Январская трансформация CIO
Часть 1. Идеальная картина
Зима, снег, только отгремели новогодние праздники!
Настроение еще не успело опуститься до обычного будничного уровня. Самое время помечтать о том, в кого, кроме Деда Мороза, может превратиться CIO.
В стиле январской пасторали предположим, что наш CIO поднял ИТ в своей компании на высочайший уровень. А именно разработал и реализовал стратегию ИТ, выстроил архитектурный подход, внедрил сервисную модель, автоматизировал все основные бизнес-процессы, добился массового использования ИТ всеми (ну или почти всеми) сотрудниками и даже получил только максимальные баллы при оценке удовлетворенности этих пользователей деятельностью вверенного ему ИТ-подразделения. Живи да радуйся! Ан нет…
Ведь «Гартнер» и Ко, а также целые государства, и наше тоже, уже подняли флаг цифровой трансформации. И CIO, будучи человеком любознательным, да к тому же оптимистом (пессимист вряд ли смог бы что-то так хорошо наладить), ознакомился с предлагаемыми идеями и загорелся желанием пойти по этому, еще не очень хоженому пути. Причем он справедливо полагал, что у него это должно получиться. Ведь он в ИТ-лидерах и, значит, имеет несомненную фору перед менее успешными коллегами.
Оставим за скобками, как он сам постигал премудрости цифровой трансформации. Впрочем, возможно мы к этому еще вернемся. Но будем считать, что он не только усвоил основные принципы, но и заметил те грабли, на которые может наступить.
Усвоенные принципы цифровой трансформации:
-
Цифровая трансформация позволяет компании качественно изменить свою деятельность и повысить свою ценность за счет автоматизации рутинных операций и активизации интеллектуальных возможностей сотрудников, обеспеченных необходимой информацией и средствами коммуникаций.
-
С помощью цифровой трансформации можно совершенно по-новому организовать взаимодействие с клиентами и продвижение товаров и услуг.
-
Новые технологии, входящие в понятие «цифровая трансформация» становятся опорой стратегии развития компаний, которая таким образом включает в себя все большую часть ИТ-стратегии.
-
Цифровая трансформация требует кардинального изменения корпоративной культуры и образа мышления, как топ-менеджмента и сотрудников компании, так и ее клиентов, и партнеров.
Что может помешать цифровой трансформации:
-
Недостаточная поддержка со стороны высшего руководства.
-
Недостаток специалистов с необходимыми компетенциями.
-
Незрелость стандартизации, законодательной и юридической поддержки.
Первая из указанных помех нашего CIO не страшит, потому что поддержка высшего руководства у него есть. А как бы иначе он мог создать и выполнить стратегию ИТ и реализовать в своей компании грамотный архитектурный подход?
Команда у него крепкая и высокопрофессиональная, так что есть высочайшая вероятность, что и новые технологии они достаточно быстро освоят.
Да и стандартов по новым технологиям уже немало, и описываемый сказочный CIO даже успел с ними ознакомиться. И ведь что приятно – часть из них более-менее успешно переведена на русский язык и вполне официально является ГОСТ–Р.
Так что вроде все складывается неплохо. Но возникает вопрос: с чего начать?
Умный CIO понимает, что самое слабое место во всех делах – это люди. Непредсказуемые, капризные и консервативные. А потому он в полном согласии с топ-менеджерами разрабатывает стратегию втягивания (даже скорее всасывания) заинтересованных лиц в цифровую трансформацию. При этом стоит отметить, что хотя мы назвали их «заинтересованные лица», они пока еще совершенно не заинтересованы в пресловутой цифровой трансформации, лозунги которой уже успели им порядком надоесть.
Поэтому CIO разворачивает широкомасштабную кампанию по продвижению идей цифровой трансформации в массы, используя все способы пиара, маркетинга и ИТ. А поскольку у него непререкаемый авторитет среди окружающих и составляющих компанию масс, то через относительно небольшой промежуток времени (скажем, 9 месяцев) он сумел заразить всех так увлекшими его идеями. И спустя некоторое время, что совершенно закономерно, его компания выбилась в лидеры рынка, ее сотрудники – в профессионалов нового, еще столь редкого вида цифровых трансформаторов, а он сам – в непререкаемого гуру цифровой трансформации.
Часть 2. Грустный пейзаж
Я думаю, к этому моменту вам уже стало противно от такой идеальной картины и накопилось множество доводов, почему так не может быть ни при каких условиях. Но если вы дочитали до этого места, то давайте продолжим.
В середине января, пока люди еще не отошли от длинных каникул и с удовольствием могут воспринять трехдневную конференцию и даже посетить ее, в Москве проходит Гайдаровский форум. Поэтому по законам жанра переходим ко второй части повествования, которая будет далеко не так идиллична, как первая.
Так получилось, что я смогла выкроить целый день для посещения Форума. И надо сказать, что после этого светлое, предновогоднее настроение быстро улетучилось. Да, конечно, там тоже много говорили о цифровой трансформации. Только, по-видимому, во избежание недоразумений мало кто отваживался остановиться на том, что же именно под этим подразумевается. А если все же отваживался, то на голубом глазу с полной уверенностью объяснил, что цифровая трансформация – это когда топ-менеджеры, посмотрев на данные регрессионной матрицы, сразу могут принять правильное управленческое решение. Причем этот «кто-то» отвечает за обучение цифровой трансформации топ-менеджеров.
