Инвестиции в ИТ: не сбавляем темп
Уход зарубежных разработчиков «железа» и программного обеспечения, миграция за рубеж ИТ-специалистов и другие внешние обстоятельства породили ряд сложностей для российских заказчиков. До начала прошлого года компании спокойно могли приобретать оборудование, планировать затраты и сроки поставок, заключать сервисные контракты на ремонт и обслуживание железа. Оборудование можно было легко обновить у производителя, когда оно вырабатывало свой срок, либо нарастить его аппаратные ресурсы за счет родных комплектующих. Но вот уже год, как большинство давно отработанных схем нарушилось, а процесс инвестиций в ИТ стал сложнее, запутаннее и, разумеется, дороже. Как отечественному бизнесу удается решать возникающие проблемы с финансированием ИТ? Мы поговорили об этом с ИТ-экспертами, которые помогают им решать подобные задачи.
Рынок адаптировался
Как утверждают наши собеседники, ИТ-рынок сумел адаптироваться и своевременно предложить заказчикам альтернативные пути и подходы, позволившие им работать дальше. «Несмотря на то что за последний год в России значительно изменился рынок ИТ-вендоров, поставщиков оборудования и ПО, мы видим, что бизнес довольно быстро адаптировался к этому и компании ищут новых поставщиков, как внутри страны, так и за ее пределами. Как следствие, «подтягивается» рынок труда, на нем появляются специалисты, которые умеют работать с новым оборудованием. Внутри страны активно растут компании, создающие отечественный софт, сопоставимый с зарубежными аналогами», — утверждает Надежда Оберемок, генеральный директор компании «Сбер Бизнес Софт».
«Уход западных вендоров с российского рынка год назад действительно вызвал дефицит ПО, оборудования, облачных услуг. Но сейчас российские производители активно занимают освободившиеся ниши, — соглашается Евгений Козлов, генеральный директор компании Inferit (ГК Softline). — Мы отмечаем рост уровня доверия наших заказчиков к российским вендорам, которые активно оптимизируют свои продуктовые линейки под запросы клиентов. Доверия и лояльности к ним добавляет и то, что разработки российских ИТ-компаний сейчас активно вносятся в реестр Минпромторга. Российский бизнес сегодня стремится не просто замещать западные решения, а выбирает зрелые продукты и технологии, способные стать платформой для дальнейшего цифрового развития. В фокусе внимания полнота функциональности, широкое применение искусственного интеллекта и роботизации, сквозная цифровизация управленческих процессов».
В текущих условиях, когда особенно актуальны доступность, устойчивость и бесперебойное функционирование ИТ-инфраструктуры, возрастает роль ИТ-партнеров — системных интеграторов. Они способны подобрать решения и внедрить их под ключ с учетом долгосрочной стратегии развития, осуществить и оперативную поддержку.
По мнению Евгения Доможирова, CEO и основателя компании CESCA, cейчас наиболее затратными составляющими ИТ-инфраструктуры являются оборудование высокой производительности и программное обеспечение, которые используются для обработки больших объемов данных, аналитики данных, машинного обучения и искусственного интеллекта. Также, по его словам, сильно подорожало оборудование и ПО, которые поставлялись большинством иностранных компаний. Растущая цена на электронные компоненты, включая микропроцессоры, память и жесткие диски, также приводит к увеличению стоимости ИТ-инфраструктуры. «В связи с этим многие компании сталкиваются с проблемой недостатка финансовых ресурсов для модернизации своей ИТ-инфраструктуры», — резюмирует он.
Кирилл Строганов, руководитель развития бизнеса компании «ОБИТ» напоминает о том, что практически исчезли схемы лояльности и гибкого ценообразования, поскольку зарубежные поставщики официально больше не работают в России. «Практически недоступно системное программное обеспечение, высокозатратным стало оборудование уровня предприятия. Как правило, его поставляют по каналам параллельного импорта, что значительно увеличивает накладные расходы на логистику. При этом надо понимать, что с уходом официальных поставщиков наш рынок лишился еще и программ лояльности и гибких схем ценообразования, ранее позволявших приобрести дорогостоящее оборудование на выгодных условиях», — отмечает эксперт.
