В потоке изменений

Логотип компании
В потоке изменений
Количество одновременных значимых изменений зашкаливает и вызывает огромное количество стрессовых реакций.

Все представления людей и компаний о стабильности и предсказуемости 2020 год разнес вдребезги. Закрытые границы, прогулки по расписанию и пропускам, невозможность видеться с родными, само понятие «пандемия» и многое другое из фантастических фильмов уже прочно вошло в нашу жизнь.

Пожалуй, единственная константа нового мира – это необходимость адаптироваться к изменениям не просто быстро, а практически мгновенно.

Поговорим о том, что может ожидать нас в текущем, 2021 году. Не в отношении технологий, а в отношении людей.

Постоянно растущий поток изменений

Мне бы очень хотелось, чтобы одним из трендов текущего года стала более высокая адаптивность людей к изменениям и способность расти, видеть и реализовывать возможности в происходящих вызовах.

Кстати, этот тренд применим и к компаниям: быстро реагировать на изменения, перестраиваться «на лету» – организационная способность, напрямую зависящая от людей, умеющих вести за собой не только свои семьи, но и свои команды и бизнесы.

Что для этого нужно?

В одном из отчетов Boston Consulting Group говорится о том, почему проваливаются изменения, речь идет о параметре «способность впитывать изменения» (capacity to absorb change) – это количество изменений на единицу времени, при котором человек адаптируется к изменениям, принимает их и меняется сам или меняет свой рабочий процесс в соответствии с ними. У компаний, лидирующих в рейтинге проваленных изменений, данный показатель превышает 200 и даже 250 изменений в год.

Количество одновременных значимых изменений зашкаливает и вызывает огромное количество стрессовых реакций. Причем если краткосрочные стратегии «переждать и перетерпеть пару месяцев» помогают не слишком глубоко погружаться в изменения, то год жизни в новой реальности уже означает, что новые привычки, страхи, процессы – это уже надолго.

Кто-то мудрый сказал, что большие страхи излечивают от маленьких, а на фоне кардинальных изменений маленькие кажутся совершенно незаметными. Вместе с тем в дефиците ресурсов микроизменение может стать последней каплей и вызвать срыв, поскольку «держаться нету больше сил».

Рекомендации: тренировать устойчивость и возврат в равновесие

  • Знать и развивать свои внутренние и внешние опоры, включая финансовый резерв. Опора не должна быть одна, поскольку это серьезная уязвимость. Опора –то, что даст вам равновесие, если что-то пойдет не так.

  • Регулярно задавать себе тренировочный вопрос: что может подкосить мои опоры и как их можно сделать более устойчивыми.

  • Знать, что в стрессовой ситуации мы не поднимаемся на уровень ожиданий, а падаем на уровень подготовки. Изучать, что быстрее всего «высаживает» вас, и постепенно убирать уязвимости, поднимая уровень подготовки.

Качество жизни – тест на адаптируемость

Еще год назад невозможно было себе представить совещания или встречи «по «удаленке», нужно все было проводить лично. Сейчас можно работать в любой точке мира, подключаясь даже к нескольким совещаниям одновременно.

Тренд на домашние коворкинги, работу из любой локации, «цифру» в каждый дом и в каждый мозг будет только усиливаться. Многие бизнесы не удивились этому и просто пересели работать из хоум-офиса, многие столкнулись с необходимостью переводить процессы и людей «на лету», а часть организаций в принципе невозможно перевести на «удаленку». Единственное, что можно сказать точно: «удаленка» с нами надолго.

Многие люди уехали жить за город или в теплые края, многие наконец-то смогли найти время для семьи и снова сблизиться, многие пересмотрели свои приоритеты и ежедневные дела, благодаря свободному от передвижений по миру времени. Вместе с тем нельзя игнорировать тех, у кого качество жизни сильно ухудшилось, и возможности улучшить его практически нет, так как их жизнь скукожилась до отрезка «работать-спать-работать-спать».

Недовольство тех, кто потерял работу и бизнес, растет, эмоции владельцев закрытых фудкортов и бизнесов накаляются, напряжение от невозможности наконец-то перестать бояться тоже искрит в воздухе.

В почти каждую семью в 2020 году постучался мир «цифры». И не все ему рады, скажем прямо. «Зум», электронные дневники и уроки, несколько конференций одновременно (и все это не вылезая из пижамы), экономия на дороге до офиса и резко размывшиеся границы между рабочим и личным временем – таковы следствия «цифры» в обычной жизни.

Голосовой помощник читает сказки детям, выбирает вам кино, включает кухонные приборы, напоминает про дела и необходимость быть на связи «24×7».

