Константин Калинин: Данные на службе у государства

Логотип компании
О том, какие задачи стоят перед Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации,об уровнях цифровизации регионов, федеральном проекте «Государство для людей» мы поговорили с руководителем АЦ Константином Калининым.

Во время пандемии мы убедились в том, что данные способны спасать жизни, позволяя правительствам, предприятиям и местным органам власти эффективно обмениваться информацией. И сегодня значение данных трудно переоценить: теперь они рассматриваются как важный фактор эффективности и экономического роста страны, играют центральную роль в предоставлении ряда государственных услуг — от решения каждодневных проблем до улучшения цифровых сервисов для граждан. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации занимается оперативным информационно-аналитическим сопровождением и экспертной поддержкой деятельности Правительства Российской Федерации по основным вопросам социально-экономического развития страны. На сегодняшний день он является одной из ведущих организаций в России, занимающихся сбором и аналитикой данных на государственном уровне. О том, какие задачи стоят перед АЦ, об уровнях цифровизации регионов, федеральном проекте «Государство для людей» и многом другом мы поговорили с руководителем Аналитического центра Константином Калининым.

Какие достижения вы хотели бы отметить за последние годы?

Достижения Аналитического центра — это результаты нашего труда, воплощенные в решениях правительства и помогающие сделать жизнь в нашей стране лучше. Понимаю, что звучит довольно пафосно. но на самом деле это так и есть. Наша задача — мониторинг текущей ситуации, предупреждение возможных рисков, предложение мер, которые помогут их избежать. Мы постоянно держим руку на пульсе, видим, что происходит в экономике, как реализуются национальные проекты.

В феврале 2021 года начал работу Координационный центр Правительства Российской Федерации. Он обеспечивает взаимодействие федеральных министерств и ведомств, регионов и организаций в реализации приоритетных задач и проектов, которые определены президентом и правительством страны. А наш Аналитический центр, в свою очередь, осуществляет организационно-техническую поддержку его деятельности. По сути, это новый формат работы правительства. Деятельность Координационного центра построена на современных цифровых технологиях, анализ ситуации происходит с использованием большого количества данных, учитывается множество факторов, в том числе реальные мнения людей — так называемая обратная связь.

Какие аспекты экономического развития наиболее важны для правительства?

В правительстве не разделяют направления экономического развития на более или менее важные. Все компоненты системы одинаково значимы. Задача поддержать стабильный поступательный рост экономики, обеспечить достойный уровень жизни граждан остается неизменной. И пока, даже с учетом сложной геополитической обстановки, это удается.

Константин Михайлович, вы работаете с аналитикой. ИТ-директора компаний говорят, что не хватает отечественных аналитических систем — таких, которые нужны именно им, и с BI-системами огромная проблема.

Осенью прошлого года мы на своей площадке организовали и провели "Битву BI" - шоу-фестиваль российских BI-решений и успешных кейсов для госсектора. Компетентное жюри выбрало 9 победителей в различных номинациях, а всего участников было более 30. Так что решения есть. Мы, конечно же, заинтересованы в поиске лучших программных продуктов, но при этом, естественно, смотрим в первую очередь на отечественные.

Используете ли вы в работе технологии искусственного интеллекта?

Мы занимаемся вопросами развития и применения искусственного интеллекта, но в своей работе пока отдаем предпочтение интеллекту и аналитическим способностям наших сотрудников.

Но сейчас все современные производства строятся на данных. А объять весь растущий объем данных, проанализировать его без современных инструментов, на мой взгляд, невозможно.

Есть простые элементы автоматизации, те вещи, которые ускоряют процессы. Я ни в коем случае не отказываюсь, не говорю, что ИИ — это плохо. Наоборот, это здорово, это нужно. Он очень хорошо проявил себя в период ковида, когда запустили процедуру оценки КТ-снимков. При ежедневном анализе тысяч этих снимков глаз врача, что называется, замыливается, а система ему подсказывает, чистые легкие у пациента или уже с очагами.

Или использование снимков земли с БПЛА. Их надо сшить между собой, что очень трудоемко. Искусственный интеллект это позволяет делать. Более того, когда ты делаешь повторные снимки, особенно космические, ИИ сразу видит различия. Это важно в дальнейшем для сельского хозяйства, эксплуатации земель. И здесь огромную помощь оказывает искусственный интеллект.

Расскажите о том, как развивается федеральный проект «Государство для людей».

Чтобы подробно рассказать об этом проекте, нужно дать отдельное большое интервью. Постараюсь кратко обозначить основные моменты. На самом деле это очень полезный и важный проект, и он касается буквально каждого из нас — ведь каждый из нас попадает в различные жизненные ситуации и общается по их поводу с органами власти.