Непростой выбор
Конечно, жизнь и работа российских заказчиков стала сложнее. Им приходится искать новые способы и варианты приобретения «железа» и программных продуктов. «Последние события научили предпринимателей предусматривать несколько вариантов на случай непредвиденных ситуаций, — комментирует Дарья Голованенко, генеральный директор компании ILINE group, — Вопрос покупки оборудования в общих чертах ничем не отличается от 2020 и 2021 годов, но с программным обеспечением куда интереснее. Мы работали над автоматизацией газовой компании на территории Крыма, и в процессе остро встал вопрос наладки IP-телефонии. Столкнулись с некоторыми ограничениями крупных операторов телефонной связи на предоставление услуг крымской компании, но решение есть всегда. Да, возможно эти решения становятся менее линейными, но вариации существуют».
Устаревшие системы уязвимы с точки зрения кибербезопасности. Также использование не современного оборудования напрямую влияет на итоговую прибыль бизнеса, так как влечет за собой снижение производительности, потерю данных, клиентов, частые простои, повышение текучести кадров.
Сергей Табулин, директор по продуктам и технологиям компании «Axoft», выделяет три направления решения данной проблемы. Во-первых, это импортозамещение (покупка российского аналога), во-вторых, параллельный импорт (возможен для некоторых категорий оборудования — например, массовых моделей серверов), в-третьих, покупка решения производителя из дружественных стран (например, из Китая). По словам эксперта, основная головная боль российского бизнеса — поддержка или замена зарубежного прикладного ПО, особенно на объектах КИИ.
«Компании оказались перед непростым выбором — продолжать использовать текущее оборудование и ПО или внедрять новое. Многие до сих пор не приняли решения. Но сроки, в течение которых необходимо определиться с этим вопросом, ограничены. Избыточный запас прочности, с которым, как правило, развернуты критичные и ключевые сервисы, зависит от множества факторов, в том числе сложно прогнозируемых, и при благоприятном стечении обстоятельств его хватит на 2–3 года. В течение этого времени бизнесу будет необходимо принципиально решить вопрос с заменой или модернизацией», — напоминает Сергей Назаров, заместитель генерального директора по сервису компании CTI.
Чтобы определить приоритетность инвестиций и свести к минимуму простои, следует учитывать факторы, которые приводят к замене оборудования. В частности, оборудование с высоким уровнем риска в динамичной среде является приоритетным для замены и должно быть покрыто контрактами технической поддержки с расширенным SLA. Оборудование на другой стороне спектра может оставаться в сети даже после истечения срока поддержки и даты завершения жизненного цикла.
Новые пути развития
Как развивать ИТ-инфраструктуру в новых условиях? Какие подходы наиболее целесообразны в сложившихся обстоятельствах? «Прежде всего необходимо разделить сервисы на критичные и второстепенные, уделяя первым основное внимание и в первую очередь вкладывая в них средства. Следует также провести аудит эффективности и понять, что лучше держать во внутреннем контуре, а что вывести во внешний — сейчас все более популярными становятся гибридные инфраструктуры, совмещающие оба подхода. Чтобы сделать это своими силами, нужна серьезная экспертиза, поэтому имеет смысл обратиться в специализированные компании, занимающиеся технологическим консалтингом. Таким образом можно получить эффективное решение с минимальными рисками для бизнеса», — советует Александр Тригуба операционный директор компании «Мобиус Технологии».
«Мы рекомендуем своим клиентам использовать гибридный поэтапный подход, с обязательной преданалитикой, когда выполняется глубокий анализ технологических рисков, — говорит Кирилл Строганов («ОБИТ»). — Понятно, что в условиях ограниченности ресурсов ИТ-директорам зачастую приходится делать выбор в пользу решения горящих задач, жертвуя проектами развития, но это не самый удачный подход. Устаревшая инфраструктура всегда источник рисков для непрерывности бизнеса, ведь ИТ сегодня задействованы практически во всех бизнес-процессах организации. Чтобы найти компромисс между тем, что горит сегодня, и тем, что может загореться завтра, необходимо развивать технологическую устойчивость компании, которая позволяет противостоять как предсказуемым, так и непредвиденным угрозам. Для этого, прежде всего, определяются наиболее уязвимые зоны. Чаще всего это зависимость от импортного ПО и оборудования, а также кибербезопасность».
Широкое использование облачных технологий, вплоть до переноса всей ИТ-инфраструктуры в облако, позволит сократить расходы на оборудование, его техподдержку и обслуживающий персонал, что в условиях обострившегося кадрового дефицита особенно актуально.
