Бизнес-взгляд на информатизацию региона
Объединить все ведомства на одной ИТ-платформе - задача весьма нетривиальная. Об успехах и трудностях, с которыми приходится сталкиваться в деле информатизации государственных ведомств нам поведал Дмитрий Никифоров, председатель Государственного комитета Республики Карелия по развитию информационно-коммуникационных технологий. Встреча оказалась на редкость содержательной. Дмитрий – человек открытый, амбициозный, говорящий прямо. Впрочем, судите сами.
Дмитрий Алексеевич, каким образом вы оказались на том месте, где работаете сейчас?
Назначен на эту должность я был в середине 2014 года. На государственной службе до этого не работал – я пришел из коммерции. Вырос и учился в Петрозаводске, окончил здесь же университет по специальности «прикладная математика/информатика». После этого работал в структурах, которые занимались развитием широкополосного доступа ADSL. Затем был связан с мобильной коммерцией: мы создали с нуля контент-провайдера, который занимался агрегацией любого трафика, сделали свою биллинговую систему для любых платежных инструментов, в том числе и для пластиковых карт. Там я дошел до поста технического директора. Переехал в Санкт-Петербург. Наша компания на протяжении нескольких лет входила в ТОП-3 на рынке. А в конце 2013 года на меня вышли знакомые нашего губернатора, Александра Петровича Худилайнена, и предложили участвовать в конкурсе на должность. Я согласился. Мне хотелось другого опыта руководства – не коммерческого, а именно по службе. Это – другая наука. Мне хотелось научиться новому, проверить себя, «прокачать» свои навыки. Второй мотив заключался в том, что это – родной регион, родной край. Я тесно связан с петрозаводским вузом, лично знаю многих гениальных ребят из города и мне известно о большом оттоке кадров. Многие смышленые ребята едут в Петербург, в Москву и даже в Финляндию. Хотелось именно в Карелии создать такой айтишный фон, чтобы он стал известен на всю Россию. Такие вот амбициозные планы. Написал резюме, несколько раз встречался с Александром Петровичем и его заместителями. В конечном итоге прошел все процедуры и мне сказали: приходи и пробуй. И я пошел.
И как, получилось?
Пока не совсем. Научиться управлять людьми, которые намного старше тебя и, например, долгое время работали в МВД, непросто. Мое руководство говорит, что определенные успехи есть, например, мы выполнили указ Президента в части создания сети МФЦ, но мое мнение, что хвастаться успехами еще рано.
Что входит в зону вашей компетенции?
Сейчас мы полностью отвечаем за МФЦ и все, что с этим связано. А также за все, что связано со СМЭВ – системой межведомственного электронного взаимодействия и соответствующими информационными системами, в нашем ведении перевод услуг в электронный вид, региональный портал госуслуг и официальный сайт Правительства региона. Помимо этого в органах исполнительной власти ведем направление «Защита информации», в котором мы формируем единую политику. У нас под крылом весь электронный документооборот и задача до конца 2016 года перейти на безбумажную работу. Кроме того, развиваем свой ЦОД и хотим централизовать ИТ-инфраструктуру ряда ведомств. Сейчас я занят формированием настолько профессиональной команды, чтобы мы могли прийти к губернатору и сказать: «Мы готовы влезать в планы информатизации во всех ведомствах». Мы готовы создать некий совет директоров или комиссию, которая бы согласовывала планы по информатизации, например в части закупок, проектирования тех или иных информационных систем, и технические задания на различные компоненты. Мы приняли стратегию в рамках развития региональной информатизации и стараемся наметить пути, как нам построить работу со всеми остальными ведомствами в едином русле.
Можно поподробнее о том, что намечено на 2016 год?
В этом году мы плотно работали с рядом ведомств по централизации. Наметили два интересных и больших направления – это «Электронное образование» и АПК «Безопасный город». В настоящий момент Министерство образования и Комитет по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения ждут от нас отмашку о готовности развернуть их информационные системы и компоненты в нашем региональном ЦОД. По сути, это те ведомства, перед которыми поставлено большое количество задач в ИТ, и которые они не могут осилить самостоятельно. Сейчас мы с ними совместно пытаемся реализовать «Контингент» и «Систему 112». По «Контингенту» мы получили федеральную субсидию от Минкомсвязи.
Также, наш Комитет уполномочен на реализацию мероприятия по созданию, эксплуатации и технической поддержке системы контроля безопасности дорожного движения, включающей в себя автоматизированную систему фото- и видеофиксации нарушений ПДД РФ и ЦОД административных правонарушений в области дорожного движения. Я надеюсь, этот проект будет только первым этапом, за которым последует создание Ситуационного центра главы республики, системы видеонаблюдения, весогабаритного контроля и т.д.
С «Системой 112» и фото- и видеофиксацией понятно, а что такое «Контингент»?
«Контингент» – это комплекс информационных систем, предназначенных для учета контингента обучающихся в образовательных организациях различного типа, взаимосвязанных с информационными системами органов государственной власти содержащих персональные данные несовершеннолетних. Сначала она внедряется на региональном уровне, а по завершении обкатки должна быть интегрирована с федеральной системой. Задача в том, чтобы каждая структура образования, которая входит в этот перечень, была представлена в онлайне и могла отправлять информацию обо всех обучающихся в федеральный сегмент. То есть данные по оценкам, посещаемости, связанные с какими-то личными делами, – по сути, это цифровые школьные журналы и дневники. Проект очень большой, потому как в каждой школе нужно внедрить защищенный канал связи, поставить соответствующее оборудование и развернуть вход в систему для педагогов или иных ответственных лиц для внесения информации. А у нас сейчас есть нечто подобное только по нескольким детским садам и школам, да и то лишь в Петрозаводске. В некоторых школах уже есть электронные дневники, но объединенной единой региональной системы нет, все нужно создавать с нуля. Поэтому мы готовим два проекта: «Контингент» – он будет субсидирован Минкомсвязью, а также инвестиционный, рассчитанный на несколько лет, но с реализацией в этом году – «Электронное образование» – в него войдет перечень всех задач, которые стоят перед Министерством образования.
