Облачное видеонаблюдение
Автор
Юрий Годына
,
Алексей Кадейшвили
С распространением IP-сетей, повышением разрешения видеокамер и развитием технологий обработки видеосигнала возможности систем видеонаблюдения становятся все шире — современная система способна зафиксировать такие детали происходящих событий, «заметить» которые было просто невозможно с помощью систем прежних поколений
Уже много лет системы видеонаблюдения воспринимаются как неотъемлемая часть систем безопасности различных объектов — от частных домовладений до промышленных предприятий и общественных мест.
С распространением IP-сетей, повышением разрешения видеокамер и развитием технологий обработки видеосигнала возможности систем видеонаблюдения становятся все шире — современная система способна зафиксировать такие детали происходящих событий, «заметить» которые было просто невозможно с помощью систем прежних поколений. Однако помимо контроля охраняемых объектов системы видеонаблюдения сегодня находят и другие применения — так, в рекламных целях отдельные компании выводят изображения с видеокамер на свой сайт.
Но основную ценность системам видеонаблюдения придают функции интеллектуальной обработки видеоданных и аналитические приложения, позволяющие распознавать изображение и реагировать на появление «в кадре» того или иного объекта или события. Аналитическое ПО позволяет использовать систему видеонаблюдения не только как часть системы безопасности, но и как ценный маркетинговый инструмент. На отраслевых выставках последних лет можно видеть системы распознавания лиц, которые определяют пол и примерный возраст человека, подошедшего, например, к витрине с товарами. Чем не способ изучения клиентской аудитории для торгового или развлекательного центра? Подобная система способна и подсчитать количество посетителей, и определить время наибольшего наплыва покупателей, и даже «вычислить» постоянного клиента.
VSaaS - интеллектуальная альтернатива
Несмотря на все богатство открывающихся возможностей, большинство систем видеонаблюдения на реальных объектах по-прежнему представляет собой лишь охранные инструменты видеофиксации событий. В результате предприятие получает архив видеозаписей, покопавшись в котором при необходимости можно ретроспективно восстановить происходившее на объекте. А если предприятию требуется быстро реагировать на появление тех или иных предметов, людей или событий, эти функции возлагаются на сотрудников, сидящих за мониторами на пульте охраны.
Дело в том, что интеллектуальная система видеонаблюдения пока еще остается достаточно сложным и дорогостоящим решением, и далеко не каждая организация может себе его позволить. Видеоархивы требуют места для хранения, и тем большего, чем выше качество видеозаписи и «глубина» хранения. А если предприятие хочет использовать еще и видеоаналитику, ему придется обзавестись солидными вычислительными мощностями. То есть, попросту говоря, закупить мощные серверы с большим дисковым пространством, которые иногда могут сравняться по стоимости со всем бюджетом на интеллектуальное видеонаблюдение.
Впрочем, из этой ситуации есть выход. Как вариант — использование облачной услуги VSaaS (Video Surveillance as a Service), которая предполагает размещение видеосервера на площадке поставщика услуги, возможность хранения архивных записей с видеокамер в дата-центре провайдера с доступом к ним по требованию, а также целый ряд интеллектуальных сервисов, предоставляемых заказчику по сервисной модели детектирования событий, распознавания и классификации объектов, распознавания лиц и т. д.
Основные преимущества облачного сервиса — быстрое развертывание сложной интеллектуальной системы (в том числе территориально- распределенной) при отсутствии капитальных затрат и простота масштабирования — как по объему хранимых данных, количеству точек видеонаблюдения и числу пользователей, так и по функционалу: интеллектуальные функции можно подключать по мере необходимости или отказываться от них, если они больше не нужны. К тому же не нужно содержать собственный штат сотрудников для поддержки системы.
Аналитические компании единодушно прогнозируют рост рынка услуг VSaaS в ближайшие годы, указывая темпы роста до 40 и более процентов в год. О росте популярности сервиса свидетельствует и увеличение числа предложений на рынке. Впрочем, некоторые варианты предполагают только удаленное наблюдение без хранения архивов, а стало быть, не являются полноценными сервисами VSaaS. Кроме того, до недавнего времени решения для облачного видеонаблюдения в большинстве своем были весьма скромны. Теперь же на рынке облачных сервисов доступны и услуги интеллектуального видеонаблюдения, включающие различные виды аналитики видеоданных. Помимо собственно видеонаблюдения, заказчикам предоставляется доступ к видеоархиву, а также возможность использования различных интеллектуальных функций — детекторов движения, классификаторов объектов и даже системы распознавания лиц.
Решения для облачного видеонаблюдения в том или ином виде предлагают и крупные операторы связи, и специализированные провайдеры, и производители камер.
Инструмент развития бизнеса
Современный сервис видеонаблюдения является, по сути, инструментом «двойного назначения». С одной стороны, он помогает повысить уровень физической безопасности объекта. При этом интеллектуальные возможности платформ видеонаблюдения позволяют проактивно реагировать на потенциальную опасность. Например, если в поле зрения видеокамеры появляется находящийся в розыске преступник, система может его идентифицировать, в том числе по фотографии, предоставленной полицией. Или, к примеру, автомобиль: его можно распознать по номерам и в автоматическом режиме определить, имеет ли он право въезда на стоянку.
