Восемь дырок или Познай себя сам
Попытки классифицировать человечество предпринимались с незапамятных времен. Еще Гиппократ разделил людей на четыре группы, взяв за основу темперамент – физические и психические особенности человека. Время не стоит на месте и нынешнее поколение психологов предлагает более развернутые характеристики личности, используя новые системы и методики. Об одной такой системе мы побеседовали с психологом, автором тренингов Михаилом Бородянским.
Что такое «Система Психологических Векторов»? На чем она основана?
В основе «Системы Психологических Векторов» лежит теория петербургского психолога Виктора Толкачева.
Человек взаимодействует с окружающим миром посредством отверстий на своем теле. У каждого из нас есть 8 отверстий, которые обладают различной чувствительностью, заданной еще при рождении, как, например, цвет волос и цвет глаз.
Кто-то лучше слышит, а кто-то лучше видит. Но в общем чувствительность отверстий определяет в человеке все: состояние здоровья, характер, наиболее успешные и неуспешные сферы деятельности, сексуальную активность, человека как управленца и как подчиненного, социальные качества – начиная от общественной лояльности до способности влиять и т.д.. и т.п. Например, по тому, как человек покупает что-то, можно о нем сказать все: какой он в сексе, в питании, в общении и т.д. Таким образом, у каждого в той или иной степени развит особый так называемый «вектор». Почему вектор? Потому что свойства отверстий складываются. Одновременно проявлять себя могут и все восемь, но каждый вектор имеет свою величину. Самые большие — ведущие — векторы определяют поведение; человек всегда будет начинать действовать согласно этому направлению. Но если вектор не ведущий, это не значит, что каких-то качеств в человеке нет, они просто могут быть скрыты. Вот такая ситуация наиболее опасна. Мы судим о человеке по главному вектору, а он на самом деле может нам подложить свинью. Например, мы считали человека «добреньким», а он после увольнения сажает жучки, портит документы… Поэтому надо ориентироваться на наибольшие векторы, но учитывать все.
Дабы не шокировать многоуважаемую читательскую аудиторию «телесными» терминами, мы будем называть психологические векторы «цветными» именами. Людей с ярко выраженным уретральным вектором мы условно назовем «Красными», с обонятельным – «Фиолетовыми»,тех, у кого сильно развит зрительный – «Зелеными», «слуховики» будут «Синими». Людей, у которых превалирует оральный вектор определим «Желтыми», кожный – «Оранжевыми», мышечный – «Черными», а анальный – «Коричневыми». Давайте подробно рассмотрим каждый из векторов.
Можно ли определить вектор, например, по манерам, по поведению человека?
Да. «Красный» стремится к свободе во всем, ему сложно носить галстук, даже застегнуть верхнюю пуговицу на рубашке для него проблема. У него характерные жесты и позы власти. Например, он сидит за столом так, что весь стол занят; лежит на кровати так, что вся кровать занята. Для яркого представителя «красного» типа характерна демонстрация «это все мое». Он занимает пространство. Это лидер, властный, энергичный, не умеет подчиняться. Работа для таких людей – то место, где должны быть какие-то отношения, должна бурлить энергия. Отношения такого мужчины к женщине всегда имеют сексуальный подтекст. Не имеющая сексуальной привлекательности женщина никогда не сможет стать его партнером, соратником и т.д. То же самое, кстати, относится и к женщине-руководителю: подчиненные мужчины должны быть для нее сексуально привлекательны. Получается некое смешение ролей, женщина занимает двойственную позицию. «Красные» – люди с повышенными сексуальными потребностями, им сложно быть моногамными. Их семья — это место, где им хорошо и комфортно, но семейные ценности они ставят далеко не на первое место. Женщины такого типа карьеристки, они часто отдают своих детей на воспитание бабушкам, сестрам и т.д. Они не кукушки, просто в семье им не интересно.
