Облачное лето 2017-го

Логотип компании
Облачное лето 2017-го
Универсального рецепта переезда в облако, конечно, не существует. Тем не менее есть общие принципы и подходы решения этой проблемы, которые мы и пытаемся сформулировать.

Не так давно я наткнулся на недоуменный твит девушки: «Как могут люди сегодня расплачиваться наличными, а не картой?» Конечно, молодому поколению свойствен максимализм, я сам практически перестал пользоваться наличными, но удивляться тому, что кто-то продолжает игнорировать удобства современных сервисов, стоит едва ли. Дело не только в незнании – дело скорее в привычках. Множество моих знакомых используют банковские карты исключительно для того, чтобы обналичивать зарплату. И поступают так отнюдь не в силу возраста или привычек, а из желания контролировать свои расходы – в электронном кошельке это легче и удобней.

Во многих компаниях ситуация с использованием облачных сервисов напоминает этот житейский пример. Наверное, руководителей, не осведомленных о тех выгодах, которые дают бизнесу облака, уже не осталось. Рассказывать про «как облака любить» больше некому. Облачная проблематика давно перешла в практическую плоскость, и вопрос о способах этой любви куда более насущен.

Крупному бизнесу здесь гораздо проще: есть стратегия развития ИТ, разрабатываемая специалистами, есть понимание того, каких именно результатов (измеряемых, естественно, деньгами) планируется достичь за счет облачных сервисов. Хорошо, когда у небольшой или средней компании тоже сложилось такое видение. Чаще дело ограничивается наитием или в лучшем случае пониманием потенциальной выгоды использования облака и стремлением этот потенциал реализовать на практике. Но за счет чего именно возможна такая реализация? Ответ на этот вопрос не так очевиден хотя бы в силу специфики каждой компании. Решающее значение может играть любая мелочь, вплоть до привычки бухгалтера вести внутренний учет и оплачивать счета. Поди поспорь с ним, если бухгалтер-ретроград стал для компании незаменимым сотрудником…Тем не менее практика возьмет свое и даже самая костная компания начнет дрейф в облака, пусть даже очень медленный. И от выстраивания своей, пусть даже самой общей, стратегии этого дрейфа не обойтись. Поэтому понимание того, как начать переход в облачное будущее и какую часть своих ИТ перенести в облако, придется формировать каждой компании.

Можно позавидовать микробизнесам. Для них сегодня, по сути, альтернативы облаку и не существует. Тем же, кто формировал свою ИТ-инфраструктуру годами, вкладывая в нее немало сил и средств, очередная революция может быть и противопоказана. С чего начать? Почта? Офис? CRM или бухгалтерия? Public или Private? А еще есть проблема организации канала связи. Есть стоимость трафика. Есть оборудование, которое почти в буквальном смысле висит на балансе предприятия. И есть сотрудники, для многих из которых переезд в облако может стать большим испытанием – про приучение к использованию корпоративной информационной системы вместо собственного ежедневника знает, наверняка, большая часть руководителей компаний любого масштаба.

Облачное лето 2017-го. Рис. 1

Универсального рецепта переезда в облако, конечно, не существует. Тем не менее есть общие принципы и подходы решения этой проблемы, которые мы и пытаемся сформулировать. Два переезда, как известно, равны одному пожару, и даже половины пожара лучше избежать. Мы начнем с общего, чтобы в дальнейшем коснуться частностей – пойдем по классическому пути. На всеобъемлющее решение, конечно, не претендуем, но постараемся дать ответ, как проложить дорогу в облака при помощи специалистов, которые помогают выстроить такую дорожную карту множеству компаний.

С переходом в облака связана еще одна проблема, ставшая для многих компаний горящей. «Мобилизация снизу», если ее не возглавить и не упорядочить, способна донельзя усложнить ИТ-хозяйство даже маленькой компании. Пусть даже сотрудников (и устройств, которые они используют) в инфраструктуре немного. Зато сервисов и способов взаимодействия день ото дня становится все больше. И о корпоративной мобильности пора тоже говорить детально, спускаясь от общего к частному.

Это лето было наполнено у меня решением множества формальных проблем, связанных с взаимодействием с государством, включая суд. Юрист, с которым я предварительно советовался, сразу предупредил: «Ваше дело верное, но займет не меньше чем полгода». Я удивился такому долгому сроку и наивно надеялся на лучшее. В итоге тяжба заняла пять месяцев. Сэкономить месяц удалось благодаря облачным сервисам, с помощью которых я и ход дела отслеживал, и документы готовил. Но при всем удобстве и скорости, которые дают облака обычному пользователю, все пять месяцев напоминало о себе правило: информацией управляют не облака, а люди, заменить которых облачные сервисы пока не в состоянии. Так что, дрейфуя в облака, не стоит забывать о тех, кто ими управляет.   

Читайте также
Когда речь заходит о кибербезопасности, доверие — это опасная роскошь. Громкие утечки данных, взломы крупных компаний и бесконечные цепочки атак привели к рождению концепции, которая предлагает радикально новое решение: «Не доверяй никому и ничему». Zero Trust ворвался в мир как спасательный круг для бизнеса, уставшего от постоянных угроз, и стал новой мантрой для специалистов по безопасности. Но является ли эта модель настоящей революцией или это очередной маркетинговый ход? Эти и другие вопросы обсуждали на круглом столе IT-World «Цифровое доверие: киберщит или ахиллесова пята?», организованном журналом IT Manager.

Опубликовано 29.08.2017