Во-первых, что такое «государство для людей», о чем этот проект? Это новая культура взаимодействия государства, граждан и бизнеса. Взаимодействие государства с людьми, то есть решение определенных проблем в определенных жизненных ситуациях, должно происходить просто и быстро. В идеале присутствие государства должно быть максимально незаметным. Но для этого культуру такого взаимодействия нужно менять, а иногда и создавать с нуля. В ее основе — принцип клиентоцентричности, то есть четкий ориентир на потребности конкретного человека и возможности государства эти потребности удовлетворить.

Задача Аналитического центра — помочь органам власти, министерствам и ведомствам, разобраться, что такое клиентоцентричность и для чего она нужна в их работе. Для этого сформулирована система ценностей, которая лежит в основе клиентоцентричного подхода, и разработаны стандарты клиентоцентричности — набор требований, предъявляемых к взаимодействию государства и человека, государства и бизнеса, а также к взаимодействию с внутренним клиентом.

Самое главное и, наверное, самое сложное — изменить культуру и мышление государственных служащих. Чтобы это сделать, нужно создать условия. Во внешнем контуре требуется обеспечить удобное и логичное федеральное и региональное законодательство, которое будет разумно регулировать деятельность органов власти, не создавая ненужных барьеров. Ну и конечно, нужно меняться изнутри. Регламенты, инструкции и прочие документы, определяющие поведение и алгоритм действий чиновника, должны быть ориентированы на ценности клиентоцентричности.

В Аналитическом центре действует Центр разработок «Государство для людей» — одно из ключевых звеньев реализации проекта.

Читайте также
Несмотря на то что российским компаниям удалось выстоять в условиях санкций и ухода западных вендоров, ситуация остается непростой, а до подлинной технологической независимости далеко. Но проблемы решаемы, и последовательное движение в сторону импортозамещения обязательно даст результаты, убежден Максим Степченков, совладелец компании RuSIEM.

Пилотный проект был запущен в декабре 2021 года. На начальном этапе к нему присоединилось всего несколько федеральных органов исполнительной власти и регионов, но достаточно быстро список участников стал расти, причем в инициативном порядке с их стороны.

В течение 2022 года шла работа на федеральном уровне. Все ведомства утвердили дорожные карты по внедрению клиентоцентричности, состоялось обучение для руководящего состава, созданы специализированные лаборатории пользовательского тестирования услуг и сервисов.

В текущем году осуществляется переход от экспериментального режима к планомерной работе по внедрению клиентоцентричности в федеральных органах власти. Круг участников расширяется — в 2023 году принципы клиентоцентричности будут внедряться на региональном уровне. До конца года там должны быть разработаны соответствующие дорожные карты.

В России функционирует несколько лабораторий пользовательского тестирования. Это новаторская история для государственного сектора. Раньше такие лаборатории работали только в коммерческих организациях. Первые государственные лаборатории открылись на площадке нашего Аналитического центра в декабре 2021 года. Кстати, по оснащению они не только не уступают, но иногда и превосходят аналогичные лаборатории коммерческих организаций. Испытания, проводимые в лабораториях, позволяют оценить удобство госуслуги на каждом этапе ее получения. Ведомства сами обращаются с просьбой дать оценку удобству получения услуг, за которые они отвечают.

Обратная связь вообще играет важную роль в проекте. Она помогает не только предлагать реально востребованные, нужные гражданам и бизнесу меры, но и проводить оценку эффективности и результативности их реализации. Например, в 2022 году, когда правительство разрабатывало меры поддержки граждан и бизнеса, были опрошены около 15 тысяч представителей бизнеса и населения во всех регионах страны. То есть решения о полезности тех или иных мер поддержки принимались не умозрительно в высоких кабинетах, а основывались на реальном мнении тех, для кого они, собственно, и разрабатывались.

Почему все-таки, на ваш взгляд, такая разница между цифровизацией регионов, казалось бы, близких по другим каким-то вещам?

Здесь многое зависит от человека, а конкретнее - от главы региона. Есть настоящие драйверы, у которых и бюджеты могут быть небольшими, но при этом всё, что называется, летает. А есть вялые в этом смысле регионы, где руководители, например, ссылаясь на низкую плотность населения, говорят о том, что затраты на создание сетей сотовой связи, без которых, как мы понимаем, невозможна полноценная цифровизация, не окупятся.

Но всё-таки цифровизация – это процесс, без которого современное развитие просто невозможно, поэтому ей уделяется такое большое внимание руководством страны. И вообще сейчас всё идет к тому, чтобы разрабатывать единые продукты, которые можно было бы тиражировать в регионы.

Что такое Система взаимодействия проектных офисов? Есть ли сегодня проблемы с межведомственным взаимодействием?