Надежда Оберемок («Сбер Бизнес Софт») советует средним и небольшим компаниям переходить на использование облачных сервисов. «Мы фокусируемся именно на разработке готовых SaaS-решений, которые бизнес может быстро и бесшовно интегрировать в свою ИТ-архитектуру. Если же бизнес стремится приобретать и эксплуатировать «железо» самостоятельно, то следует учитывать и риски, и сопутствующие сложности. Покупая оборудование, например, в Китае, нужно внимательно относиться к выбору поставщика. Это должна быть компания с хорошей репутацией и опытом работы на международном рынке. Также нужно быть готовыми к тому, что и время, и ресурсы уйдут на подготовку или поиск специалистов, способных работать с новым оборудованием. Надо отметить, что отечественные производители также наращивают свои компетенции, и, кажется, что в обозримом будущем они смогут стать поставщиками оборудования, конкурирующего с зарубежными аналогами», — рекомендует она.
Расстановка приоритетов
По мнению Константина Оноприенко, руководителя проектов компании Ramax Group, имеет значение, насколько то или иное ИТ-решение критично для бизнес-процессов компании, а также насколько сложна инфраструктура, может ли она быть быстро заменена импортонезависимыми аналогами, критично ли проводить обновление микропрограммного обеспечения и минорных версий ПО, какова степень технической сложности и мультивендорности решения, достаточно ли компании собственных ресурсов и экспертизы либо нужна помощь системного интегратора и т. д. «Стоит выбирать решение «по размеру» компании — в противном случае высока вероятность переплаты за неиспользуемые мощности, как и риска рано или поздно достичь потолка его возможностей. Понятно, что компания развивается, и этот рост можно и нужно закладывать, и здесь возможны два подхода. Первый предполагает чуть более мощное решение, чем то, которое требуется сейчас, — с расчетом задействовать эти мощности в дальнейшем. Второй подход — составить своего рода дорожную карту, предполагающую замену решений на каждом этапе развития. Чтобы просчитать выгоду и риски, также имеет смысл обратиться к экспертам по технологическому консалтингу, поскольку для решения этой задачи требуется серьезный опыт. При выборе решения нужно учитывать и возможность миграции, наличие поддержки, ну и нельзя забывать про совместимость решений и их интеграцию», — заключает Александр Тригуба («Мобиус Технологии»).
Для того чтобы снизить затраты при переходе на российские ИТ-решения, нужно привлечь серьезную экспертизу — лучше всего обратиться к специалистам, которые работали с международными корпорациями до санкций, но при этом хорошо знают и российскую специфику. Они помогут выбрать проверенные решения, подходящие именно для той или иной конкретной среды.
В свою очередь, Евгений Козлов (Inferit) полагает, что успешность выбора ИТ-решения имеет большое значение для конкурентоспособности компании. «У этой задачи много критериев, а потому оценка вариантов решения уникальна для каждой компании: для одних видов деятельности подойдут типовые решения, а для других — только узкоспециальные продукты, — поясняет он. — При выборе решения следует руководствоваться качеством, надежностью, безопасностью, удобством использования и необходимыми функциональными возможностями. Важно, чтобы решение было не только эффективным, но и экономически обоснованным, а значит, надо учитывать стоимость, легкость внедрения и обслуживания. И конечно, важно быть уверенным, что поддержка этого решения внезапно не прекратится».
Экономный переезд
Чаще всего, как показывает опыт, российские заказчики переходят с зарубежных ИТ-решений на отечественные продукты в рамках импортозамещения. Это затратный процесс, однако многих интересует, каким образом можно оптимизировать расходы при переходе на российские продукты и сэкономить бюджет. «Для начала необходимо нарисовать высокоуровневую карту развития ИТ-предприятия с учетом перехода на российское прикладное ПО, — советует Сергей Табулин («Axoft»). — Именно прикладное ПО диктует требования к ИТ-инфраструктуре. Карта должна строиться, исходя из требований бизнеса и регуляторов, и стать основой для трансформации архитектуры ИТ». Следующим важным фактором сокращения затрат, по мнению эксперта, является использование облачных технологий (частные и/или публичные облака) как способа оптимизации ИТ. Также необходима, как говорит Сергей, каталогизация (если она не была сделана ранее) используемых и планируемых к использованию решений в рамках предприятия/холдинга — с целью оптимизации планируемых закупок.
