Как автоматизировать продажи в пищевом бизнесе: опыт Русагро

Логотип компании
Как автоматизировать продажи в пищевом бизнесе: опыт Русагро
Новый проект по внедрению CRM стал основной цифровой трансформации бизнеса в дивизионе Промышленные Жиры. Начался он с глубокого аудита и анализа всех процессов в дивизионе.

Производство и продажа промышленных жиров – одно из крупнейших направлений компании «Русагро». У отдела продаж дивизиона промжиров более 5000 В2В-клиентов по всей стране, каждый день заключаются десятки сделок.

До реализации проекта было много «ручной» работы. Из-за этого при таком количестве заказчиков неминуемо возникали сложности. Была велика роль человеческого фактора при выборе сделки, скорость обработки заявок была низкая, что приводило к потере заказов. Необходимо было создать автоматизированную систему, которая, принимая во внимание все многообразие факторов, в каждый момент времени будет выдавать оптимальный результат.

Совместно с компаниями Axenix и OmniLine было внедрено новое решение. С чего все начиналось, как проходила реализация проекта и каких результатов уже удалось достичь компании — рассказываем в нашем кейсе.

Предпосылки проекта

Масложировое бизнес-направление в Русагро — это результат слияния холдинга с ТД Солнечные Продукты. И в свое время у ТД Солнечные Продукты было несколько СRM, они внедрялись на разных этапах, но по разным причинам не прижились.

Новый проект по внедрению CRM стал основной цифровой трансформации бизнеса в дивизионе Промышленные Жиры. Начался он с глубокого аудита и анализа всех процессов в дивизионе. В результате были выявлены ключевые драйверы роста и факторы, ограничивающие реализацию возможностей, разработаны сценарии и целевые модели оптимизации внутренних процессов и процессов взаимодействия с клиентами.

Ключевая цель внедрения новой CRM — повысить эффективность работы отдела продаж и маржинальность сделок. В рамках проекта нужно было решить ряд задач:

1. Минимизировать потери времени и риск ошибок при подготовке коммерческого предложения.

Региональный менеджер обеспечивает для клиента сервис одного окна 24/7, от первого звонка до выхода с производственной линии клиента реальной продукции. Он связующее звено между клиентом и технологами сопровождения Русагро, со службами логистики и транспорта, с финансовой службой. На специалиста возлагается много сложных задач: он не только формирует коммерческое предложение, а работает по формуле «поддержка клиента 360».

При этом только при подготовке коммерческого предложения клиенту региональный менеджер должен был вручную учитывать разнообразные категории клиентов, систему торговых политик и правил, ограничения по производству, что усложняло и замедляло процесс работы. Поэтому первоочередной задачей было создание автоматизированной системы, которая принимала бы во внимание все многообразие факторов. Фактически у региональных менеджеров из рабочего арсенала был только документ Excel и несколько систем внутреннего документооборота, которые позволяли формировать и согласовывать коммерческое предложение для клиентов.

Необходимо было автоматизировать эти работы, чтобы снизить человеческий фактор, уменьшить количество ошибок и ускорить принятие решений. И, что очень важно, высвободить время продавцов на целевое общение и взаимодействие с клиентом.

2. Предоставить менеджерам возможность сравнивать потенциальные сделки и выбирать наиболее перспективные.

Для принятия решений была необходима глубокая аналитика по воронке продаж с наглядной оценкой потенциала по объему и прибыльности сделок, на каком этапе реализации они находятся, почему и какие из них могут быть отклонены.

Потенциальные сделки сравниваются на основании экономических составляющих: объем, цена, маржинальность, период действия. Работая с этими параметрами, менеджер по продажам понимает, какая сделка для него сейчас наиболее эффективна, так у него есть возможность видеть логистические затраты, себестоимость и итоговую маржинальность. На этом этапе, общаясь с клиентом, менеджер может повышать или снижать цену.

При этом в одном окне у менеджера есть несколько цен: вводимая им вручную, минимальная рекомендованная и цена, рассчитанная искусственным интеллектом, с которой (на основе расчетов) можно выиграть эту сделку. Есть несколько этапов процесса согласования: он зависит от того, насколько цена близка к минимальной рекомендованной цене (МРЦ). Если цена сделки ниже, чем МРЦ, то согласование будет долгим. Если цена равна или выше МРЦ, то согласование будет коротким. МРЦ — это цена. которая подразумевает максимальную маржинальность для продаж.

