«IT Диалог» ‘2017. Часть I
С каждым годом информационные технологии все активнее внедряются во все сферы жизни общества, в том числе и в государственном секторе. Электронное правительство, интеграция информационных систем, внедрение современных методик управления, информационная и физическая безопасность граждан – эти и другие вопросы обсуждались на IV Всероссийском форуме «IT Диалог», который проходил в Санкт-Петербурге в середине июня. Руководители профильных министерств и ведомств из регионов России рассказывали о своих подходах к формированию информационного общества, называли проблемы, которые препятствуют продвижению передовых технологий, и предлагали обсудить пути их решения. Традиционно журнал IT Manager выступил генеральным информационным партнером «IT Диалога» ‘2017.
Проекты Санкт-Петербурга
Первым в пленарной части форума выступил Иван Громов. Не так давно он возглавлял Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга, а сегодня отвечает за жизнь и благополучие одного из важнейших исторических районов города – Петроградского района, поэтому ряд пилотных проектов проходит проверку временем сначала именно здесь. По словам Ивана Громова, ему очень помогают навыки, полученные на предыдущем посту. В частности, именно взаимодействуя с жителями, он инициирует новые проекты, в том числе по созданию «Умного района». Так, запущенная здесь система позволяет держать под контролем все жизненно важные точки района: состояние коммуникаций, уровень воды в Неве и других водоемах, потенциальные очаги возгораний и иных чрезвычайных происшествий, а также генерировать отчеты об их ликвидации в режиме онлайн.
Презентация председателя Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Дениса Чамары была посвящена цифровым трансформациям в городской среде. «Мы поставили во главу угла основного потребителя наших услуг – гражданина, и поэтому главный критерий эффективности нашей работы – положительный отклик петербуржцев», – подчеркнул он.
Не секрет, что любая инновация в сфере автоматизации вынуждает преодолевать целый ряд барьеров, основной из которых – несовершенство нормативно-правовой базы и низкий уровень цифровой грамотности не только среди населения, но и внутри госструктур. «Устоявшиеся принципы работы госорганов приходится ломать, при этом одновременно повышая заинтересованность населения в цифровизации госуправления», – сказал Денис Чамара.
Следующий барьер – недостаток ресурсов – преодолевается путем кооперации с бизнесом и создания государственно-частных партнерств. И наконец, еще одна проблема – отсутствие концепции развития цифрового общества. Рассказывая об инициативах, реализованных Комитетом по информатизации и связи за прошедший год, Денис отметил проект в сфере здравоохранения, назвав его приоритетным для Санкт-Петербурга: он позволяет гражданам пользоваться электронными сервисами городских медучреждений. В его рамках сделано многое: от усовершенствования «Личного кабинета» до интеграции различных систем. Выросло количество граждан, записывающихся на прием к врачу дистанционно.
Рассказал Денис Чамара и о внедрении электронной медицинской карты (ЭМК), представляющей собой комплекс данных о состоянии здоровья пациента и назначаемом ему лечении, которые хранятся и обрабатываются в электронном виде. Это дает возможность вести централизованный реестр пациентов и истории их обращений в медучреждения региона. В задачи Комитета по информатизации и связи и Комитета по здравоохранению входит довести объем использования ЭМК в медучреждениях до 75% (с сегодняшних 34%). Уже сейчас более 90 млн результатов лабораторных исследований в год передаются через сервисы городской интеграционной платформы здравоохранения города. «Наша разработка высоко оценена Минздравом и сообществом информатизаторов здравоохранения и легла в основу электронного обмена для лабораторных исследований на Федералном уровне и некоторых регионов», – сообщил Денис Чамара.
Не менее сложное направление работы Комитета – развитие электронных видов образования. ГИС «Комплексная автоматизированная информационная система каталогизации ресурсов образования Санкт-Петербурга» охватывает широкий круг учреждений. Одна из уникальных разработок – сервис защиты персональных данных – позволяет сегментировать локальные сети для обработки как открытой, так и закрытой информации. В настоящее время им оснащено 140 объектов. Благодаря внедренным средствам защиты информации стало возможным установки в образовательных организациях систем контроля доступа и оплаты питания. По словам Дениса Чамары, многие родители активно используют этот сервис для контроля за детьми, в частности отслеживания их прихода/ухода в школу.
Следующая тема доклада касалась строительного комплекса: за прошедший год создан строительный портал, вовлечено в систему 11 ведомств, и сегодня бизнес может получить через нее 24 электронные услуги.
Далее председатель Комитета по информатизации и связи остановился на развитии портала «Наш Санкт-Петербург», созданного для оперативного взаимодействия жителей с исполнительными органами государственной власти. Если в начале работы на портал можно было обратиться по проблемам ЖКХ и благоустройства, то теперь темы портала стали намного шире: нарушения в сфере торговли, строительства. Портал позволяет решить многие проблемы намного эффективнее и оперативнее, чем при обращении в различные инстанции. Сегодня ресурсом пользуются свыше 60 тысяч петербуржцев.