И все это, увы, не способствует расслабленности. Уровень стресса будет расти и искать новые способы выхода. Знаю многие компании, которые под давлением пандемии стали больше внимания обращать на культуру, выгорание команды, стресс сотрудников и начали внедрять новые подходы к заботе о сотрудниках.

Читайте также
Кадровый электронный документооборот — это современный способ организации работы с кадровыми документами. У многих организаций возникают трудности: какую систему внедрять и как сделать ее использование эффективным. В статье рассмотрим топ-5 самых распространенных вопросов, которые чаще всего мешают действовать.

Однако есть компании, где исторически люди должны быть не столько людьми, сколько функциями, и пандемия только обострила это восприятие: человек – принтер результатов, должен работать равномерно без пауз, не уставать и не стрессовать, оставлять «эти ваши эмоции» вне работы.

Тренд на расслоение компаний, заботящихся о сотрудниках и высасывающих из них последние силы, к сожалению, будет расти. Формируются своего рода касты: кому можно работать, кому нет, кому можно ездить за границу, а кому нужно для этого еще сильно попрыгать. Мне не нравится этот тренд, но боюсь, что он есть.

Выход существует, но он не инструментальный (написать регламент, сделать пропуск или внедрить ИТ-системку), а человеческий: на всех уровнях (страны, компании, города, семьи) увидеть в людях людей и признать, что люди – живые, у них есть желания, потребности, чувства, и все это влияет на любое дело, а на команду тем более.

Кстати, игнорирование области чувств имеет свою огромную цену: у таких людей собственное выгорание и усталость уровня «что ж я вчера не сдох» подкрадываются внезапно и резко, и главное – неизвестно откуда.

Рекомендации

  • Развивать эмоциональный интеллект в семье и команде. Сделать поддерживающие встречи и ритуалы, когда можно поговорить не о деле, а просто поболтать или попроситься «на ручки» (за поддержкой, а не чтобы за вас взяли и сделали работу).

  • Знать и мониторить уровень своей энергии и уровень энергии команды, снижать уровень стресса с помощью различных, подходящих именно вам практик, особенно творчество и спорт.

  • Изучать часть 1 и адаптироваться к изменениям, разбивая их на маленькие посильные шаги. и двигаясь к цели. Отдых и похвала обязательны.

Возможность пробудиться

Сегодня прочитала, что дети, чье детство пришлось на пандемию, называются pandemials (пандемиалы, по аналогии с миллениалами), и они характеризуются углубленной жизнью в телефоне, низким уровнем социальной и тактильной активности, что в дальнейшем прогнозирует риски их взрослой жизни.

Что сказать... Каждый из нас за этот период стал немного pandemial, кто-то надолго, а кто-то нет, и я надеюсь, что еще одним трендом будет долгожданный выход из постоянного внутреннего напряжения: не закукливание в бесконечный спазм от ожидания ужасных последствий и страх («вдруг я расслаблюсь, и все тут же рухнет»), а постепенное гармоничное обретение чувства собственной силы, способности быть внимательным и сопереживающим тем, кто слабее.

Я надеюсь, что 2021-й станет годом нашего пробуждения от ложных смыслов, неважных дел, нелюбимой работы, зашоренной жизни, ибо у нас наконец-то есть шанс научиться в ежедневной суматохе отличать, какие люди и дела наполняют нашу жизнь счастьем, а какие пора оставить в прошлом. Как отличать? Очень просто: по радостным глазам и растущему уровню энергии, ведь внутреннее спокойствие и счастье не подделать.

Рекомендации

  • Учитесь управлять изменениями, особенно выбирать скорость изменений, подходящую вам и вашей семье, команде, компании: уметь замедляться, брать паузы, с наслаждением отдыхать после напряженной работы.

  • Сделать инвентаризацию своей жизни и деятельности: нравится ли вам то, что вы делаете, дает ли это удовольствие и смысл именно вам, или, например, вы вынужденно идете по следам рода, доделывая за вашими родителями и не решаясь следовать своему внутреннему голосу, или вам кажется, что уже поздно что-то менять, страшно дерзать.

  • Помогайте вашей команде находить индивидуальный и командный смысл в работе, учитесь видеть индивидуальную мотивацию и демотивацию каждого участника вашей команды, хвалите, обязательно хвалите и празднуйте успехи вместе: команда развивается только в безопасной среде, где есть уважение к индивидуальности и общим целям и ценностям, готовность открыто обсуждать ошибки, расти вместе, адаптируясь к новым возможностям и смело встречая вызовы.

Опубликовано 03.02.2021

Похожие статьи