Для «Красных» главное — свобода, управление, власть, адреналин, самореализация. Красный вектор – катализатор развития и роста. Если он сильно выражен, то такие люди становятся знаменитыми. Вообще же в жизни «Красных» постоянно чередуются пики и спады. На пике (а этот период, как правило, короткий) человек может создать блестящий проект, сделать какое-то открытие. Но затем наступает длительный период спада, в худшем случае — депрессия, алкоголь. Такие люди не доводят дела до конца, загоревшись в начале, они быстро теряют интерес. Им свойственен невроз достижения цели: когда то, к чему они стремились, осуществлено, накатывает тоска.
Какие профессии характерны для этого типа?
Управленцы, политики, спасатели, военные. Это или волк-одиночка, или вожак стаи. В ИТ-сфере это люди-креативщики. Коллектив может биться над какой-то проблемой довольно долгое время, но вот появляется «уретральник», и в один миг находит оригинальное решение. Как для разработчика для него важен свободный режим работы, любые ограничения глушат его потенциал.
Профзаболевания вызываются прежде всего неумением равномерно расходовать энергию. Человек выплескивается на пике, а из состояния спада его вывести очень сложно, остается только ждать, пока он «очнется».
Перейдем к следующему вектору. Что собой представляет «Фиолетовый»?
Для «Фиолетовых» главное – не высовываться. Они не стремятся к видимой власти, одеваются неприметно – в общем, подсознательно делают все, чтобы слиться с фоном. Но это - серые кардиналы. Те, кто реально управляет компанией. Обладая великолепной интуицией, «фиолетовый» никогда не стремится к первым постам в организации. Его роль должна была бы называться «тайный советник», если бы такое допускало штатное расписание. Ведь именно он, прекрасно разбирающийся во всех тонкостях человеческих душ, может подкинуть руководителю в нужный момент нужную мысль, совершенно не претендуя на ее авторство. Они властвуют исподтишка, на совещаниях их никто не замечает. Они молчуны, но могут коренным образом повлиять на принятие решения, в нужный момент вставив два-три нейтральных слова, причем позже никто не вспомнит, от кого исходила инициатива.
Как завоевать расположение серого кардинала?
Увы, никак. Для таких людей важен прежде всего запах партнера, причем, для него не существует «плохих» и «хороших» запахов, поэтому никогда невозможно предугадать, понравится ли тот или иной человек «Фиолетовому». Если аромат другого человека привлечет «Фиолетового», то он будет строить с ним и сотрудничество, и жизнь, и секс. В противном случае любое взаимодействие исключено. Причем, человек скорее всего не отдает себе отчета в том, что его выбор зависит именно от запахов.
Он никогда ничего не говорит прямо, фразы строит уклончиво: «может быть, скорее всего, не исключено»... Еще одно интересное качество — абсолютная злопамятность. Допустим, случайно этому человеку сделали маленькую гадость, потом заметили, извинились, он простил, все расслабились. Но с «Фиолетовым» расслабляться нельзя: он никогда никого и ничего не прощает, и пусть даже через десять лет, но он припомнит, особенно если нанесенная обида была связана с работой.
Сексуальный потенциал у людей этого типа невысок, но напрямую зависит от степени привлекательности запаха партнера.
Лояльность «Фиолетовый» сохраняет до тех пор, пока его интересы совпадают с интересами фирмы, бизнеса, партнеров. Как только интересы разошлись, он становится разрушителем. Хорошо, что таких людей мало!
Бывают ли «фиолетовые» CIO?
Практически нет.Таким людям противопоказана должность CIO, поскольку ИТ-директор – это прежде всего консолидатор. Но все бывает. Следует учесть, что собрать команду и мотивировать персонал «Фиолетовому» легко, поскольку он хорошо разбирается в людях, знает, кого и чем заинтересовать. «Красный» призывами и лозунгами собирает людей под свои знамена. А наш «серый кардинал» все про всех знает, все замечает, осуществляет тотальный контроль за всеми, и в результате получается эффективное (хотя и не прямое) управление. И еще он обладает великолепным чутьем. Если вы заметили, что из организации вдруг стали увольняться «фиолетовые», то не стоит задерживаться здесь и вам. А если вы и есть руководитель этой фирмы, то пора готовить запасной аэродром. Из всех опасных ситуаций в жизни «фиолетовый» всегда убегает первым.