Поделился Денис Чамара и опытом автоматизации кадрового учета в госорганах, в том числе отметил инвестиционный портал, который получил высокую оценку на ПМЭФ ‘2017. В завершение презентации он предложил участникам форума обсудить точки соприкосновения для создания единой концепции развития регионов.
В ходе доклада также был затронут вопрос создания аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Эта задача является одной из приоритетных задач в субъектах Российской Федерации и ей была посвящена отдельная секция в работе Форума.
День выборов
Заместитель директора департамента проектов по информатизации Минкомсвязи РФ Даниил Сорокин рассказал об обеспечении функционирования каналов и средств связи в период подготовки и проведения в 2018 году выборов Президента Российской Федерации, а также единого дня голосования 10 сентября 2017 года. Государственная автоматизированная система «Выборы» представляет собой программно-аппаратный комплекс и включает в себя центральную избирательную комиссию, избирательные комиссии в субъектах России. «ГАС “Выборы” предназначена для того, чтобы провести оперативный, объективный и точный подсчет голосов. При этом она должна работать без сбоев», – подчеркнул Даниил Сорокин.
Общая координация мероприятий по подготовке к выборам осуществляется Минкомсвязью, а контроль за работой операторов будет вести Роскомнадзор. Раньше при возникновении проблем со связью сначала запрашивали территориальную избирательную комиссию, затем выходили на уровень субъекта, в ЦИК, и на каждом этапе приходилось долго объяснять, что именно не работает. В итоге информация доходила до технических специалистов Минкомсвязи в искаженном виде и зачастую невозможно было установить причины сбоев. Сейчас во многих регионах уже созданы единые точки компетенций, где специалисты смогут оперативно разобраться с каждым обращением.
«Посмотрите внимательно, как у вас отстроены система ответственных, система информирования, потому что предстоит очень оперативно принимать меры по устранению проблем, одновременно ставя в известность вышестоящие органы», – подчеркнул Даниил Сорокин, обращаясь к аудитории.
Панельная дискуссия
Самые сложные темы государственной информатизации были вынесены на панельную дискуссию, в которой приняли участие руководители комитетов и министерств Калининградской, Челябинской, Кировской, Ленинградской областей и Республики Мордовия. Модераторы Юрий Захаров и Юрий Шойдин задавали острые вопросы, провоцируя собравшихся на откровенный разговор.
Известно, что государственные системы работают с персональными данными огромного количества граждан. Нужно ли тратить бюджетные деньги на строительство государственных ЦОДов или можно пользоваться облачными сервисами? Как правильно передавать эти данные в облачный дата-центр? А если необходимо перенести данные к другому оператору? На сегодняшний день нормативно-правовая база не может однозначно ответить на эти вопросы. По мнению участников дискуссии, пробелы законодательства мешают переходу в облака, хотя экономическая целесообразность такого шага вполне очевидна. В то же время в Республике Мордовия проблему работы с данными частично решили – власти смогли построить государственный ЦОД уровня TIER 4, где разместили все информационные системы. А вот по всей России в ближайшее время строительство таких ЦОДов не планируется – в первую очередь из-за высокой стоимости.
Не осталась в стороне и все более актуальная в последнее время тема импортозамещения. По мнению одного из участников дискуссии, импортозамещение начинается с элементной базы: есть производитель конкретного чипа – с ним и идет работа. Но их, производителей, пока единицы, поэтому даже многие АПК «Безопасный город» построены на импортных продуктах. Конечно, программное обеспечение написано российскими разработчиками, но без «железа» система работать не будет. Насколько это безопасно, сказать сегодня трудно. К тому же стоимость нашей элементной базы гораздо выше импортной.
Для решения вопросов взаимодействия госорганов соседних регионов, например Санкт-Петербурга и Ленинградской области, было предложено объединить усилия по интеграции информационных систем.
«Наша задача – обеспечить устойчивое развитие экономики Российской Федерации, – сказал министр информационных технологий и связи Кировской области Александр Зорин. – Сегодня регионы имеют различный уровень бюджетной обеспеченности и, соответственно, различный уровень развития ИКТ». Цифровое неравенство в первую очередь бьет по жителям страны. По словам министра, необходимы единые решения, внедряемые как базовая платформа во всех регионах. К слову, в Кировской области разрабатывается системная доктрина, в которой будут отражены подходы ко всем тратам в сфере ИКТ. Это должно исключить дублирование расходов.
(Продолжение в следующем номере)
Опубликовано 27.07.2017