Celebrate diversity!
Самой популярной книгой всех времен и народов является, безусловно, Библия. Свою я купил еще в последний год существования СССР на базаре за 25 рублей (пол тогдашней стипендии или четверть зарплаты молодого специалиста). Времена наступали капиталистические, хищнические, бесстыдные, и надпись прямо на обложке о том, что миллион (!) экземпляров этого издания специально предназначен для бесплатного распространения на территории русскоязычного мира, никто даже и не заклеивал. Библия лежит на тумбочке в любом американском мотеле и вообще практически повсюду в христианском мире (одна только Gideons распространила более 80 млн бесплатных копий – помните битловскую “Rocky Racoon”?)
Второе место по популярности в разное время занимали очень разные авторы. Королева детектива Агата Кристи. Айн Ренд с ее «Атлантом». Создательница Гарри Поттера Джоан Роулинг. Ну и так далее – произведения интересные, понятно, англоязычные, но несравнимые, с позволения сказать, с лидером хит-парада.
Джорж Лукас как-то в интервью рассказал потрясающую историю. После ошеломительного успеха его первых «Звездных войн», еще в 1970-е, к нему обратились лидеры ведущих медиа США с предложением… провозгласить новую религию. Вы уже догадались, вероятно, что речь шла о джедаизме. Ситуация вовсе не такая анекдотическая, как звучит. Во-первых, несмотря на благоразумный отказ Лукаса стать новым Христом, последователи джедаизма и так существуют.
Из «Википедии»: «В феврале 2003 года были подведены окончательные итоги переписи, в результате которых обнаружилось, что сторонников новой религии в Великобритании даже больше, чем буддистов или иудеев (0,8%)».
Даже в России некоторое количество наших экстравагантных сограждан указало в анкетах последней переписи населения в 2010 году, что они джедаи (наряду с эльфами, хоббитами и прочими), – указало, воспользовавшись свободой писать что угодно в соответствующей графе (или это была графа «национальность»? В общем, без разницы. Это ведь проходит не по разряду «национальность» или «вероисповедание», а по чудачествам и отклонениям).
Во-вторых, примеров новых религий, возникших в последнее время, тоже не один и не два. Из тех, что могут вспомнить, наверное, и совсем не интересующиеся вопросом, – сайентология Рона Хаббарда, имеющая много миллионов сторонников (из тех, что у всех на слуху, Том Круз и Джон Траволта, последний даже снял по роману Хаббарда фильм «Поле битвы – Земля» с собой в одной из главных ролей), и растафарианство (тут я промолчу). Были примеры и в XIX веке (бахайская религия – замечательный садово-храмовый комплекс в Хайфе), ну и так далее.
Так что дело может оказаться не совсем безнадежным.
Однако на пути подобного развития событий стоит относительно недавний феномен информационного общества. Общества, в котором потоки распространения информации настолько широки, что узурпация их в руках каких бы то ни было медиакорпораций, политических объединений, групп интересов и т. д. становится попросту невозможной.
Ни одна идея в современном мире, даже такая мощная, как религиозная, не может получить нужное доминирование, чтобы стать новой доктриной, – в отличие от времен зари человечества.
Другой пример на эту же тему будет из экономики. Логика поведения большого бизнеса в совсем еще недавние времена (скажем, до 80-х годов XX века) емко укладывалась в одну фразу: “The winner takes it all” («Победитель получает все»). Достаточно войти в топ чего-то там мирового бизнеса, и львиная доля – твоя (речь идет, замечу, именно о существенной доле ВСЕГО рынка). Одной корпорации, конечно, этого не достичь (по причине антимонопольного законодательства), но небольшое их количество – по пальцам одной руки – вполне может делить заметную часть всего пирога. Так вот, это правило понемногу начинает давать сбои. Нет, в области высоких технологий, где капитальные вложения колоссальны, рынок в конце концов приходит к олигополии, а то и дуополии (производство жестких дисков тому яркий пример). Но вот другое интересное наблюдение – от интернет-магазина amazon.com, который начинал, как вы помните, с продажи книг. Обнаружилось, что по мере роста ассортимента существенная часть общего пирога доходов приходится не на долю нескольких абсолютных бестселлеров, а смещается в область огромного количества книг совершенно разной направленности от большого числа средне- и малопопулярных авторов. (Любители математики знают, что это выражается как «хвост Гауссианы», который, в зависимости от параметров, может вносить либо незначительный, либо, наоборот, существенный, как в нашем случае, вклад в площадь под кривой.)
Мир бесконечно разнообразен и, что еще более важно, сам подталкивает к созданию нового, доселе не существовавшего. Если вам не нравятся существующие автомобили – создайте новый. Напишите книгу в жанре, в котором никто не писал ранее. Не подходит браузер – берите исходные коды, все доступно, и пишите свой. Форкайте что угодно на GitHub-e, от игр со свободными движками до полноценных операционных систем. Никто не гарантирует успеха, но интерес и дерзкая попытка всегда приветствуются. На начальном этапе – даже и деньгами всяких венчурных фондов.
Celebrate diversity, если коротко.
Опубликовано 02.05.2017