Одна из основных проблем межведомственного взаимодействия — это огромное, просто колоссальное количество информации, вопросов, проектов. В какой-то момент их полноценный учет, реализация и контроль стали невозможны. Система взаимодействия проектных офисов (СВПО) была специально разработана для повышения эффективности взаимодействия участников проектной деятельности, исключения элементов бюрократии и концентрации на предметной работе. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации участвовал в ее создании. СВПО эксплуатируется с апреля 2022 года, то есть уже год. И за это время мы смогли убедиться, насколько взаимодействие с ее помощью стало удобнее, прозрачнее и проще. Сроки решения вопросов сократились, а качество работы повысилось.

Система развивается, дополняется новым функционалом. Например, если на начальном этапе это было базовое ПО, дополненное уникальными для государственных органов управленческими практиками, то в дальнейшем в Системе появились инструменты для проведения опросов, для совместной работы с документами. Летом прошлого года реализовано второе направление использования СВПО — автоматическое формирование инцидентов, связанных с нарушениями хода исполнения федеральных проектов, и их обработка ответственными проектными офисами. Теперь СВПО выдает актуальную информацию о выявленных инцидентах и одновременно предоставляет возможность оперативно определить причину их возникновения. А уже на основе этой информации наши специалисты выявляют закономерности и проблемы, которые могут приводить к неоднократному возникновению схожих инцидентов, проводят углубленный анализ выявляемых проблем и предлагают меры, направленные на их разрешение.

Какова, на ваш взгляд, роль социальных медиа в обществе?

Игнорировать присутствие социальных медиа в нашей жизни, в жизни общества и страны в целом, невозможно. А как известно, если что-то невозможно предотвратить, то это надо возглавить. Поэтому государство сегодня уделяет большое внимание социальным сетям и активно работает и с ними, и в них.

Во-первых, соцмедиа — это прекрасный источник получения обратной связи. Через социальные сети, блоги и форумы видно, какие существуют проблемы, вопросы, как люди реагируют на те или иные действия властей. Это инструмент социальной диагностики и социального прогнозирования. Это возможность предупреждения социально-политической нестабильности. Чуткая власть, если она хочет слышать людей, сегодня не может игнорировать информацию, которая находится в социальных сетях.

Аналитический центр работает с соцмедиа и предоставляет правительству собранную там и детально проанализированную информацию для принятия необходимых решений. И здесь важнейшим вопросом становится верификация данных. В АЦ стекается множество информационных потоков — обращения граждан на «Госуслуги», поисковые запросы, данные социологических исследований и многое другое, и все это позволяет нам проверять информацию и дополнять ее благодаря большому количеству источников.

Цифровизация — это когда можно одним нажатием пальца получить доступ ко всему необходимому. Записаться к врачу, попасть в любое ведомство, но, с другой стороны, как бы получается, человеку не спрятаться, не скрыться, то есть он полностью прозрачен.

Я думаю, во-первых, не нужно бояться. Но для этого всё должно быть прозрачно, понятно и гарантированно безопасно. Человек должен быть уверен: государство гарантирует, что те данные, которые он предоставил, никуда не уйдут. Месяца два назад решили, что будет создан единый оператор по биометрическим данным и все данные будут храниться только у него, больше нигде. Никто другой не будет иметь права накапливать биометрические данные.

Читайте также
Межсетевые экраны следующего поколения (NGFW) все шире используются российскими компаниями для защиты от атак и вторжений. О том, как развивается это направление ИБ-продуктов и какие тенденции сегодня заметны на этом рынке, нам рассказал менеджер по развитию компании UserGate Александр Луганский.

Многие в ИТ столкнулись с нехваткой квалифицированных кадров. Знакома ли вам эта проблема?

Достаточно зайти на сайт Аналитического центра, и вы увидите, какое количество вакансий у нас открыто для «айтишников». Люди приходят, мы с ними беседуем. Но, честно скажу, нам нужны действительно классные специалисты, так что берем только одного из десяти, наверное. Словом, проблема есть, как и у всех.

Что вы можете посоветовать молодым профессионалам, работающим с аналитическими данными в государственных структурах?

Молодым аналитикам, которые работают в госструктурах, я хочу прежде всего пожелать удачи в их нелегком труде. Степень ответственности там очень высока.

Настоящих профессионалов, которые понимают специфику такой работы, умеют правильно работать с данными и готовить качественную аналитику, не так уж много. Зачастую технологии развиваются быстрее, чем учебные заведения успевают готовить новых специалистов. Поэтому многому приходится учиться в процессе работы. Но тем ценнее такие специалисты. И двери Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации всегда открыты для тех, кто хочет связать свою профессиональную судьбу с аналитикой и работой в государственном секторе!

Опубликовано 01.06.2023

Похожие статьи