Практика для будущих нефтяников
Автор
Григорий Рудницкий
На данный момент завершен первый этап проекта. Созданы специализированные аудитории «Надежность российских нефтепроводов» и «Инновационная профессорско-преподавательская»
В Российском государственном университете нефти и газа имени И. М.?Губкина на кафедре «Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов» компания R Style реализует проект по созданию Центра «Виртуальные системы магистральных нефтепроводов» (ЦВСМН). Пока завершен первый этап проекта, и о том, что уже сделано, и что еще предстоит, мы беседуем с Денисом Яцкевичем, заведующим лабораторией кафедры.
Как происходил процесс выбора решения и его исполнителя?
Прежде всего мы должны сказать спасибо ОАО «АК «Транснефть», которое финансирует реализацию всего проекта со-здания на кафедре такого Центра. Для практического воплощения проекта мы стали знакомиться с аналогичными ИТ-решениями, развернутыми в других вузах. Такой анализ помог нам понять, что нам нужно, а что нет, как сделать то, что хочется именно нам. Мы предполагали, что конкурс могут выиграть интеграторы из Топ 20, которые имеют квалификацию в широком перечне ИТ-систем, опыт реализации подобных проектов, а также все необходимые лицензии ФСТЭК и ФСБ, поскольку вопросы информационной безопасности для нас принципиальны. Кроме того, нам интересны интеграторы, готовые вкладываться сами, — ведь расходы не всегда прогнозируемы. Отмечу, что к качеству выполняемых работ подрядчиком и уровню последующего расширенного сервисного обслуживания у нас высокие требования, и не каждая компания способна их выполнить. Например, для критически важного оборудования нам необходима гарантия на 7–10 лет. Сроки выполнения работ у нас очень короткие и за их нарушение мы налагаем штрафные санкции. Выполненную работу у нас принимает комиссия, в состав которой входят ИТ-эксперты. Все это гарантирует нам достаточно высокий уровень результата. По результатам проведенного тендера подрядчиком стала компания R Style. По итогам завершения первого этапа проекта мы с удовлетворением можем отметить, что R Style обладает всеми нужными для нас компетенциями, чувствуется их опыт работы по реализации аналогичных проектов.
Что сделано к сегодняшнему дню и что предстоит?
На данный момент завершен первый этап проекта. Созданы специализированные аудитории «Надежность российских нефтепроводов» и «Инновационная профессорско-преподавательская». Реализованы преподавательские рабочие места, закончено оснащение специализированных аудиторий. Далее проект будет развиваться в соответствии с планом мероприятий университета, согласованным с ОАО «АК «Транснефть».
В частности, в аудитории «Надежность российских нефтепроводов» планируется подготовить 34 рабочих места, установить серверные мощности, систему виртуализации, усилить контур информационной безопасности, внедрить полноценную систему дистанционного обучения и аттестации. В ближайшее время специализированные аудитории «НПС (нефтеперерабатывающая станция. — Г. Р.) — эксплуатация и реконструкция» и «Оптимизация трубопроводного транспорта нефти» будут автоматизированы и включены в единую информационную среду. Расширится единая выделенная сеть, предполагается установить оборудование IP-телефонии и интегрировать с системой видеоконференцсвязи, появится подсистема записи лекций, совещаний и переговоров. Сейчас со¬здана возможность для установки серверных мощностей с системой виртуализации для поддержки НИОКР больших программных комплексов, имитирующих сложные технологические цепочки и требующих повышенных вычислительных ресурсов. Всего мы планируем включить в единую информационно-вычислительную среду не менее восьми аудиторий и сделать это с помощью ОАО «АК «Транснефть».
Что представляет собой решение с технической точки зрения?
С точки зрения ИТ, мы получили законченное спроектированное решение для всего Центра «Виртуальные системы магистральных нефтепроводов». Созданные специализированные аудитории оснащены аудиовидеоподсистемами, способными выводить изображение на видеостены с любого ПК в любой комбинации в многооконном режиме. Звуковое сопровождение может подаваться с любого ПК и с системы микрофонов, предназначенных для проведения совещаний и участия в сеансе видеоконференцсвязи. Управление всем процессом может выполняться администратором комплекса с любого ПК, на котором установлено соответствующее ПО.?Каждое рабочее место преподавателя оснащено веб-камерой и динамиками, позволяющими участвовать в онлайновых конференциях и проводить дистанционное обучение. Также есть возможность совместной работы с документами и ведения чатов по тематикам. Можно подключать гостевые ноутбуки и беспроводные устройства по сети Wi-Fi. Реализованы проводная и беспроводная цветная печать, сканирование документов на любой ПК, USB-носитель или на любое внешнее устройство — тоже посредством Wi-Fi. Сеть оптимизирована для передачи видеотрафика. Кроме того, внедрена подсистема информационной безопасности, которая предотвращает вторжение извне и разграничивает права доступа. В специализированной аудитории «Надежность российских нефтепроводов» помимо всего этого внедрен дополнительный функционал — беспроводная микрофонная система и интерактивная панель, при помощи которой можно вести лекции и презентации, сохраняя все исписанные доски в виде PDF-файла или отправляя нужные страницы на печать одним нажатием клавиши. На эту панель также можно выводить любые картинки и видео, и не просто выводить, а с помощью стилуса вносить в них примечания либо редактировать любые документы или управлять всем аудиовидеокомплексом и другими устройствами. Сегодня уже действует функционал «учитель-ученики», когда изображение и звук с ПК преподавателя отображаются не только на видеостене, но и на любом ПК, включая удаленные ПК в других специализированных аудиториях, что позволяет подсоединяться участникам, находящимся в других помещениях.
