Как бизнесу сохранить ИТ–инфраструктуру без существенных инвестиций
В новых реалиях рынка бизнес столкнулся с высоким риском приостановки лицензий на проприетарные решения и их поддержки со стороны провайдеров. Это, в свою очередь, ведет к сложностям не только в развитии сервисов и технологий на базе такого ПО, но и в обеспечении их работы. Быстро найти подходящую замену на каждое решение — задача со звездочкой. Изучение возможностей локальных игроков, проведение тестов и согласование подрядчиков может занять время, а продукты нужны уже сегодня.
В таких условиях альтернативой могут стать универсальные ИТ–решения, функциональность которых позволяет справляться сразу с несколькими задачами. Зачастую они берут свое начало из открытого ПО. На базе таких решений создаются проверенные в промышленном контуре продукты, которые отвечают актуальным требованиям бизнеса: как по скорости и функциональности, так и по безопасности.
Среди доступных на рынке универсальных решений, которые могут помочь бизнесу быстро перестроиться, — in–memory технологии.
In–memory технологии позволяют хранить и обрабатывать данные в оперативной памяти серверов, а не в традиционных базах данных, работающих на жестких дисках. С помощью in–memory можно значительно увеличить скорость работы с информацией — классические базы данных, как правило, нагружаются до 10 тысяч запросов в секунду. Пропускная способность in–memory на порядок выше. При этом технологиями можно пользоваться даже из облака, развернув преднастроенное решение «по кнопке». Глобальный рынок in–memory за 2020 год оценивается в 11,6 млрд долларов, а к 2028 году он должен вырасти в 4 раза.
Хранение данных
Область применения in–memory решений, которая лежит на поверхности, — гибридное хранилище данных как альтернатива классическим базам данных (СУБД). С одной стороны, хранение и обработка информации в оперативной памяти заметно повышает производительность сервисов. С другой стороны, в индустрии есть стереотип, что такой подход не отличается высокой персистентностью и ведет к риску потери данных. На деле это совсем не так.
In–memory технологии начали развиваться на рынке с начала 2000-х, а стремительный рост интернет-сервисов в разных отраслях привел к росту потребности в таких решениях. С их помощью можно обеспечивать дополнительную надежность и сохранность данных благодаря прогрессивным инструментам. Например, репликация позволяет распределить нагрузку между кластерами и обеспечивает дополнительную отказоустойчивость сервисов.
Для работы с простыми и некритичными данными используют асинхронную репликацию. Технология вносит изменения сначала на основном сервере и только потом в его копиях. Это позволяет быстро подтверждать транзакции, так как не требуется, чтобы все копии применили изменения. Она значительно ускоряет процесс записи транзакций на кластер. Если необходима повышенная надежность, в Tarantool, например, реализовали синхронную репликацию. Особенность этого подхода в том, что транзакция не считается успешной до тех пор, пока она не будет записана в несколько реплик. При этом решение уже поддерживает умные алгоритмы, которые позволяют автоматически управлять изменением данных на серверах и снизить нагрузку на команды.
In–memory решения также могут поддерживать дополнительные инструменты для безопасности и надежности хранения данных. Алгоритмы шифрования защищают все ключевые потоки данных — как из внешних источников, так и между несколькими экземплярами СУБД и в процессе репликации. Если возникнут какие–либо ошибки или сбои, можно провести быструю аналитику с помощью расширенного аудита событий. Он позволяет учитывать в журнале операций действия пользователей, работающих с хранилищем, быстро находить некорректные события и устранять их.
Что немаловажно в новых условиях, инструменты in–memory помогают оптимизировать ресурсы бизнеса. В первую очередь, за счет возможности сжатия данных. Так можно сократить размер датасета не менее чем на 15%, освободить дополнительное место на сервере и ощутимо снизить стоимость владения инфраструктурой (TCO).
Ускорение легаси систем
ИТ–инфраструктура крупных компаний формировалась на протяжение последних 10–15 лет. В основе многих из них используются устаревшие решения, что тормозит развитие бизнеса и цифровых сервисов. Нагрузка на системы растет, увеличиваются требования к производительности и скорости сервисов, но устаревшие решения с ней не справляются. Часто такие решения встречаются в автоматизированных банковских системах (АБС), программах для управления бизнес-процессами (ERP) и отношениями с клиентами (CRM), биллинговых и других системах. Полное изменение инфраструктуры может занять долгое время и вызвать перебои в работе систем, не говоря о глобальных инвестициях со стороны бизнеса. В текущих условиях эта задача становится практически нереализуемой.