3. Создать новую модель сегментации клиентов.

База клиентов насчитывает более 5000 организаций и необходимо реализовать новый подход к сегментации, так как в зависимости от того, к какому сегменту относится тот или иной клиент, строится дальнейшая политика взаимодействия, ценообразования и сервиса клиента. Модель сегментации является многофакторной и включает в себя классические параметры, такие как статус контрагента по виду деятельности: дистрибьютор (посредник) или переработчик (конечный клиент).

При этом переработчики напрямую заинтересованы в качестве продукта, технологической поддержке и разработке индивидуальных рецептур. А дистрибьюторам важны скорость доставки, наличие продукции на складе, маркетинговая поддержка. Дальше сегментация усложняется: по размеру бизнеса, по лояльности, по оценке потенциала, по маржинальности за определенный период. Из этих сегментов складываются когорты, и в итоге система должна подсказывать маркетинговую стратегию к каждому сегменту реализовывать, какого клиента о каких акциях оповещать.

Читайте также
В Правительстве РФ готовится очередной национальный проект, получивший название «Средства производства и автоматизации». На его реализацию выделяется более 300 млрд рублей. Цель – предоставить дополнительный ресурс для развития российских промышленных предприятий. По словам Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дениса Мантурова, одним из трех основных направлений, на которых будет сосредоточено внимание, станет развитие робототехники.

4. Увеличить глубину проработки клиента.

Менеджеру нужно иметь контакты как можно большего числа ЛПР в организации клиента. CRM-система должна содержать в себе подобные данные и помогать реализовывать стратегию Account Based Marketing.

Этапы проекта

  • Весь проект был разделен на 4 большие части (MVP). Каждая является независимой и внедряется в промышленную эксплуатацию сразу после разработки. С ней уже начинают работать в реальных условиях, пока проектная команда разрабатывает следующее MVP.

  • В рамках каждого MVP работа команды была разбита на несколько этапов: аналитика, техдизайн, разработки прототипа или шаблона, внедрение, гиперподдержка и go life. На этапе go life сотрудники сами работают с системой и тем функционалом, с которым работала проектная команда. Один из этапов называется гиперподдержка потому, что на поддержку пользователей мобилизуется большая часть проектной команды, которая 24/7 работает с пользователями.

  • Параллельно со всем этим есть другие активности, которые требуют внимания: управления коммуникациями, ожиданиями, требованиями, рисками. Постоянно приходится информировать, что происходит, проводить статус встречи, держать всех в курсе того, как проект развивается.

  • Важнейший этап — интеграция. CRM — основная система, в которой работают продавцы, а продажи — основной процесс в компании. Также к ней подключаются не менее важные процессы маркетинга. Происходит интеграция с более чем 20 системами: 1С, документооборотом, сайтами, с системой хранения справочной информации. В дальнейшем будет реализована интеграция CRM с системой интегрированного планирования производства.

  • На этапе глубокой разработки этого проекта у нас добавился еще один важнейший инфраструктурный проект: шина данных. Любая компания, которая имеет в своем ландшафте такое большое количество информационных систем, нуждается в таком инструменте. Все системы "общаются" на разных языках, а шина — это универсальный переводчик. Когда количество интеграции возрастает, шина просто необходима, чтобы все четко работало.

Как завершается проект

Проект сейчас находится на завершающей 4-й стадии: происходит автоматизация маркетинга, а также интеграция с системой планирования.

Маркетинг. Внедряются инструменты, позволяющие стандартизировать систему и увеличить скорость обработки лидов, искоренить упущенные лиды.

Система планирования. В этой части заработает механизм согласования сделок с учетом производственных ограничений.

Результаты проекта

  • Автоматизирован процесс согласования цен и исключен ручной труд.

  • На 50% сократилось время обработки заявок.

  • На 15% выросло количество заявок от клиентов.

  • Средняя скорость оформления одного коммерческого предложения меньше минуты.

  • В 1,5 раза выросла скорость создания коммерческих предложений.

  • Настроена и развивается система сложной сегментации всех клиентов.

  • Рост клиентской базы составил х2 к запланированному.

  • Отсутствуют упущенные лиды.

  • Отказоустойчивость: система справляется с очень высокой нагрузкой по количеству транзакций и опыт 2022 года показал, что система обладает высокой надёжностью.

Опубликовано 28.10.2022

Похожие статьи