Расскажите про тех, чье главное оружие «слух», т.е. в вашей классификации - «Синих». Какие они?
Внешне сутуловатые, с глубоко посаженными глазами (часто полуприкрытыми), «беспозвоночные», с наушниками, как будто всегда в полусне или нирване – это «Синие». Но в голове этой «сомнамбулы» постоянно идет напряженная творческая работа.
Они, между прочим, и составляют основную массу «айтишников». Это самая умная категория людей, для которых на первом месте стоят звуки (клавиатуры, кулера, колонок). Если голос партнера им неприятен, то контакта не будет. Но, в отличие от высокомерного «Фиолетового», «Синий» снисходителен. Он мудр, хорошо знает жизнь и людей и относится к ним не свысока. Он неконфликтен, никогда не станет выяснять отношения. Этот молчун слушает и думает, а в результате получается качественный продукт. Такому человеку можно поручить серьезную разработку, и контролировать его нет необходимости: он будет трудиться не торопясь, постоянно и упорно, даже может заменить собой целую команду. Правда, для этого ему нужен свободный режим работы (как правило, это «совы», и приход на работу к 9-ти утра для них сродни подвигу), полное погружение в себя и тишина вокруг, только тогда рождается нечто. А руками что-то сделать «Синий» не способен. Да и в обыденной жизни эти люди довольно беспомощны. Посадить дерево, построить дом – это точно не их поле деятельности.
А как насчет «родить сына»?
Потребность в душевном контакте у них превышает сексуальную потребность. Если у «Синих» возникают чувства, то они горят внутри, снаружи заметить это невозможно, причем, не только на работе, но и дома. Вообще говоря, «Синих» с тремя детьми, как правило, не бывает. Это «Красные» горазды размножаться.
С «Синими» тяжело общаться, потому что от них невозможно получить обратную связь. Они не станут ничего объяснять или доказывать, не станут обмусоливать однажды сказанное: кто хотел, тот услышал.
Чистые «Синие», конечно же, не управленцы. Но если у «Красного» также развит и слуховой вектор, то это самый идеальный вариант. Здесь интеллект, харизма, мудрость, напор... Конечно, «Синий» с его умом смог бы придумать, как заставить людей работать, но он этим не занимается, обычно он выше этого, но, как мы уже говорили, не высокомерен, и в отличие от «Фиолетового» ничего не разрушает, не делает подлостей и вообще внутри очень добр.
В вашей системе есть те, кто придают особенное значение внешней стороне предметов, отношений и явлений. Те, у кого сильно развит зрительный вектор. Расскажете о них?
С удовольствием. «Зеленые» — люди очень впечатлительные. Это классические экстраверты. Им можно продать все, что угодно, завернув это в красивую упаковку: они сразу влюбляются во все, что «блестит». Им кажется, что за внешней привлекательностью скрываются внутренние достоинства. Понятно, что они поэтому часто ошибаются. Они доверчивы и мыслят категориями «красиво — некрасиво», причем оценивают так не только то, что видят, а все подряд: красивый запах, некрасивый поступок…
«Зеленые» добрые, деликатные, внимательные, часто занимаются благотворительностью, заботятся об окружающих подчас даже больше, чем о себе. Они нуждаются в похвале. Причем, для них часто характерна такая ситуация: «Мариванна, Вы у нас самая красивая женщина, самая умная, самая замечательная. Теперь будем работать без выходных и бесплатно!». И она ответит: «Ну что ж, надо так надо!» Т.е., «Зеленый» готов работать просто за похвалу. Такой вот синдром отличника.
Это ведь свойственно и «Красному» – синдром отличника?