Какие особенности вашего решения вы могли бы назвать?
Нам требовалось найти оптимальные решения с точки зрения размещения ИТ-оборудования, удаленности помещений друг от друга, комфортности и безопасности работы преподавателей и студентов и к тому же предусмотреть допустимый уровень шума, электромагнитного излучения и температуры. Кроме этого, оказалось, что разместить все оборудование в одном месте невозможно как технически, так и финансово, ведь создание единой серверной стоило бы слишком дорого. Поскольку во многих помещениях предполагалось установить видео- и аудиооборудование, микрофонные и вычислительные системы, мы использовали локальные сетевые и аудиовидеокоммутаторы, подсоединяя к ним группы помещений. В итоге было решено сформировать распределенную серверную. Нам удалось найти три оптимальных варианта, приемлемых в любых университетах. Во первых, «Инновационная преподавательская» оснащена специализированным телекоммуникационным шкафом с пониженным уровнем шума — за счет применения специальных вентиляторов и интеллектуальной панели, которая измеряет температуру внутри шкафа и по мере необходимости включает последовательно четыре вентилятора. Во вторых, в специализированной аудитории «Надежность российских нефтепроводов» мы задействовали ниши. В одном из помещений у нас имелось две ниши, где раньше хранились документы, — одна из них превращена в мини-серверную и оборудована отдельным кондиционером. В третьих, в студенческих аудиториях часть помещения мы отгораживаем под мини-серверные. Обычно в любой аудитории есть малоиспользуемые углы, а внутри стен — коммуникации, и, следовательно, уже имеются конструктивные пространства, которые можно переделать в мини-серверные, при этом обеспечив шумоизоляцию и нужный температурный режим для оборудования. Такой подход позволяет в рамках лаборатории и кафедры оптимально сгруппировать и разместить ИТ-оборудование. А потому нет необходимости повсюду ставить длинные и громоздкие телекоммуникационные стойки и шкафы. Здесь важно умение подрядчика правильно рассчитать тепловыделение и соответствующее кондиционирование с вентиляцией. Еще одной интересной особенностью нашего решения следует назвать применение большого количества различных взаимоувязанных инфраструктурных ИТ-подсистем.
В результате получилось единое решение по информатизации лабораторий и кафедр университетов, которое можно использовать и в других университетах. Особое место занимает информационная безопасность. Изначально инфраструктура проектировалась таким образом, чтобы обеспечить различный уровень доступа разным группам: студентам, аспирантам, преподавателям, слушателям курсов повышения квалификации, сотрудникам и приглашенным экспертам ситуационного центра. При этом способы доступа к нашей ИТ-инфраструктуре мы ничем не ограничиваем: беспроводной доступ Wi-Fi, проводной доступ, доступ с любого своего устройства (подход BYOD), готовые рабочие места, удаленный доступ. Созданная иерархия позволяет лаборатории накапливать и защищать интеллектуальную собственность, предоставлять авторизованный доступ к дипломным работам и НИОКР.?Важно, чтобы подрядная организация знала стандарты заказчика ОАО «АК «Транснефть» и смогла бы согласовать с ним решения по ИБ.
Для чего вашему вузу необходим виртуальный ситуационный центр?
Ситуационный центр необходим для принятия общих решений по всему спектру проблем. Благодаря этому центру мы можем давать конкретные задачи специалистам, которых мы готовим в вузе. Можем моделировать экстренные ситуации, такие как, например, разрыв трубопровода, внеплановая остановка перекачивающего насоса на станции, увеличение или уменьшение мощности и объема перекачки.
Как благодаря внедряемому решению изменится технология обучения в вашем вузе?
Модернизированная инфраструктура центра позволит осуществлять дистанционное обучение, в частности, учащиеся получат доступ к материалам лекций, к большому количеству накопленных специалистами центра знаний в виде курсовых и дипломных работ, кандидатских диссертаций. Преподаватель имеет возможность дистанционно проводить занятия или подключать к занятию специалистов подразделений ОАО «АК «Транснефть». Современные компьютерные тренажерные комплексы и информационные системы помогут обучаемым виртуально создавать штатные и нештатные ситуации, наиболее характерные при эксплуатации систем магистральных нефтепроводов, и получить навыки принятия решений и управления. Все это позволит нам готовить более квалифицированные кадры для ОАО «АК «Транснефть».
Опубликовано 03.12.2013