Я работаю ромашкой

Логотип компании
Я работаю ромашкой
Если честно, я восхищаюсь CIO. Это люди выбрали уникальную работу с самым широким набором специализаций и ежедневных задач, что называется, в одном флаконе.

Если честно, я восхищаюсь CIO. Это люди выбрали уникальную работу с самым широким набором специализаций и ежедневных задач, что называется, в одном флаконе. Можно даже сказать, что CIO работают ромашкой. Звучит не очень серьезно, но это чистая правда. Чистейшая! Конечно, CIO сами выбирают, какому направлению-«лепестку» уделять больше времени, но так или иначе делают все, что в шуточной форме описано в этой статье. Не верите? Сами посмотрите... и улыбнитесь!

ПрофесCIOнальный менеджер

Настоящий админ, как известно, ставит рядом с собой два стакана — один с водой, на случай, если захочет пить, другой без воды, на случай, если не захочет.

А вот настоящий CIO ставит четыре стакана. Другие два — на случай отказа первой системы.

Каждый CIO, если он не старший системный администратор, — это професCIOнальный менеджер, умеющий управлять командой, ресурсами, проектами, приоритетами и всем тем, что находится в его распоряжении. Он умеет наводить порядок в своей команде и быть на одной волне с другими подразделениями.

Защита бюджетов, соглашение об уровне предоставления услуг, ключевые показатели эффективности и системы сбалансированных показателей, сервисы другим подразделениям и клиентам, каталог услуг, срок окупаемости, объем инвестиций и множество других понятий должны быть на вооружении у CIO. Все чаще в топовые компании требуется CIO с дипломом МBА или хотя бы со знаниями в экономике и финансах.

Провидец

Настоящий CIO должен уметь предвидеть будущее (или хотя бы анализировать тенденцию ближайших двух-трех лет), чтобы выполнять поставленные задачи: «Напишите и защитите-ка мне ИТ-стратегию. Что вам дать? Бизнес-цели на пять лет? Нет, голубчик, с бизнес-целями стратегию любой студент напишет и защитит. А вы как-нибудь так. И чтобы страницы на три, не больше».

Настоящий CIO всегда старается смотреть на три-четыре шага вперед и заранее решать важные вопросы: «Я тут думаю, стоит делать систему KPI, если на 30 моих бойцов есть примерно 400 заказчиков, которые им задачи ставят? Причем основная сложность в следующем: в начале месяца предполагается делать 1-2-3-4, а через неделю ситуация меняется, и делаем 5-6-7-8-11, со временем возможно возвращаясь к 1-4... Я тут нарисовал несколько вариантов... и надо учесть, что через год нас будет почти 100, а их — я даже думать боюсь».

Технический специалист

Электронная почта — это когда берешь дискету, кладешь ее в почтовый конверт и отправляешь заказным письмом...

Облака, телеконференции, циски, HP, хранилища, сети, сервисно-ориентированная архитектура, безопасность, системы, разработка ПО, лицензии, совместимость всего со всем... От одних этих слов хочется сбежать подальше, но CIO — настоящие герои, ибо все, что за этими словами — их повседневная деятельность, обеспечивающая нас, сотрудников компаний, всем необходимым для работы. Ведь если «падает» локальная сеть или Интернет, об этом узнают сразу все сотрудники.

Вероятно, не каждый бизнес без ИТ не сможет работать в принципе, но любая компания точно будет испытывать затруднения.

CIO знает, когда что нужно начинать менять или обновлять, чтобы не оказаться «у разбитого корыта». Он иногда похож на параноика, приходя за деньгами на новое оборудование, хотя старое еще работает, или говоря о переходе в ЦОД в целях повышения безопасности.

Знаток рынка и сферы бизнеса компании

Чем живут конкуренты? Что у них новенького? А как нам придумать такое, чтобы недорого и — к звездам? Какой продукт выбрать для работы? А что нам понадобится через пять лет? А как такую же задачу решили конкуренты? А что думают и делают на Западе в таких ситуациях?

Ответы на все ИКТ-вопросы и на многие вопросы о перспективах развития ИКТ-рынка часто ждут от CIO, и поэтому CIO необходимо быть в курсе происходящего на рынке ИКТ-услуг, конкурентов и компаний той же индустрии.