Я правильно понимаю, что есть еще и инвестиционные проекты, которые будут развиваться?
Кроме денег, которые предоставил бюджет, есть несколько проектов, когда приходит инвестор. Сейчас мы рассматриваем не одно предложение, а несколько. Например, проект фото- и видеофиксации на этапе создания и эксплуатации – делается за счет средств инвестора.
Каковы самые большие проблемы в вашей деятельности?
Первая проблема – с так называемой исторически сложившейся структурой ИТ в регионе. Были ведомства и организации до Комитета, которые устанавливали у себя ряд информационных систем и проводили свою ИТ-политику, но делали это все без сертификации и единого стандарта. Теперь, когда строится глобальная региональная информационная сеть, и каждому ведомству нужна уже не одна информационная система, приходится это исправлять. Нужно приводить многие самоделки в соответствие с требованиями по безопасности и остальными требованиями государственной информационной системы. Вторая проблема – нехватка опыта у сотрудников. У нас очень мало ИТ-специалистов, способных обычным языком объяснять Минфину, на что нужны деньги и что эти деньги дадут на выходе. Например, я объясняю, каким образом можно сделать единую программу по ИТ, чтобы сконцентрировать все в одном месте. Для начала можно взять системы правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», потом сделать единый антивирус. То есть чтобы одно ведомство делало закупку и в централизованном месте, например в серверной или ЦОДе, разворачивало тот или иной продукт, а все остальные получали лицензию на местах. Сейчас же получается, что каждое ведомство само решает, какой системой ему пользоваться. Мы провели небольшой аудит, и результаты показывают, что централизованная закупка и обслуживание этих продуктов дает экономию минимум 30%. Но сейчас даже у нас в комитете нет возможности получать полную информацию от всех ведомств. Не горят они желанием делиться этой информацией, чтобы я мог прийти к губернатору с качественным финансово-экономическим обоснованием и предложить: «Давайте это делать в рамках программы оптимизации или оздоровления финансов хотя бы в качестве пилотного проекта?».
С вузами, со студентами как-то сотрудничаете?
Конечно. Во-первых, потому как я сам выходец из Петрозаводского госуниверситета, один из советников губернатора по информатизации – это мой студенческий руководитель курсовых работ. Во-вторых, с ПетрГУ в прошлом году удалось поехать на конкурс «ПРОФ-IT», проходивший в Ханты-Мансийске. Мы там заняли третье призовое место в номинации «IT в образовании». Кроме этого, наш ВУЗ очень сильно помог нам при подготовке концепции региональной информатизации региона. То есть с ВУЗом, он у нас один, все хорошо, но нам не удается привлекать много активно молодых специалистов. Все из-за недостаточного финансирования и конкурентных процедур. Альтруистами они быть не хотят.
Может быть, для них найдется работа в регионе?
В том-то и дело, что работу в регионе они находят сами и эта работа зачастую «не на регион». Кто-то работает на питерские банки, кто-то автоматизирует финские концерны. То, что можем предложить мы, им неинтересно – средняя зарплата программиста на государевой службе около 30 тысяч рублей. В этом направлении хотим заинтересовать структуры бизнеса активнее взаимодействовать с властью, разработать и внедрить такие образовательные программы в школах и ВУЗах, чтобы коммерсанты хотели и могли «выращивать» ИТ-специалистов смолоду и после окончания учебы предлагать им хорошо оплачиваемые должности. Это обоюдная выгода.
Используется ли в госорганах Карелии свободное ПО и каковы планы в этой области?
Да, СПО используется, однако общая его доля довольна мала. Чаще всего это серверные продукты, то есть там, где не происходит прямого взаимодействия с пользователем. Обусловлено это вопросами совместимости различных программ, отсутствием должного технического сопровождения и дефицитом в штате квалифицированных специалистов, готовых сопровождать такие решения. Сдерживающую роль оказывают также требования по информационной безопасности, определяемые законодательством РФ. При этом наш комитет при проведении мероприятий по информатизации в первую очередь рассматривает возможные варианты применения свободного ПО или привлечения ресурсов Петрозаводского госуниверситета для оказания содействия в разработке собственного ПО, которое можно отнести к свободному. Мы планируем и далее развивать работу в данном направлении.
Дмитрий Алексеевич, изменились ли планы в связи с нынешней экономической ситуацией?
Я на все изменения смотрю с оптимизмом, даже на текущий кризис. По сравнению с прошлым годом у нас ситуация даже лучше, несмотря на ситуацию в целом по стране. Например, на нужды МФЦ выделено больше средств – связано это с тем, что он уже начал функционировать в полном объёме и его работникам, а это почти 300 человек, необходимо финансовое обеспечение. Поэтому в этом году нам, обрезав все «хотелки», перевели денег в два раза больше, чем в прошлом. Касаемо программных мероприятий скажу так: если в прошлом году было 18 миллионов рублей, то в этом 24! Мне удалось объяснить, что у нас большое количество задач и нужно больше средств для их реализации. Руководство и местный Минфин понимают, что это важно. Если же сравнивать с 2011-2013 годами, когда меня еще не было, то сейчас конечно деньги небольшие. Но это не повод опускать руки. В голове много идей, а значит возможностей – я верю в успех и буду добиваться результатов любой ценой!
Опубликовано 29.03.2016