль – в его отсутствие могут быть нарушены сроки работ или пострадает качество. Важным моментом является визуализация данных о техническом состоянии физических объектов – эта информация может быть наглядно представлена любому руководителю компании – от генерального директора до прораба и бригадира.
Интеграция как расширение возможностей
EAM-решения не работают в вакууме – они могут и должны быть интегрированы с другими информационными системами компании с целью обмена данными. Например, интеграция c ERP-системой позволяет сформировать оптимальный план закупки узлов и агрегатов, а интеграция с BI-системами – определить, сколько денег было потрачено на техническое обслуживание и ремонт. Интеграция же с производственными системами, такими как SCADA, позволяет получать информацию с датчиков о состоянии оборудования и в случае необходимости оперативно провести ремонтные или профилактические работы.
Преимущества EAM-решений еще и в том, что, накапливая информацию о состоянии физических объектов, они обеспечивают возможность для руководства Заказчиков EAM-систем ее последующего анализа. «Например, данные об отказах того или иного оборудования позволяют определить средние показатели сбоев, характерных для аналогичных объектов, – рассказывает Ярослав Прус. – Допустим, определенный инцидент случается каждые восемь месяцев. Это означает, что профилактическое обслуживание такого оборудования необходимо проводить не реже чем раз в семь месяцев. Если у вас в компании есть EAM-система, вы всегда будете иметь пространство для маневра, а если ее нет, вы даже не узнаете, почему так много денег тратится на ремонт и обслуживание».
Главная цель внедрения EAM-системы – скоординировать производственную программу, график ремонтов и график закупок. Ситуация, когда организация приобретает запчасти или оборудование, которые затем месяцами и даже годами пылятся на складе, а в случае сбоя нужной детали там не оказывается, отнюдь не редкость. ЕАМ-система позволяет оптимально организовать закупки, чтобы всегда держать на складе некий неснижаемый остаток для критичных наиболее часто используемых расходных материалов.
Индивидуальный подход на стандартной платформе
Одним из наиболее известных в мире EAM решений можно назвать IBM Maximo. Однако покупатель этой системы получает стандартные формы, в которых отсутствуют необходимые данные и справочники. «Наша задача как интегратора, – поясняет Ярослав Прус, – внести эти данные и доработать систему в соответствии с требованиями заказчика. Фактически речь идет не просто о кастомизации, но об индивидуальном проекте, в основе которого лежит платформа IBM Maximo».
Такой проект включает в себя весь стандартный цикл: предпроектное обследование с составлением отчета, на основании которого разрабатывается модель и описываются текущие бизнес-процессы. Затем, на этапе подготовки технического задания, описываются все требования заказчика, с учетом которых ведется проектирование. А когда система разработана и проведено обучение сотрудников, начинается опытная эксплуатация, во время которой осуществляется ее развитие. Наконец, после устранения выявленных несоответствий, запускается промышленная эксплуатация, на основании которой уже можно строить новые мотивационные модели оплаты труда, взаиморасчетов с подрядчиками и т. д.
Отметим, что EAM-решения могут быть полезны как владельцам, так и поставщикам услуг. К примеру, управляющая компания сети гостиниц, заключившая контракт со сторонним подрядчиком на техническое обслуживание, может контролировать его выполнение с помощью EAM-системы. С другой стороны, и сама сервисная компания способна с помощью EAM подготовить и представить заказчику полный и детальный отчет о выполненной работе.
В первую очередь, EAM-системы эффективны в организациях с большими объемами собственных физических активов. Это управляющие компании в сфере ЖКХ, транспортные перевозчики, управляющие компании, а также строительные, нефтедобывающие и энергетические предприятия. В частности, команда RedSys уже реализовала ряд проектов по внедрению EAM-систем.
Опубликовано 08.11.2016