Чтец, жнец, на дуде игрец

Психиатрическая больница.

В кабинет главврача вползает мужик на четвереньках с проводами в зубах.

Врач: «Это что к нам за собачка такая красивая пришла?»

мужик отрицательно мотает головой.

Врач: «Так ты, наверное, кошечка?»

мужик опять мотает головой.

Врач: «А, так, может, ты черепашка?»

Мужик, выплевывая провода: «Пошел ты…, я сисадмин, сетку тяну!»

Зачастую со временем CIO начинает отвечать за смежные с ИТ области, особенно если в компании силами команды CIO была проведена автоматизация процессов и/или внедрена система управления ресурсами. Уже никого не удивляет, когда CIO возглавляет инновации в компании (CIIO — Chief Innovations Information Officer).

Также частая ситуация, когда CIO занимается оптимизацией бизнес-процессов (CBSIO — Chief Business Process Information Officer) или логистических процессов (CLIO — Chief Logistics Information Officer).

В производственных компаниях и на заводах CIO также может сопровождать системы по управлению производством (CPSIO — Chief Production Support Information Officer).

Читайте также
Как отсутствие стандартизации и закрытые API влияют на интеграцию продуктов из разных экосистем? Как влияет на рынок существование множества одинаковых ИТ-решений? Что необходимо для создания более открытой и кооперативной среды? Разбирался IT-World.

Все эти новые сферы ответственности требуют серьезной подготовки и ежедневной работы всей команды CIO.

Переводчик

Звонок в техподдержку:

«Было плохо, стало еще хуже. Сделайте, чтобы было опять просто плохо».

Больше всего работа переводчика связана с трактовкой того, о чем говорят пользователи. Однако пользователи не единственная грань, где требуется перевод с одного языка на другой.

Перевод требований бизнеса на язык технических решений — самая сложная работа переводчика, потому что нельзя перевести дословно, но нужно сохранить смысл и добиться желаемого бизнесом результата. Бизнес редко может четко сформулировать, что хочет от технического решения.

Ради разнообразия можно попробовать перевести требование «Хочу одну кнопку, чтобы нажал — и все работает» в «Требования к автоматизации процессов управления предприятием и управленческой консоли принятия решений».

Экстрасенс и колдун

Cо слов менеджера:

«Не включается компьютер — зову админа. Админ приходит, воздевает руки к небу, бормочет про себя невнятные слова, поворачивает мой стул 10 раз вокруг свой оси, пинает компьютер — тот начинает работать. Вновь воздевает руки к небу, что-то бормочет, уходит».

Cо слов админа:

«Прихожу к юзеру — этот дурак так вертелся на стуле, что у него шнур питания на ножку намотался. Матерюсь про себя, распутываю, запихиваю комп ногой подальше под стол, включаю, ухожу».

Считается, что язык айтишников никому не понятен. Не буду с этим спорить, тем более что многие айтишники специально это качество усугубляют. Но зачастую понять, о чем именно говорит пользователь, не представляется возможным без многолетней практики. Низкий поклон всем CIO и их командам за их терпение в расшифровке вроде русских, но таких непонятных слов пользователей.

«Почему у меня тут летает, а там виснет? Исправьте немедленно!» — кричит собственник в телефон директору. И вот директор идет разбираться, что висит, а что летает. Выясняется, что речь идет про планшет и подключение к сети Интернет через Wi-Fi дома и в офисе. Очевидно же... разве нет?

Некоторые, особенно часто работающие с пользователями CIO могут смело открывать при своем ИТ-отделе экстрасенсорный кабинет. «Читаю мысли по телефону. Понимаю, что вам на самом деле нужно».

Психолог

— Что такое «поддержка пользователей»?

— А это если у пользователя вся инфа накрылась медным тазом, то ты подходишь, кладешь руку на плечо и говоришь: «Как я вас понимаю!»

Необходимость общаться с большим количеством различных «заказчиков» в их различном настроении и состоянии требует от CIO навыков психолога. Куда уж без них, когда бухгалтерия сдает баланс, в производстве высокий сезон, а у рядовых сотрудников перегрузка... Успокоить, понять суть проблемы и помочь ее исправить — CIO и его команда всегда готовы прийти на помощь!

