Человеческий капитал: как правильно инвестировать в развитие людей

Логотип компании
Человеческий капитал: как правильно инвестировать в развитие людей
В сегодняшних реалиях человека рассматривают не в контексте его профессии, а как создателя в целом, который своим продуктом, будь это tech  или собственное мнение, высказанное публично, влияет на общество и создает новые смыслы.

Исходя из отчетов Всемирного банка, наибольшую долю в богатстве большинства развитых стран занимает человеческий капитал. Как трансформировать человеческий капитал с помощью ИТ, зачем инвестировать в студенческие инициативы и как в условиях цифровой экономики сделать этот процесс более прозрачным?

Человеческий капитал — это знания, навыки и здоровье, которые люди аккумулируют в течение жизни. Именно это и позволяет им реализовывать свой потенциал и делать определенный impact в общество. Но что конкретно помогает его усовершенствовать?

Эксперты единогласны в том, что наращивание человеческого капитала — одна из самых разумных инвестиций. Своего рода, это мера, способная предотвратить замедление роста экономики и вывести жизнь на качественно новый уровень. Подобная инвестиция дает отложенный, но долгосрочный эффект, ее действие становится заметным и весомым спустя некоторое время. Стоит отметить, что инвестируемые в человека навыки и знания не лежат на поверхности, поэтому чтобы воспитать конкурентно способного сотрудника или студента, ментору или преподавателю нужно самому быть глубоко погруженным в повестку.

Образование, здравоохранение и жилье — три кита, формирующие любого специалиста: обучение в университете или повышение квалификации, медицинское обслуживание или обеспечение питания на работе и среда, в которой можно восстановить свои силы и подготовиться ко следующему дню необходимы и должны комплексно сопровождать человека. Однако с недавних пор появился и четвертый вид инвестиции, позволяющий человеку мигрировать в страну или регион, где для его развития как профессионала есть больше возможностей. Это программы по релокации ИТ-специалистов, визы для стартаперов и другие опции, которые привлекают таланты восполнить человеческий капитал той страны, где для этого созданы лучшие условия. На данный момент подобные возможности широко распространены в сфере высоких технологий, куда пока не входят представители креативного сектора, такие как лидеры мнений, инфлюенсеры, блогеры. Но разве нельзя сказать, что последние стали неотъемлемой частью нашего общества и в каком-то смысле его формируют?

В сегодняшних реалиях человека рассматривают не в контексте его профессии, а как создателя в целом, который своим продуктом, будь это tech или собственное мнение, высказанное публично, влияет на общество и создает новые смыслы. Это то самое поколение, имена которых мы еще услышим, а чьими достижениями еще не раз воспользуемся. Подобных личностей Всемирный банк заключает в индекс человеческого капитала, показатель, который оценивает значение человеческого капитала в масштабах страны. Если говорить более детально, то индекс считает доход, который государство теряет из-за дефицита таких кадров. Его можно избежать, если воспитывать поколение наперед, то есть инвестировать в человеческий капитал детей.

Самое очевидное — инвестиция в образование. Речь идет о мотивации студентов на учебу в университете при гарантии их трудоустройства после получения диплома. Подобная практика применяется в США и носит название Income Share Agreement (ISA) или «Соглашение о долевом отчислении доходов». В рамках этой программы студент, обучение которого финансирует определенная компания, обязан выплачивать процент со своего дохода на протяжении нескольких лет после окончания университета, таких образом компенсируя плату за собственное образование. Колумбийский проект LUMNI продвинулся дальше и создал инвестиционный фонд для финансирования образования талантливой молодежи. Глядя на такой опыт, студенты начинают оценивать свои возможности и выявлять в себе лидерские качества, чтобы как можно быстрее преодолеть цепочку студент → профессионал. Именно для таких и создаются бизнес-инкубаторы и акселераторы, проводятся хакатоны и мейкатоны [марафон с участием специалистов из разных сфер, которые, объединившись в команды, разрабатывают общее решение реально существующей проблемы – ред.]. Подобные события позволяют студентам смотреть шире стен своего университета, знакомят их с успешными кейсами индустрии и служат местом для качественного нетворкинга, где всегда есть шанс найти единомышленников для воплощения собственных идей в реальные проекты.

Но как подобный опыт возможно получить в рамках университета, если вся теория крайне далека от того, как на самом деле работает бизнес? Чтобы не обещать золотых замков студентам, некоторые университеты отходят от стандартов образования и заменяют диплом стартапами. Практика уже набирает обороты и в России. Так, в ходе обучения на программе MOOVE programme by SKOLKOVO x MTS студенты объединяются в команды и на протяжении 9 месяцев проходят путь от генерации гипотез до вывода цифрового продукта на рынок. Задача команды — создать устойчивый бизнес, который получит инвестиции или встроится в инновационную экосистему компаний. В процессе работы над собственными стартапами ребята получают советы от менторов и наставников, опытных предпринимателей и менеджеров, которые уже собрали свои «шишки» и теперь знают, как нужно делать. Эти эксперты подскажут, как выстроить стратегию, наладить процессы в команде и запустить проект с наименьшими рисками. В условиях полной автономии, когда команды предоставлены сами себе и пробуют свои силы без указаний преподавателя, у студентов появляется «второе дыхание», или мотивация 3.0.. Ими начинает двигать нечто большее, чем корыстный интерес и жажда прибыли — желание «прокачаться» как профессионал и увидеть свою идею в действии. Так и рождаются impact-проекты.

И все же подобная практика в университетах еще в зачаточном состоянии, однако у юных лидеров и студентов с бизнес мышлением появляется все больше возможностей протестировать свои идеи за пределами вуза. Например, бизнес-инкубатор Парка высоких технологий Белоруссии поддерживает новые стартап-компании и развивает особую инновационную среду на базе коворкинга. Судя по ежегодному отчету международной аналитической компании HolonIQ, исследующему рынок EdTech-стартапов России и стран СНГ, идея менторства над проектами работает: в сотню лучших попали сразу два резидента ПВТ, платформа электронных сервисов для образования «Знай•бай» и онлайн-проект для развития логики и математических способностей «Logiclike». Незамеченной не осталась и новая образовательная платформа Vedai, разработанная с помощью технологии блокчейн и вызывающая большой интерес инвесторов.

Сегодня способы увеличения человеческого капитала выходят на новую, цифровую орбиту, поэтому с каждым днем появляется больше вызовов, новых возможностей для роста, а вместе с ними и новых точек входа в желаемую область. Главное — найти своего partner in crime и действовать.

 

Читайте также
Бизнес ориентирован главным образом на рост и финансовую выгоду, а потому зачастую видит в скорейшем внедрении ИИ панацею. Совсем другое дело — госорганы, которые обеспечивают комфорт и благополучие граждан. Далеко не всегда этого можно добиться за счет ИИ и прочих цифровых решений, уверен Денис Волков, министр цифрового развития Воронежской области — нужен многосторонний, взвешенный подход.

Опубликовано 24.12.2021

Похожие статьи