Нет, ему надо быть первым. Отличником или хулиганом – неважно, главное – первым. Они не подстраиваются под окружающих. «Надо учиться на пятерки!» – «Кому надо? Зачем надо?» А «Зеленому» очень важно мнение окружающих. «Хорошая девочка, садись, пять» — и это не про школу, а уже про взрослую жизнь. Быть «хорошей девочкой», быть «правильной», доброй… «Зеленому» сложно кого-то уволить, если он занимает руководящие позиции. Обычно он перепоручит это кому-то другому, или обставит все так, что человек будет счастлив, что его вот так увольняют — столько респекта, отзывы, благодарности… А все просто потому, что «Зеленый» боится кого-то обидеть.
А что в отношении полов?
Сексуальный потенциал «Зеленых», так же как и «Синих», чаще всего невысок. Им более важны охи-вздохи. «Зеленый» тут ведет себя как девочка Мальвина. Увидел – и влюбился. А потом снова увидел – Ах! – снова влюбился. Вообще они далеки от секса. Для них отношения полов – это театр, природа, взгляды и вздохи, цветы, шоколады, прикосновение рук, но не постель. Помните, в фильме «Где находится нофелет?» мужчина видит любимую женщину в трамвае и боится подойти. Это как раз типичный «Зеленый». Какой там секс?!
Пойдем дальше. Поговорим о тех, у кого основной коммуникативный орган – рот. Кто такие «Желтые»?
Если говорить об «Желтых», то понятно, что они умеют вкусно готовить и любят хорошо поесть. Они умеют красиво говорить, причем хорошие вещи. В ситуации мозгового штурма или на презентации чего-либо они чувствуют себя как рыба в воде. Но когда все обсудили, обо всем переговорили, «Желтый» считает, что выполнил свою задачу и пора идти обедать. К конструктивной деятельности такой человек не способен в принципе. Пить чай, кофе, поесть, поговорить…
Однако же этот тип способен «симулировать» «Красного», он умеет из себя строить лидера, причем получается иногда очень похоже. «Я вас приведу в великое будущее, я соберу прекрасную команду. Вы мне верите?» Все готовы рвануть вперед, а он говорит: «Вы идите, а я пока пообедаю». И все. Но до этого момента он очень похож на «Красного». «Желтый» — душа любой компании, он солнышко, он согревает. Он очень креативный, ничего не забудет – но это в начале. Потом он нужен только для поддержания боевого духа.
То есть, не для конкретной работы?
Абсолютно. Я бы сказал, вообще не для работы. Он может очень по-разному продавать одни и те же товары каждый день, но не может делать одно и то же. Он был бы идеальный продавец, если бы умел слушать. Но он не умеет, его самого слишком много. А покупатель любит, когда его слушают...
Как же можно использовать «Желтого» в бизнесе?
Для генерации идей, в том числе управленческих. «Красный» не может долго поддерживать такую производительность, как «Желтый». «Желтый» предлагает, предлагает, и так, и сяк... А «Красный» должен выбрать из этого самое ценное. «Желтый» держит хорошее настроение коллектива. Когда все совсем плохо, появляется он и говорит, что солнце светит, вот я тут с вами — и все поехало, все закрутилось, снова все работают. Он поднимает дух компании. В практической деятельности бесполезен, хотя может продать что угодно или убедить в чем угодно. Красиво расскажет, что наше лучше, чем то. Он не вредный, но может напрягать своей болтовней и отнимать время. Зато разрушить не способен. Если команда должна развалиться, он это может ускорить, но не более того. Он хороший. Солнышко.
Есть у нас еще кто-нибудь?
Еще бы, трое осталось! Вот «Оранжевый», он общается с миром через кожный покров. Человек жесткой логики, правил, долга, ограничений, обожающий деньги, счет. Прекрасные математические способности, логика, но отсутствие креатива. Может по заданному алгоритму сделать качественную работу, она будет выполнена точно и в срок. Соблюдает все договоренности. Мотивируется деньгами, бесплатно ничего делать не станет. Живет по графику, всегда приходит без опозданий, уходит без задержки.