Герой и автор анекдотов

Приходит программист с работы, а на него жена набрасывается с кулаками:

— Негодяй! Я столько лет тебя кормила, поила, ублажала, а ты, паразит, мне изменяешь!

— ???

— Не прикидывайся! Звонил Витька, спрашивал номер твоей Аськи!

- 95% компьютерных ошибок и поломок сидит в 50–60 см от монитора

Только ленивый пользователь не шутит на тему бород, свитеров и непонятных танцев с бубнами. Между тем пользователи без айтишников долго не протянут, а без пользователей работа айтишников не имеет смысла...

Айтишники и пользователи, давайте жить дружно!

Мастер на все руки

— Кто-нибудь может, наконец, объяснить моей прабабушке, что программист и электрик — это не одно и то же?..

Считается, что CIO и айтишники знают все про технику. А к технике часто относят все, что включается в розетку.

«Ты же айтишник? Почини мне чайник».

«Ты же программист? Почему у меня в телевизоре рябит? Почему принтер не печатает? Почему телефон зависает?» — и так далее и тому подобное.

Читайте также
Новая платформа для международных платежей, не зависящая от доллара и санкций США, очень нужна. Ее ждет почти половина мира. Разные варианты обсуждаются уже несколько лет. Прорывных решений в этой области ждали от саммита BRICS-2024. Работа ведется и в рамках ШОС - пока в неофициальном формате. В предполагаемых решениях разбирался IT-World.

Это не очень приятно айтишникам, но зачастую они по доброте душевной помогают решить вопросы, с которыми к ним приходят, потому что действительно многое умеют.

Первый гуру в гаджетах и новых технологиях

— Вот хочу почту без спама, что посоветуешь?

— Голубей.

Кому звонит директор, когда у него появился «айфон», и надо на него срочно установить почту, доступ к корпоративным системам и другие удобные директорские штуки? CIO, конечно.

CIO обычно в курсе того, какие есть новинки в гаджетах и технологиях, в чем их особенности и как их можно достать, чтобы порадоваться новой игрушке. Технические журналы, конференции, сайты компаний-производителей — все это служит источником информации о новомодных технических тенденциях. Было бы очень интересно заглянуть в компанию с передовым ИТ лет через пять.

Переговорщик

«А почему ты меня не убедил?»

При всей важности задачи CIO ему необходимо отстаивать интересы ИТ-подразделения, а иногда и других подразделений компании для обеспечения должного уровня оказания услуг.

И вот CIO создают клуб, проводят конференции, мастер-классы и семинары, где обмениваются опытом, как все-таки обосновать свою пользу бизнесу и какими словами это понятнее всего делать, а по вечерам снова штудируют книги «Что бизнес хочет от ИТ» и «Как говорить на языке бизнеса».

Последний, к кому придут за советом

Есть много разных компаний. В одних ИКТ уделяется огромное внимание, в других ИКТ вместо Золушки.

С одной стороны, для многих компаний электронные данные и электронная интеллектуальная собственность, хранимая и оберегаемая CIO и его командой за семью замками, — единственный значимый капитал компании, утеря которого равносильна умножению на ноль фактически всей истории работы этой компании (или даже влечет за собой необходимость ответить по закону).

С другой стороны, когда один собственник делал реорганизацию в своей компании, он объединил отделы ИТ и АХО. На комментарий о том, что это совсем разные сферы и разные компетенции ответил просто: «Для меня что ИТ, что унитазы, должны быть чистыми и в рабочем состоянии».

Разумеется, с такими убеждениями вряд ли стоит ожидать ввода CIO в совет директоров. Но реальность от этого не меняется. Любая компания зависит от своего ИТ. Не зря сотрудники многих компаний, в которых случается ИКТ-авария и нет связи по локальной сети, просто идут домой.

Вместо послесловия

Программист вбегает в милицию:

— У меня автомобиль пропал!

— Опять вы! Да не пропал он никуда, стоит, где оставили... Запомните, 404 — это его госномер!!!

Я восхищаюсь CIO. Это очень грамотные, много знающие люди с весьма разнообразным набором ежедневных задач.

Опубликовано 08.02.2013

Похожие статьи