Вообще практически все выступающие проявили редкую ИТ-безграмотность, в частности, совершенно не замечая разницы между данными и информацией, что характерно для приведенного выше пассажа. Все время звучала тема архитектуры данных, хотя это лишь часть архитектуры предприятия. С прискорбием подозреваю, что присутствующим, с умным видом рассуждающим о будущем страны, последний термин просто незнаком.
Еще одна тема, которая меня всегда раздражает, – игра в догонялки с так называемыми развитыми странами. Имея опыт работы в США и в немецкой компании, могу сказать, что далеко не все методы и приемы следует перенимать. Развивая метафору салочек, мы бегаем в разных условиях и по разной местности. Поэтому наша цифровая трансформация должна быть и будет совершенно другой.
В этом смысле опасна другая игра – в показатели. А игра эта весьма популярна нынче как на государственном уровне, так и на уровне отдельных предприятий. Но еще Деминг предостерегал от увлечения численными оценками, особенно плохо сформированными. И если вспомнить agile, а именно Манифест гибкой разработки ПО, там тоже звучит тема превалирования результата над любыми оценками выполнения проекта разработки ПО.
Конечно, идеальная система показателей позволяет упростить управление процессом и помогает исполнителям оценить собственные результаты. Но где взять такую идеальную систему? Обычно плохо пропеченные оценки приводят к тому, что подразделения и целые компании находятся в погоне за достижением целевых значений показателей вместо того, чтобы работать на благо компании. Ведь даже для самых ответственных сотрудников «своя рубашка ближе к телу».
Развивая метафору салочек, мы бегаем в разных условиях и по разной местности. Поэтому наша цифровая трансформация должна быть и будет совершенно другой.
Конечно, не все выступления на Форуме были откровенно слабыми. Удалось послушать несколько очень сильных докладчиков. И что радует, многие их них находятся практически на вершине государственной пирамиды. В частности, звучала мысль о том, что цифровизация – это наилучший метод борьбы с коррупцией.
Но тут – другая печаль. Общение с ЛПР, показывает, что глупых людей среди них нет. Но вызывает недоумение, почему эти очень умные люди, собравшись вместе, принимают зачастую такие, скажем мягко, неправильные решения. В частности, в области ИТ.
Один мой знакомый пояснил: «Понимаешь, они умные для себя». То есть свой интеллект направляют на удовлетворение своих личных потребностей. Возможно, просто боясь, что повлиять на происходящее вне своего узкого мирка, они не смогут. А если и смогут, то проблем для себя лично потом не оберутся.
А другой знакомый на мои предложения по улучшению положения дел с ИТ ответил так: «То, что ты предлагаешь, подходит для обычного нормального мира. А мы находимся в Зоне, как сталкеры. И тут надо действовать совершенно по-другому».
Дорогие мои! А кто эту самую Зону создал? Кто ее холит и лелеет? Не мы ли сами? Пока мы все верим, что живем в Зоне и дисциплинированно действуем именно так, как она нам диктует, ничего не изменится.
Надо верить
Тут позволю себе вернуться к метафоре замкнутого круга, которую я уже несколько раз использовала в своих статьях. Мы все вместе и каждый по отдельности живем в условиях замкнутых кругов. Надо бы как-то автоматизировать свою повседневную деятельность, но на это не хватает времени, потому что все оно на нее и уходит. Надо бы пойти поучиться, потому что работа не нравится и малооплачиваема, но нет денег и, опять же, времени. «Я работаю плохо, потому что мне мало платят, а мало платят, потому что плохо работаю» – такие сентенции приходилось выслушивать не раз. Продолжать можно до бесконечности. Но эти замкнутые круги невозможно разорвать снаружи. Разорвать их могут только те, кто в них находится. Поэтому «спасение утопающих дело самих утопающих». И если каждый из нас в меру своих сил и способностей будет потихоньку превращать Зону в удобное и приятное для проживания место, то так и будет.
«То, что ты предлагаешь, подходит для обычного нормального мира. А мы находимся в Зоне, как сталкеры. И тут надо действовать совершенно по-другому».
У меня мало надежды на то, что кто-то из сильных мира сего прочтет эти заметки. Но если все же прочтут... Никакие материальные блага никому из нас не удастся взять с собой в иной мир. А оставлять все это детям весьма опасно, как видно из истории, да и современной жизни.
Поэтому не лучше ли направить свои способности на выход из Зоны? Вот уж где можно развернуться и применить свой ум для действительно благой цели. И тогда первая часть данной статьи превратиться из Утопии в самую настоящую реальность.
Говорят, что наши мечты и надежды имеют свойство материализовываться. Поскольку дело это тонкое и хрупкое, я не буду приводить примеры.
Но чтобы стало лучше, в частности, с цифровой трансформацией и просто с автоматизацией, чтобы ИТ перестали быть притчей во языцех и синонимом отсталости и плохой работы, надо поверить в то, что это возможно. Я верю. А вы?
Опубликовано 23.01.2019