Как чинить организации

Логотип компании
Как чинить организации
Если не хочешь, чтобы получилось «как всегда», не делай «как обычно»
Если не хочешь, чтобы получилось «как всегда», не делай «как обычно»

Я начну с одной истории. Крупная фирма в кризис решила "поджать косты". Дело житейское и полезное. При перетряхивании всего и вся, было решено отказаться от одного сервисного подразделения. Частая, кстати сказать, ситуация. Вокруг так много говорят про аутсорсинг, что постоянно появляется желание что-то туда «отдать». Под флагом «не ключевых компетенций». Какое нибудь ИТ или бухгалтерию или распределительный центр или транспорт. 
  
Соответственно, для "сохранения прибыли компании" и "удержания зарплаты сотрудников основного бизнеса на должном уровне" подразделение было целиком сокращено. Вместе с сотрудниками, многие из которых проработали в фирме по 10-15 лет. С сотрудниками "договорились", чего-то им заплатили, с точки зрения формальных правил все было сделано в рамках закона. Прошли годы. Вновь принятые сотрудники даже не в курсе, что такое подразделение когда-то было. Однако, с момента этого события, лояльность ВСЕХ сотрудников фирмы упала "в ноль". И, хотя прошли годы, лояльность к фирме не восстановилась. Люди не задерживаются, причем не только «в полях», но и в штаб-квартире.

Причем, с точки зрения менеджмента, как его преподают в бизнес-школах, все сделано правильно. По науке. Только побочный эффект от лечения оказался страшнее болезни.

Таких ситуаций – много. Потому что, кроме сознательного пласта, которому посвящены бесчисленные MBA, мини и микро MBA, тренинги личностного и не личностного роста, штабеля книг о «Маркетинге по Котлеру» и «Маркетинге не по Котлеру», организации обладают мощным коллективным бессознательным. 

Любой психолог знает, что пытаться бороться с бессознательным, это пустая трата сил. Договориться – еще можно, если умеешь сделать так, чтобы оно тебя услышало. А бороться – бессмысленно. Можно сколько угодно настраивать контур управления, но если бизнес для владельца не бизнес, а способ доказать своему отцу, что он умный мальчик... или своей жене, что он не барыга, а высокотехнологичный бизнесмен... или это способ справиться с чувством вины... контур управления не поможет. Потому что ни какой бизнес не возместит тепла, недополученного в детстве и бессмысленно этого желать. Организация, к примеру, может не развиваться просто потому, что ее когда-то создавали, чтобы обеспечить сытую старость владельца. А развитие – это всегда риск. Или потому, что создавалась, чтобы доказать кому-то, что умеешь вести бизнес лучше. И организация всегда будет второй, потому что обогнав – она потеряет смысл существования. Я уж не говорю, что остается только молиться, чтобы лидер не помер в турбулентности бизнеса. Иначе придется последовать за ним.

Такие вещи надо видеть, чтобы не совершать ошибок самому и не оказываться в ошибочных организациях и бизнесах.  И тогда я решил, что этому, пожалуй, можно научить. Если суметь как-то помочь отстраниться от привычного взгляда.  Системный взгляд, это вообще взгляд извне, взгляд сверху. Мы всегда можем увидеть нашу организацию целиком. Это просто вопрос высоты над уровнем моря.

И мы решили организовать обучение менеджменту в горах. Например, в Фанских. В самых красивых горах планеты Земля. Первая двухнедельная экспедиция улетает туда девятого августа. Ишаки с солнечными батареями, лекции и семинары на берегу Аллаудинского озера, рядом с тем местом, где нашел свою лампу Аладдин. В общем… присоединяйтесь, пара мест еще есть http://www.facebook.com/events/252649114879376/
За 14 дней пройдет 14 серьезных 2-х часовых тренингов-семинаров. Для меня, как для ИТ-шника, это вообще вызов. Ишаки с солнечными батареями, пикопроектор и  все такое прочее. Ну и отдых. Под сенью шелковицы, под которой сиживал один из самых результативных и эффективных менеджеров в истории, сам Ходжа Насреддин. Это хорошее место для того, чтобы преодолеть ментальные барьеры и узнать что-то новое. 

Следующая экспедиция  25 октября – горная Каппадокия, страна необычная и загадочная http://www.facebook.com/events/118822248319263/

Это для тех же, кому «лучше бы на море» и «на две недели не оторваться». Программа покороче, но потом можно будет «добрать» знаний в Питере. 
Каппадокия – это вообще уникальная часть Турции, в которой почти нет туристов. Там мало кто был, от Стамбула надо лететь на самолете. Особая вулканическая порода и геологическая история придали этой местности совершенно инопланетный вид. Правда там, где будем мы – не будет моря. А там где море, не будет нас. Но все одно, это цивилизованное место, с гостиницами и дорогами. И октябрь – пожалуй, лучшее время, когда солнце уже не прожигает насквозь, а все, что могло поспеть и попасть к нам на стол – поспело и попадет.

Опубликовано 21.05.2013