С другой стороны, видеонаблюдение способно предоставить дополнительные возможности для развития бизнеса. Для большинства российских заказчиков этот аспект работы сервиса видеонаблюдения пока не столь очевиден, а потому следует остановиться на нем подробнее. Для примера возьмем один из предлагаемых сегодня на отечественном рынке сервисов VSaaS и назовем его условно «Х-сервис».
Предположим, речь идет о торговой сети. Владельцам бизнеса полезно будет знать свою покупательскую аудиторию и динамику покупательского спроса. Какой контингент покупателей активно посещает торговую точку — мужчины, женщины, семьи с детьми, пожилые граждане? Кто из них совершает больше всего покупок? В какие дни, в какое время суток наблюдается наплыв посетителей? Какие товары вызывают наибольший интерес? На основании сбора и анализа видеоданных Х-сервис может собрать необходимую статистику и предоставить ее менеджменту торгового предприятия в структурированном виде.
Всевозможные программы лояльности уже стали обязательным инструментом работы всех крупных торговых предприятий. Все больше покупателей становятся держателями скидочных карт, участниками бонусных программ. В то же время далеко не всем посетителям нравится сообщать продавцам свои ФИО и заполнять анкеты для получения очередной карточки. Можно ли распознать постоянных и наиболее активных покупателей, не тревожа их расспросами? Можно. Ресурсы Х-сервиса позволяют вести «досье» на каждого (!) из тысяч посетителей и определять, сколько раз и когда приходил конкретный человек. И это уже не фантастика: интеллектуальная платформа (отечественная разработка), на которой базируется сервис, не только делают возможным распознавание лиц из уже существующей базы фотографий, но и позволяют строить портрет каждого посетителя с учетом меняющихся деталей — бороды, усов, очков и т. д., а также определять примерный возраст человека. Так почему бы не сообщить менеджеру торгового зала о появлении постоянного покупателя, чтобы тот мог ненавязчиво предложить ему новый товар или дополнительную услугу?
Это лишь несколько примеров применения облачного сервиса видеонаблюдения в целях оптимизации обслуживания клиентов в сфере торговли. На самом деле существует множество сценариев для предприятий разных сфер деятельности — банков, страховых компаний, государственных учреждений — всех, кому нужна «удобная» (ненавязчивая) безопасность и кому приходится иметь дело с большим количеством посетителей. Сервисы VSaaS интегрируются с системой контроля и управления доступом, корпоративными информационными системами, мобильными приложениями — тот же рассмотренный нами сервис позволяет, например, организовать автоматическую систему пропуска на объект, интегрироваться с системой CRM и системами оповещения, выводить информацию не только на стационарные терминалы, но и на мобильные устройства. Такие особенности облачного подхода значительно расширяют спектр применений сервиса видеонаблюдения и превращают его из статьи затрат в выгодную инвестицию в развитие бизнеса. Тем более что облачный сервис видеонаблюдения — решение более доступное, чем собственная система, и более гибкое по масштабу и функционалу.
Особенности реализации
Есть на пути развития рынка VSaaS и свои барьеры, основной из которых — пропускная способность каналов связи. Камера видеонаблюдения генерирует поток данных до 5 Мбит/с, камера высокого разрешения — до 10 Мбит/с, а при недостаточном освещении и того больше. Возможностей современных алгоритмов сжатия видеоданных недостаточно, чтобы справиться с проблемой. Кроме того, некоторые интеллектуальные функции, например, распознавание лиц, требуют работы с несжатым потоком. А значит, для крупного объекта, оснащенного камерами видеонаблюдения, 10-гигабитный канал соединения с дата-центром провайдера не покажется слишком «просторным». Чтобы снизить нагрузку на каналы связи, производители прибегают, в частности, к технологии буферизация данных на стороне камеры, то есть предварительной записи на встроенный носитель с отсроченной передачей. Другое решение — вынесение максимума аналитических функций из «центра» на периферию: изображение анализируется непосредственно на камере видеонаблюдения и в дата-центр передается только существенная информация. По сути, каждая такая интеллектуальная камера представляет собой специализированный компьютер, а следовательно, решение будет недешевым. В отдельных случаях при наличии большого числа камер на объекте устанавливается дополнительный видеосервер, который выполняет основные функции анализа видеопотока и служит для хранения части архива, одновременно обеспечивая связь видеокамер с дата-центром провайдера.
И все же, несмотря на все ухищрения, качество канала связи остается критически важным фактором для сервиса VSaaS. Кроме того, пользоваться общедоступным Интернетом для передачи видеоданных может лишь тот, у кого нет серьезных требований к защите данных. Поэтому предоставление полноценного сервиса VSaaS требует совместных усилий разных игроков — наряду с разработчиками систем видеонаблюдения в этот процесс должны быть включены не только провайдеры вычислительной инфраструктуры, но и операторы связи, обладающие собственными волоконно-оптическими линиями. И примеры такого сотрудничества на рынке VSaaS уже есть. Скажем, недавний альянс трех компаний, одна из которых располагает инновационными разработками в сфере видеонаблюдения, другая — делает ставку на развитие сети компактных недорогих коммерческих дата-центров шаговой доступности, а третья обладает волоконно-оптической сетью, охватывающей более 70% коммерческих зданий Москвы.
Опубликовано 10.09.2014
Похожие статьи