Отношения он тоже часто строит на материальной основе: ты — мне, я — тебе. Брак по расчету, секс по расписанию. Человек долга, лояльный до наступления значимой суммы. Я честный, я для своей компании, никаких откатов. Но у любого «Оранжевого» есть та сумма, перед которой он не устоит, вся лояльность сразу сойдет на нет. Это можно было бы назвать продажностью, но это, скорее, примат денег.
«Оранжевые» — это те европейцы, которые понимают, что в отношениях мужчины и женщины все должно учитываться. Если женщина пошла за мужчиной, она понимает, что за это должна отдать. Все четко, по графику, расписано, посчитано.
«Оранжевый» не альтруист. Он неплохой заместитель руководителя: за собой повести всех не способен, но может проконтролировать работу всех отделов, не даст им развалиться. Во временное отсутствие «Красного» лидера «Оранжевый» продержит всю команду, но не более того. Хотя это тоже важная функция.
Внешне это классический педагог с его жестами. Он знает, как жить, и готов всех этому учить. Обожает давать советы, всех строить и дрессировать, дома и на работе.
Могут ли такие люди быть директорами?
Могут, но с ними сложно работать. Жесточайшая экономия — на скрепках, на софте… Покупка чего-то более дорогого только тогда, когда это принесет материальную выгоду и окупится с лихвой. Скупы на зарплату. Обожают манипулировать окружающими с помощью порицаний. «Оранжевые» прекрасно умеют держать кассу, хорошие бухгалтеры, в отличие от мотов «Красных», которые не ведут счет деньгам и готовы все разбазарить,.
А кого трудно представить себе в роли CIO?
Реже всего в ИТ можно встретить «Черного». Это человек очень здоровый, очень лояльный, очень порядочный, очень исполнительный. И никакой руководитель. Он сделает то, что скажут. Любит монотонную, не требующую мыслительных усилий работу. Он явно не из ИТ-сферы, но хорошо носит, хорошо передвигает что-то… С другой стороны, это командный тип. Он никогда ни за какие деньги не продаст фирму, не подведет своих коллег. Он управляемый, идеальный подчиненный. Человек, способный много лет стабильно работать на одном месте — если вокруг него ничего не меняется.
Если мышечный вектор является добавкой к какому-либо другому, то очень интересная вещь получается. Работоспособность поражает! Но иногда «Черный» начинает тупить: не понимает простых вещей, не может сдвинуться с места. Если такого человека оставить в покое, то он снова вернется за работу, но если на него давить, то он съедет с катушек совсем. Многие «мышечно-слуховые» мужчины нашли себя в спорте. Интеллектуальная деятельность, обучение — это не для них. «Черные» бывают агрессивными, могут так послать энергию (не обязательно бить мордой об стол), что человек сам к стене прижмется. Не умеют принимать решения. Избегают ответственности, избытка информации. Они — производители материальных ценностей, они руками делают что-то. Иногда встречаются руководители «красно-черного» типа, вот они часто тормозят.
В сексе хороший, да-а… Но однообразный. И если «Красный» это целый лунапарк, то «Черный» — старое доброе колесо обозрения (крутится медленно и всегда в одну сторону). Любит стабильность, женщин выбирает по образу и подобию своей мамы.
Остался последний вектор. Чем он характерен?
«Коричневый» — честный, лояльный, справедливый, очень правильный. Перфекционист. Все доводит до конца, поэтому вот он как раз хорош на последней стадии реализации проекта. «Желтые» накидали идей, «Красные» выделили главное, «Синие» творили, «Зеленые» помогали, а когда все было сделано, подключился «Коричневый». Он все проверит – чтобы все было выполнено правильно, чтобы никаких глюков... Но на ранних стадиях его участие в процессе совершенно неуместно: он долго думает, сомневается, все по многу раз взвешивает. «Коричневый» ставит точку, потому что иначе не может. И его надежность в данном вопросе весомее, чем «Черного».
Это идеальный заместитель. Для лидера ему не хватает темпа и харизмы. Но как буфер между бегущим вперед «Красным» и командой он незаменим. В многозадачном режиме он работать не может, но со стековыми делами справляется идеально.