Многие из корневых ИТ-систем, которым компании пользуются сегодня, были внедрены более десяти лет назад. В то же время бизнес развивает цифровые сервисы для клиентов и сотрудников, которые обращаются к корневым системам за информацией. Устаревшие решения не позволяют быстро обрабатывать и подгружать данные, тогда как пользователи привыкли получать ответ на свой запрос за секунды.
Ускорить работу инфраструктуры можно и без комплексной перестройки корневых систем — с помощью концепции трехскоростных ИТ. Подход предполагает создание промежуточного слоя на базе in–memory технологий между устаревшей ИТ–инфраструктурой и пользовательскими и бизнес-сервисами. Средний слой позволяет хранить и быстро обрабатывать наиболее востребованные данные в оперативной памяти, записывать транзакции и отображать актуальные изменения в приложениях. Таким образом, создается баланс между системами бизнеса, ускоряется развитие цифровых продуктов и снижаются риски на приобретение дорогостоящих, но нерелевантных решений.
Переход к микросервисам
Традиционно пользовательские и бизнес–приложения разрабатывались на базе монолитной архитектуры — это усложняет внедрение новых технологий, управление нагрузкой и тормозит процесс масштабирования. А цена сбоя может оказаться очень дорогой для бизнеса.
Для того чтобы оптимизировать ресурсы и ускорить развитие инфраструктуры, компании переходят к микросервисной архитектуре. Гибкий подход к разработке увеличивает скорость и упрощает проведение экспериментов, повышает устойчивость проекта и его рентабельность для бизнеса. Разрабатывать микросервисы удобно с применением in–memory.
Создание омниканальных витрин данных
При работе с большим объемом источников данных критически важно не только оперативно обрабатывать их и надежно хранить, но и моментально обеспечивать доступ к обновляемой информации — как клиентам, так и команде. К сервису одновременно может обращается большое количество пользователей, что приводит к ситуации, когда не все изменения в базах данных учтены и доступны, а отображаемые данные — корректны.
Обрабатывать поток информации из всех доступных каналов могут омниканальные витрины данных на базе in-memory. При этом технологии соответствуют требованиям ACID и обеспечивают сохранность данных.
Требования ACID:
-
Atomicity или атомарность гарантирует, что транзакция не может быть зафиксирована частично — только полностью или не выполнена совсем; Consistency или согласованность предполагает, что каждая успешная транзакция сохраняет согласованность базы данных;
-
Isolation или изолированность обеспечивает подход, при котором параллельные транзакции не оказывают влияния друг на друга;
-
Durability или надежность гарантирует, что если система подтвердила выполнение транзакции, то внесенные изменения не будут потеряны из-за сбоев.
Технологии обеспечивают полноту и достоверность изменений в базах данных за счет того, что все транзакции записаны, согласованы между собой и надежно сохранены. При этом изменение одних данных не влияет на другие транзакции, что позволяет сократить риск ошибок и поддерживать актуальность информации.
Потоковая аналитика в режиме реального времени
Развивать продукты и бизнес в цифровой среде необходимо на базе аналитики массивов данных в режиме реального времени. Полученные инсайты помогают создавать эффективные маркетинговые кампании, формировать и тестировать гипотезы, принимать решения о стратегических и тактических изменениях. Чтобы реализовать бизнес–подход, основанный на данных, необходимы решения для высоконагруженной обработки и аналитики массивов информации.
In–memory решения хранят и обрабатывают данные в оперативной памяти, ускоряют доступ к ним, поддерживая их актуальность. Все это критически важно для аналитики в режиме реального времени.
Несмотря на турбулентное время, на российском рынке есть решения, с которыми работают высоконагруженные системы компаний из разных отраслей: финансов, ретейла, телекома и других. На смену проприетарному ПО приходят универсальные технологии, функциональность которых позволяет покрывать больше задач, не увеличивая инвестиции в ИТ–инфраструктуру. Одной из таких технологий являются in–memory решения.
Опубликовано 28.10.2022