Разумно разделить ИТ-инфраструктуру на две неравные части: новые задачи и наследованную инфраструктуру, зависимую от решений зарубежных вендоров. Под новые задачи необходимо выбирать решения исключительно российских производителей, одновременно постепенно заменяя устаревшую ИТ-инфраструктуру.
Дарья Голованенко (ILINE group) сравнивает миграцию ИТ-инфраструктуры с переездом на новую квартиру. Принципы минимизации расходов здесь должны быть точно такие же. «Переход подразумевает полный перенос всех процессов на новую ИТ-инфраструктуру, и этот процесс отличается от переезда в новую квартиру, когда есть возможность минимизировать стресс, постепенно перевозя коробки с вещами. Переезд же на новое ПО должен быть одномоментным. Единственный вариант минимизировать расходы может быть за счет оптимизации процессов, но это решения подойдет не всем компаниям», — объясняет она.
Сразу несколько способов снижения затрат называет Евгений Доможиров (CESCA). Прежде всего, это поиск альтернативных решений. Необходимо, по его словам, провести исследование российского рынка ИТ-решений и выбрать оптимальное среди предложений российских производителей. Второй подход касается использования открытых и бесплатных решений. «Существует множество открытых и бесплатных ИТ-решений, которые могут заменить платные иностранные аналоги. Такие решения часто позволяют применять смежные решения от разных вендоров, без привязки к кому-то одному», — считает Евгений. В качестве третьего подхода эксперт рекомендует переход к облачным решениям. «Использование облачных решений может снизить затраты на приобретение, установку и поддержку ИТ-инфраструктуры, так как все эти процессы возложены на поставщика облачных услуг», — утверждает он. В-четвертых, это может быть участие в государственных программах инициатив. Государство поддерживает развитие российской ИТ-отрасли и предлагает различные программы инициатив, которые позволяют получать финансовые и другие формы поддержки для развития собственной ИТ-инфраструктуры, напоминает эксперт. Также Евгений советует налаживать партнерских отношения с российскими производителями ИТ-решений. Установление долгосрочных партнерских связей, по его мнению, поможет получить скидки и другие формы льгот при приобретении продукции и услуг. Наконец, это пересмотр бизнес-процессов. «При переходе на российские ИТ-решения необходимо пересмотреть бизнес-процессы и проанализировать возможности их оптимизации с помощью новых решений, что также может привести к снижению затрат», — заключает он.
Преимущество интеграторов состоит в начальных стадиях модернизации. Они намного дешевле и компетентнее, чем внутренние ресурсы, могут провести первоначальный аудит, составить план, предложить конкретные решения по плану и провести работы.
Расширяя кругозор заказчика
Как во всем этом могут помочь системные интеграторы, какая роль возлагается на них в новых условиях? «Системным интеграторам отводится одна из ключевых ролей. Обладая обширной экспертизой и разносторонним проектным опытом, имея представление о существующих трендах, возможностях рынка, применимых проектных подходах и корректной последовательности действий (например, сначала выполнить замену серверного оборудования, затем перенести на него ПО, потом заменить само ПО), они способны помочь оптимизировать бюджет и — что тоже часто очень важно для заказчика — повысить скорость модернизации ИТ», — считает Константин Оноприенко (Ramax Group).
Практически недоступным стало все, что связано с поддержанием работоспособности и актуальности технического состояния оборудования и программного обеспечения западных вендоров. Это требует подключения различных и зачастую очень сложных логистических схем, что безусловно удорожает стоимость владения ранее закупленным оборудованием и ПО.
Сергей Табулин («Axoft») полагает, что системные интеграторы, как и инсорсеры в рамках холдингов, должны помогать своим заказчикам, прежде всего, расширять кругозор. «В первую очередь системные интеграторы должны играть роль консультантов, позволяющих не только решить горящие проблемы, но и расширить горизонт планирования, составлять и обновлять по мере необходимости план модернизации ИТ. Очевидно, растет роль и ответственность компаний-инсорсеров, работающих в периметре холдингов», — резюмирует он.
Опубликовано 28.04.2023
Внедрению должна предшествовать хорошая подготовка: определение стратегии, круга поставщиков, оптимального перечня необходимого «железа» и т. д. Чтобы не наступать на чужие грабли, целесообразно обратиться к компаниям, которые занимаются консалтингом в этой сфере. Они помогут значительно сократить время на поиск оптимального решения и снизить затраты. Это касается не только «железа», но и ПО.