Внешне такой человек флегматичен, но поговорка «в тихом омуте черти водятся» — про них. Если его удастся раскрутить на секс, то он покажет высокие результаты. Правда, ждать этого придется долго: неделя на поцелуй, месяцы на секс, годы на брак. Просто потому, что он медленно стартует. Интимные отношения никогда не будет выставлять напоказ. И только очень близкие люди знают, что в на самом деле этот тихоня — ого-го!
«Коричневый» - хороший друг. Может работать в команде или один. Если в коллективе ему комфортно, то он будет общительным. В противном случае немногословен и замкнут, погружен в себя. Обожает таблички, структурированные документы. Тяга к порядку и чистоте проявляется и в одежде, и в речи (кстати, абсолютно грамотен), и на рабочем месте. Поскольку «Коричневый» в принципе не способен жить в беспорядке, он отличный систематизатор.
Все это очень интересно. А как руководителю, в нашем случае ИТ-директору распознать и учесть все эти векторы при подборе команды?
Есть специальные курсы, литература, сайт. Нами выработана хорошая система тестов, но она применима только в том случае, когда человек готов быть достаточно искренним. Тесты позволяют выявить и скрытые векторы. Обычно мы говорим о двух-трех ярко выраженных направлениях. Но каждый вектор может быть не только в какой-то степени заложен в человеке, но и в какой-то степени реализован. Может быть заложено много, а реализовано мало. Например, «Красный» реализовавшийся — это яркий лидер. Нереализовавшийся — алкоголик в депрессии, не способный ни на что, годами лежащий на диване и неспособный подняться. Вытащить его из этой ямы может только психолог. Так что любой вектор может быть позитивным и негативным, скрытым и явным. Человек может сам не подозревать о своих особенностях. Вот разобраться с этим как раз и помогает тестирование. Человек может научиться использовать свои векторы и гармонизировать их в себе. Все желающие могут попробовать определить свои векторы с помощью нашего теста Толкачева-Бородянского. http://www.psy8.ru
Если перед нами стоит задача создать команду, мы должны грамотно расставить людей. «Красный» — лидер, он начинает. На завершение процесса ставим «Коричневого». «Черному» поручаем рутинную работу. «Желтого» используем для генерации идей и поддержания боевого духа. «Оранжевого» можем бросать на разные участки — кроме старта, главное — грамотно его мотивировать (материально). «Синим» предоставляем гибкий график.
Есть векторы более и менее совместимые, а есть жесткие пары. «Красный» трудно сочетается с «Коричневым». Также не смогут взаимодействовать друг с другом «Фиолетовый» и «Оранжевый». Первый на интуиции, второй на логике:
— Я так чувствую.
— А ты мне объясни логически, как это ты так чувствуешь!
Зато «Фиолетовый» хорошо совместим с «Синим», с «Желтым», может легко договориться с «Черным». Удачными можно назвать также сочетания «Желтого» и «Красного», «Черного» и «Коричневого»
Какие векторы должны быть особенно развиты у самого CIO?
Обязательно «обоняние» и «слух», т.е. «фиолетовый» и «синий» векторы — это признак ИТ-сферы. Ну и «красный» как качество руководителя.
***
Конечно, в коротком интервью сложно охватить все важные аспекты Системы векторов. Более подробно описание 8 типов можно прочитать на указанном сайте. Но, безусловно, самое интересное и полезное в этой теории — ее практичность. Ведь намного важнее получить ответ на вопрос «Что с этим делать?» - как общаться с разными векторами: дома и на работе, в партнерских и конкурентных отношениях, в стабильной и критической обстановке. Как мотивировать разных людей на эффективную работу, как помочь им достичь максимальной продуктивности. И, что не менее важно, как предвидеть поведение человека в нестандартной ситуации, обладая минимумом информации о нем. Стоит отметить, что Система векторов позволяет человеку достичь гармонии, прежде всего, с самим собой, а это особенно ценно для CIO – в условиях регулярного стресса и постоянной нехватки времени.
Опубликовано 27.07.2017